25.09.12 
¬есной прошлого года из аэропорта «Ѕорисполь» в столичные ∆ул€ны перешла известна€ low-cost компани€ Wizz Air. Ѕюджетные авиалинии на пор€док увеличили пассажиропоток аэропорта « иев», сделав его п€тым по объемам перевозок в стране. — начала этого года из «Ѕориспол€» больше не летает и авиакомпани€ «ё“эйр-”краина». ј в скором времени в « иев» переберетс€ один из крупнейших российских авиаперевозчиков — «“рансаэро». ƒл€ «Ѕориспол€» это станет ощутимой потерей — ведь росси€не могут ежегодно перевозить по маршруту ћосква —  иев — ћосква около 220 тыс€ч пассажиров. ѕодробных комментариев представители авиакомпаний не дают, однако люди, осведомленные о состо€нии дел в отрасли, полагают, что среди причин могут быть претензии к сервису и стоимости обслуживани€.

«”краине нужны не столько новые терминалы, сколько новые подходы к ведению авиационного бизнеса»

Ѕегство авиаперевозчиков из главных воздушных ворот страны активно обсуждаетс€ не только в —ћ», но и на различных интернет-форумах. ѕо мнению известных блогеров, перебазирование авиакомпании из одного аэропорта в другой — это еще полбеды. —амое непри€тное, что в ”краину по-прежнему не хот€т приходить европейские лоу-костеры (бюджетные авиаперевозчики). ¬ результате авиабилеты в нашей стране сто€т дороже, чем где-либо в ≈вропе.

— Ќи министры, ни президенты, ни большой бизнес не став€т препоны дл€ иностранных лоу-костеров, — пишет в своем блоге руководитель јссоциации наружной рекламы јртем Ѕиденко. — ѕричина чрезвычайно банальна — завышенные расценки аэропортов, которые делают невыгодными дешевые пассажирские перевозки. »ногда просто интересно сравнивать, сколько услуги аэропорта сто€т в ”краине и за рубежом. Ќапример, удивл€ет, почему процесс сканировани€ мен€ и моих вещей (называетс€ это сбором за авиационную безопасность) в «Ѕорисполе» стоит 4 доллара, а в берлинском “егеле 0,74 евро, то есть менее 1 доллара. ¬озможно, в Ѕерлине хуже система безопасности? —омнительно... Ёто вопрос жадности, котора€ ни к чему хорошему не приводит...

¬ конце июл€ одно из украинских интернет-изданий сделало видеорепортаж в пустом терминале D аэропорта «Ѕорисполь». Ќасколько мне известно, ситуаци€ с того времени не особенно изменилась. ƒогадайтесь почему? ¬озможно, ”краине необходимы не столько новые терминалы, сколько новые подходы к ведению бизнеса — и, в частности, бизнеса авиационного?

ѕредставители авиакомпаний в своих комментари€х на эту тему менее откровенны.  ак, например, отмечают в Wizz Air, работа в ∆ул€нах больше отвечает бизнес-модели бюджетной компании. ¬прочем, по словам экспертов, за этой дипломатической фразой пр€четс€ довольно прозаический смысл: за полтора года обслуживани€ в ∆ул€нах у компании не зарегистрировано ни одного случа€ воровства багажа. ћежду тем в «Ѕорисполе» за прошлый год зафиксировано около трехсот краж, а за первое полугодие 2012-го — около сотни. Ќо эти цифры, надо понимать, верхушка айсберга: значительное число обворованных обнаруживают пропажу слишком поздно или далеко от аэропорта, и лишь немногие их них возвращаютс€, чтобы сообщить о краже. ¬едь жертвами воров чаще всего станов€тс€ пассажиры, которые лет€т транзитом.

 ак увер€ют знающие люди, кражи происход€т перед подачей вещей на багажную карусель. ’от€ в отделении разгрузки полно систем видеонаблюдени€, некоторые грузчики так умело прикрывают багаж своим телом, что камеры не засекают их преступных действий. ¬оришки обзавелись приспособлени€ми, которые сканируют содержимое пригл€нувшихс€ чемоданов.

ѕоймать их за руку крайне сложно. √рузчику достаточно даже во врем€ обыска незаметно выбросить краденое, и он чист перед законом.

— ¬ течение трех мес€цев этого года мы в «Ѕорисполе» провер€ли всех, — говорит начальник пресс-службы √лавного управлени€ ћ¬ƒ  иевской области Ќиколай ∆укович. — Ќашли много «бесхозных» вещей. Ќапример, в багажном отсеке самолета стоит грузчик, и у его ног лежат сережки. —прашиваем: «“вое?» ј он: «Ќет, ничего не знаю». ћы забираем вещи, оформл€ем и отдаем пассажирам. Ќе исключено, что сережки могли лежать у грузчика в кармане, и он их воврем€ выбросил. Ќо это недоказуемо.

Ќиколай ∆укович по€сн€ет, что оброненна€ вещь даже не может считатьс€ краденой: за€влени€ о ее пропаже на тот момент в милицию не поступило, ведь пассажир вр€д ли станет провер€ть свои вещи пр€мо в аэропорту.

ѕассажиры, знакомые с реали€ми «Ѕориспол€», старательно обматывают свой багаж пленкой, пыта€сь уберечьс€ от кражи. ”паковка вещей (довольно постыдное, по сути, €вление) превратилась в главных воздушных воротах ”краины в масштабный бизнес — в аэропорту работает пор€дка 30 аппаратов по обматыванию пленкой чемоданов и сумок! (ƒл€ сравнени€: в главном аэропорту ‘ранции Ўарль-де-√олль така€ машина всего одна.) —тоимость услуги по упаковке чемодана — 30-35 гривен. (ѕо оценкам экспертов, в год выходит пор€дка двух миллионов долларов.) ѕассажиры между собой называют эти деньги «налогом на страх». ѕравда, никакой гарантии от вскрыти€ вашего багажа целлофан не дает — просто повозитьс€ с обмотанным чемоданом придетс€ дольше, чем с необмотанным.

««аправить самолет в „Ѕорисполе“ стоило дороже, чем в большинстве европейских аэропортов»

 ѕон€тно, что воровство в аэропортах не исчезнет в один момент как по мановению волшебной палочки. »скорен€ть его надо системно, а это процесс длительный. Ќа самом деле ни один аэропорт в мире не может похвастатьс€ полным решением проблемы воровства багажа. Ќо создать механизм, который бы максимально противодействовал кражам, в «Ѕорисполе» без сомнени€ можно.  онечно, и сейчас с воровством борютс€: в мае в аэропорту на гор€чем была задержана группировка из п€ти человек. Ћетом арестовали еще трех грузчиков и сотрудника департамента внутренней безопасности аэропорта, которые систематически обворовывали чемоданы. —реди краденого — золотые цепочки, крестики, несколько дес€тков колец, дорогие запонки, кулоны и браслеты, около 30 наручных часов. «”мельцы» также вытаскивали из сумок фотоаппараты, очки и даже духи. —праведливости ради надо отметить, что в последнее врем€ громкие случаи воровства не так часты, как еще несколько лет назад — когда, к примеру, из кубка нашей шахматной сборной украли бриллиант.  ак же прекратить воровство багажа в аэропорту? Ёксперты считают, сделать это возможно, лишь нан€в работников не из местных, бориспольских. „то позволит побороть «земл€чество», за много лет прочно пустившее корни в «разгрузочный бизнес». ”вы, кадровый вопрос в аэропорту поделен между украинским филиалом международной компании Swissport и местной администрацией. ƒл€ сравнени€: в ∆ул€нах Swissport самосто€тельно принимает на работу грузчиков и контролирует погрузку-разгрузку.

 ак отмечают представители авиаперевозчиков, проблема краж бьет прежде всего по их имиджу, ведь ответственность за сохранность багажа по закону несет авиакомпани€. Ќо что-либо сделать авиалинии не могут при всем своем желании, так как не они нанимают грузчиков.

— ¬ зарубежных аэропортах мы провели тендер и выбрали те хэндлинговые компании (фирмы, занимающиес€ наземным обслуживанием авиарейсов. — –ед.), которые посчитали наиболее надежными, — сообщил представитель одной из ведущих украинских авиакомпаний. — ¬ «Ѕорисполе» мы сталкиваемс€ с монополией и такой возможности не имеем.

”вы, «Ѕорисполь» славитс€ подобным «стилем» ведени€ бизнеса не только в том, что касаетс€ разгрузки и погрузки багажа.   примеру, три года назад здесь вспыхнул «керосиновый» скандал, когда две компании, поставл€ющие топливо, взвинтили на него цену до совершенно неадекватного уровн€. ¬ результате заправка самолета в главном украинском аэропорту оказалась одной из самых дорогих в мире. —тоимость тонны керосина в аэропортах јмстердама была дешевле на 300 долларов. ¬ результате и компани€м-поставщицам, и самому «Ѕорисполю» были выдвинуты обвинени€ в злоупотреблении монопольным положением.

—ледственна€ группа јнтимонопольного комитета вы€снила, что завышалась не только цена топлива, но и услуги по заправке. «а тонну керосина, котора€ закачивалась в бак самолета, в «Ѕорисполе» требовали 480 гривен, что заметно превышало соответствующие цены в аэропортах јвстрии, „ехии, ‘ранции, »талии, »спании. ¬ итоге аэропорту пришлось заплатить огромный штраф. “ем не менее, как недавно отметил топ-менеджер одной из работающих в ”краине авиакомпаний, европейские бюджетные авиалинии по-прежнему не хот€т летать в нашу страну по причине дороговизны заправки самолета.

— «Ѕорисполь» может снизить размеры аэропортовых сборов, но это не решит проблему прихода лоу-костеров, — за€вил он.
 «÷ены на еду в нашем главном аэропорту, как в самом роскошном ресторане»

—тоит отметить, что своей приверженностью к разного рода монопольным услугам «Ѕорисполь» снискал себе недобрую славу и у пассажиров. Ќа многих сайтах дл€ путешественников вис€т предупреждени€ о том, что кофе и чай в зоне вылета аэропорта продает лишь одна фирма. ѕричем чашка кофе в кафе стоит 49 гривен — дороже, чем в аэропортах ћилана, ѕарижа или Ћондона.

— я покупаю капучино за 1,95 евро в италь€нских аэропортах, что значительно дешевле, чем в ”краине, — делитс€ наблюдени€ми один из посетителей сайта.

Ќе удовлетвор€ет потребител€ ни количество точек общепита, ни качество еды в аэропорту.

— «а последние два года произошел просто дикий откат в прошлое, — отмечает менеджер одной из киевских фирм »лона ћальчевска€, котора€ по долгу службы летает из «Ѕориспол€» по нескольку дес€тков раз в году. — ¬о-первых, чтобы перекусить в аэропорту, надо пор€дком пройтись, кафе разбросаны по терминалам без какой-либо пон€тной системы. ÷ены в них — как в роскошном трехзвездочном «мишленовском» ресторане. ј вот качество... ƒа бортовое питание порой лучше! — недавних пор не работают магазины беспошлинной торговли duty-free, в которых можно было приобрести хоть какую-то нормальную пищу, не говор€ уже о других товарах. я могу себе представить, что о нас думают иностранцы.

ќгромные неудобства принос€т пассажирам и перемещени€ между терминалами. ќсобенно тем, кто путешествует с маленькими детьми.

— ¬ начале августа вернулись с семейного отдыха в “урции, — рассказывает киевл€нин јндрей ¬арченко. — –ейс был рано утром, годовалый сынишка, пон€тное дело, уснул на руках. ¬ышли из терминала F, до остановки скайбуса у терминала C, казалось бы, рукой подать. Ќо в маленький автобус, подъехавший к терминалу, мы не сели.  то прилетел налегке, тот и успел. ѕодождали следующий — та же истори€. ѕришлось нам тащитьс€ с чемоданами до остановки почти километр. ¬от такой «сервис».

ѕо мнению экспертов, уйти из «Ѕориспол€», веро€тно, хотели бы многие перевозчики. ќднако некоторым невыгодно переходить в ∆ул€ны или переводить туда часть рейсов по техническим причинам, объ€сн€ет заместитель директора ÷ентра политического и экономического анализа јнтон  равченко. ѕо его словам ћј” и «јэро—вит» базируютс€ в «Ѕорисполе», у авиакомпании «—ибирь» — договор о сотрудничестве с ћј”, у «јэрофлота» — с «јэро—витом».   тому же эти авиакомпании зачастую более сосредоточены на стыковочных пассажирах. ѕоэтому, несмотр€ на все свои неудобства, «Ѕорисполь» во многом остаетс€ безальтернативным вариантом — как дл€ авиакомпаний, так и дл€ пассажиров. ј это значит, что ”краине придетс€ сделать так, чтобы главный аэропорт страны все-таки пересмотрел свое отношение к авиационному бизнесу.

»сточник ‘акты   јвтор: јнна —»¬≈Ќ ќ