23.05.12 
Трагедия, которая произошла в Индонезии с российским авиалайнером Sukhoi SuperJet 100, может закрыт российское небо для украинских самолетов

Вв вторник в офисе компании «Гражданские самолеты Сухого» произошел обыск. Сотрудники Следственного комитета РФ изъяли летную документацию, а также переписку, которая велась между российскими авиаторами и представителями Индонезии. Интерес правоохранителей к авиапредприятию спровоцировала катастрофа, которая произошла 9 мая с самолетом Sukhoi SuperJet 100 во время демонстрационного полета в Индонезии. Напомним, что по непонятным пока причинам самолет врезался в склон горы Салак на высоте 1,5 тыс. м. На борту находились 45 человек: 35 граждан Индонезии, восемь россиян, а также по одному жителю Франции и США. На следующий день после аварии президент России Владимир Путин поручил российским представителям принять «самое активное участие в проводимом расследовании в тесном взаимодействии с индонезийскими партнерами». И сейчас россияне не очень успешно пытаются добиться права расшифровки «черных ящиков» на своей территории.

ПОКУПАТЕЛИ В РАЗДУМЬЯХ

Потенциальными покупателями нового самолета должны были стать не столько российские авиакомпании, сколько потребители в Европе и Азии. Дело в том, что конструкционное расположение двигателей лайнера, как указывали некоторые эксперты, не очень удачно для большинства российских аэродромов. Мол, расположены они слишком низко и могут втягивать в себя различный мусор и пыль, которыми грешат тамошние ВПП. Но на европейском рынке дела у российского авиалайнера не заладились. Сначала 20 машин собиралась купить Alitalia, но задержки с сертификацией самолета побудили итальянцев отказаться от этих планов. Из-за банкротства Malev «накрылся» и контракт россиян на поставку 30 самолетов этой венгерской компании. Перспективным обещал стать азиатский рынок. Индонезийские Sky Aviation и Kartika Airlines намеревались закупить соответственно 12 и 30 «Суперджетов». Но в свете последних событий эти соглашения оказались под вопросом. А за ходом расследования будут внимательно следить и другие потенциальные заказчики.

На сегодня крупнейшими из действующих заказчиков SSJ 100 являются российские компании: «Аэрофлот» и «ВЭБ-Лизинг» (для компании Utair), которые на пару собираются купить более 40 самолетов. И, видимо, в свете последних событий в дальнейшем производители «Суперджетов» будут вынуждены делать ставку исключительно на российский рынок. По крайней мере, в ближайшее время. «Причины крушения самолета под Джакартой (Индонезия, 9 мая) пока не известны, но эта трагедия станет еще одним препятствием на пути реализации масштабных планов развития российской гражданской аэрокосмической отрасли», — сообщило вскоре после катастрофы агентство Fitch. При этом напомнив, что аварии предшествовала трехлетняя задержка начала коммерческой эксплуатации самолета, слабая первоначальная реакция рынка и небольшие операционные сложности после начала эксплуатации в апреле 2011 года. Очевидно, что разогнать на внешних рынках и без того тормозящий проект теперь будет непросто. Ведь следствие может затянуться на год-полтора, а в это время потенциальные покупатели либо решат повременить с заказом, либо же будут выбирать из конкурентов «Сухого»: бразильского Embraer ERJ 190, канадского Bombardier CRJ–900 и, возможно, российско-украинского Ан–148/158.

СУДЬБА АНОВ

Можно не сомневаться, что российские авиационные власти и чиновники не откажутся от развития проекта. По самым скромным оценкам, на него наши соседи уже потратили $1,5 миллиарда.

А в российских СМИ звучали заявления, что SSJ 100 — не что иное, как пылесос, через который государственные деньги всасываются в частные карманы. Кроме того, не так уж редки и аварии, которые случаются с авиатехникой на начальном этапе ее эксплуатации, подобное случалось и с Airbus 320, и с Ан–148. Так что наиболее вероятной площадкой для раскрутки «Суперджета» в ближайшее время будет его родной российский рынок и страны СНГ. При этом достаточно действенным способом для его продвижения будет ограничение присутствия на рынке других машин. Например, украинско-российского Ан–148.

С миру по нитке

Проект Sukhoi SuperJet 100, который реализует «Объединенная авиастроительная корпорация», стал самым амбициозным и многообещающим в истории современной российской авиации. По сути, россияне попытались создать новый перспективный самолет с чистого листа, хотя и выбрали для этого достаточно странный путь. Прежде всего потому, что разработку машины доверили КБ, которое до того никогда не занималось гражданской авиацией. Среди других новаций также привлечение к проекту целого ряда авторитетных иностранных партнеров, в результате чего долю зарубежных комплектующих специалисты оценивают в 70–80%. При этом консультантом по общим вопросам выступила американская корпорация Boeing, а миноритарным акционером проекта — итальянская Alenia Aeronautica, дочерняя компания корпорации Finmeccanica, подконтрольной итальянскому правительству.

Эти два проекта считают конкурентами всех, кроме производителей, которые указывают на разные регионы использования машин. «SSJ 100 — это «паркетник» с низкой посадкой двигателей, он требует чистое бетонное покрытие и ангарное хранение. Ан–148/158 — машина не столь требовательная к аэродрому и хранению. Поэтому они конкурируют по числу пассажиров. Но у Ан–148 более широкая география применения», — считает Владимир Рыжов, советник генконструктора ГП «Антонов». Пока же эти тезисы не подтверждаются практикой. Так, «Гражданские самолеты Сухого» смогли заключить контракт на поставку двух SSJ 100 для авиакомпании «Якутия» (хотя если следовать логике, это ниша Ан–148). Первая машина должна поступить в этом году, вторая — в следующем. Ситуация с «Якутией» вообще обещает стать показательной. Через день после катастрофы в якутском министерстве транспорта заявили, что решение о поставках двух SSJ 100 для местной авиакомпании будет принято лишь после завершения расследования. А уже во вторник замглавы местного правительства Анатолий Скрыбыкин сказал, что крушение лайнера, по всей вероятности, произошло не по технической причине и производство никто не останавливал. Поэтому оба самолета ожидаются в срок.

Гендиректор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев и раньше полагал, что Россия в лице ОАК будет препятствовать развитию Ан–148. «Мне директора авиакомпаний подтверждают, что есть у них желание взять Ан–148, но к ним приезжают определенные лица и говорят: если возьмешь Ан–148, не будет кредитов в банке, не будет иных преференций. И эти предполагаемые контракты на 176 самолетов SuperJet — это отнятые в административном порядке потенциальные контракты на покупку Ан–148», — заявил он журналистам в конце апреля в Москве на выставке «Двигатели–2012». Теперь же ситуация, видимо, только усугубится.

Джерело Комментарии   Автор: Тимур Харов