14.01.13 
Крупнейшая украинская авиакомпания "АэроСвит" начала передавать свои активы ближайшему конкуренту. В пятницу "Международные авиалинии Украины" сообщили, что уже переоформили на себя два самолета Boeing 737-800 NG, которые до сих пор эксплуатировал "АэроСвит".

Источники утверждают, что на этом передача судов не закончится, и переданы будут именно те, которые принадлежат компаниям, аффилированным со структурами совладельца "АэроСвита" Игоря Коломойского. Сам "АэроСвит" при этом вряд ли продолжит операционную деятельность, добавляют они.

В минувшую пятницу "Международные авиалинии Украины" (МАУ) пополнили свой флот самолетом Boeing 737-800 NG (2012 года выпуска, 180 кресел), сообщила пресс-служба авиакомпании. Еще один такой самолет компания получит 14 января. Эти воздушные суда находились в эксплуатации у "АэроСвита". МАУ же получили их у неназванной "европейской лизинговой компании сроком на 12 лет" на условиях операционного лизинга. При этом самолеты уже успели пройти официальную процедуру регистрации в Украине.

Теперь МАУ смогут существенно расширить сеть, в том числе в Восточную и Южную Европу, Скандинавию, СНГ, Россию и Среднюю Азию, отметил исполнительный вице-президент МАУ Евгений Трескунов. Авиакомпания уже объявила о начале продажи билетов на летнюю навигацию на десять новых международных направлений, ранее обслуживаемых "АэроСвитом".

29 декабря 2012 года Хозяйственный суд Киевской области открыл производство по делу о банкротстве "АэроСвита". С инициативой банкротства выступил сам перевозчик: на 27 декабря его задолженность превысила 4,2 млрд грн, общая балансовая стоимость активов составила 1,46 млрд грн. Уже в начале января у "АэроСвита" возникло множество проблем с выполнением рейсов — ряд аэропортов (Варшавы, Тель-Авива, Копенгагена и Стокгольма) и партнеров отказались обслуживать авиакомпанию. Для возвращения застрявших в аэропортах более 1 тыс. пассажиров "АэроСвита" подключился МИД.

В "АэроСвите" утверждают, что не собираются прекращать операционную деятельность: авиакомпания рассчитывает на процедуру санации предприятия. ""АэроСвит" не останавливает оперирование и продолжит выполнение текущих обязательств перед контрагентами",— заявляла пресс-служба авиакомпании.

Нынешняя ситуация с отменой и задержками рейсов, а также возбуждение дела о банкротстве "АэроСвита" — спланированная акция, утверждают источники "Ъ", знакомые с ситуацией. Более месяца назад один из источников "Ъ" заявил, что 5-6 января авиакомпания будет объявлена банкротом, а многие пассажиры станут заложниками ситуации: большинство рейсов будут отменены. А уже в начале декабря "АэроСвит" объявил о начале реструктуризации компании и сокращении штата (см. "Ъ" от 6 декабря 2012 года). На конец 2011 года в нем числилось 2568 человек.

Подробности планируемой реструктуризации руководство "АэроСвита" наотрез отказывалось комментировать даже тогда, когда в МАУ официально заявили, что весной начнут эксплуатировать в качестве оперирующего перевозчика практически все международные рейсы "АэроСвита" (см. "Ъ" от 21 декабря 2012 года). Фактически доступ к направлениям "АэроСвита" компания получает благодаря договору компаний о код-шеринге (совместной эксплуатации воздушной линии). "Все предположения о том, что МАУ и "АэроСвит" объединяются, не соответствуют действительности. Компании больше года активно сотрудничают",— заявил в конце года "Ъ" сопредседатель набсовета и совладелец "АэроСвита" Григорий Гуртовой.

Финансовое положение "АэроСвита" резко ухудшилось в прошлом году. По итогам I полугодия его кредиторская задолженность выросла на 50%, до 2,2 млрд грн; долг перед банками составил 1,6 млрд грн. Убыток от операционной деятельности составил 623 млн грн, а общий непокрытый убыток — 3,5 млрд грн. В авиакомпании объясняли это кризисом в авиационной отрасли. Но на самом деле порядка 60% долгов "АэроСвита" накопилось перед структурами, аффилированными с совладельцем "АэроСвита" и ПриватБанка Игорем Коломойским, утверждают источники "Ъ". "Большая часть долгов накопилась перед лизинговыми компаниями Игоря Коломойского. Порядка 15 самолетов "АэроСвита" (всего их на конец 2012 года было 29.—"Ъ") находятся в его собственности",— говорит один из партнеров—контрагентов авиакомпании. Также имеются долги и за авиационное топливо, которое авиакомпании продавали структуры "Укртатнафты" господина Коломойского. Глава правления "Укртатнафты" Павел Овчаренко отказался от комментариев.

31 декабря 2012 года состоялось собрание акционеров МАУ. Со слов участников собрания источники знают, что на нем были представители господина Коломойского, хотя тот факт, что бизнесмен уже более полугода является акционером авиакомпании, в МАУ неоднократно опровергали. "Никакого изменения состава акционеров не произошло. Лично я остался совладельцем компании",— заверил совладелец МАУ Арон Майберг. Источники говорят, что представители господина Коломойского на собрании настаивали лишь на том, что его самолеты МАУ должны взять в лизинг на условиях бизнесмена. "Менеджменту дали понять, что Игорю Коломойскому не так важно, как дальше будут развиваться МАУ, ему важно, чтобы он продолжил получать прибыль от самолетов. С авиацией бизнесмен уже "наигрался", сложилось впечатление, что из этого бизнеса он готов выйти",— утверждает собеседник.

На сайте авиакомпании "Днеправиа" (актив Игоря Коломойского) уже размещено объявление о прекращении с 8 января операционной деятельности. Еще одна принадлежащая структурам бизнесмена авиакомпания — "Донбассаэро" — начала передачу своих судов авиакомпании Windrose, работать предприятие в скором времени не будет. "То же ожидает и "АэроСвит". Самые интересные среднемагистральные направления возьмут на себя МАУ. А дальнемагистральные рейсы будут закрыты, так как они убыточны",— говорит источник , близкий к лизинговому бизнесу. "Дальнемагистральные рейсы мы открывать не планируем",— заявил источник в МАУ.

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына - Игорь Бурдыга - Андрей Леденев