11.02.13 
Вообще-то, в авиации никогда не употребляют слово «последний». Говорят «крайний». Но ошибки в заголовке, в данном случае, нет.

Последние 6 лет Николаевский аэропорт неизменно приковывает к себе внимание местной общественности, а освещение событий вокруг него в СМИ воспринимается как бесконечный сериал. Отсутствие публикаций о Коммунальном предприятии «Международный аэропорт Николаев» (КП «МАН») считается в новостных редакциях ЧП, чреватым падением рейтинга издания.

В предыдущих сериях нашей «Санта-Барбары» губернатор признал ситуацию на КП «МАН» сложной и 7 февраля 2013 года назначил временно исполняющим обязанности директора аэропорта некого Владимира Базаренко. Человек он, может быть, и неплохой, однако в авиационных кругах совершенно неизвестен. Да и образование у подполковник запаса совсем не авиационное: Уccypийcкoe выcшee вoeннoe aвтoмoбильнoe кoмaнднoe yчилищe, cпeциaльнocть — инжeнep пo экcплyaтaции aвтoмoбильнoй и бpoнeтaнкoвoй тexники. Со всеми вытекающими и совершенно не летающими последствиями.

Автор не ставит под сомнение кадровое решение губернатора Круглова. А вот тщательность подготовки материалов к этому назначению специалистами ОГА вызывает серьезные вопросы. Во всяком случае, Николаю Петровичу, очевидно, стоит ознакомиться с некоторыми обстоятельствами назначения инженера по эксплуатации бpoнeтaнкoвoй тexники, о которых его подчиненные, скорее всего, предпочли умолчать.

7 февраля 2013 года Владимир Базаренко появился в аэропорту не один. Его сопровождал бывший работник СБУ Леонид Добрыдник. Уже через 10 минут после своего появления на коммунальном предприятии и, даже не будучи официально трудоустроенным, бывший чекист потребовал оригиналы договоров КП «МАН» с ЗАО «Авиакомпания Воларе» и ООО «Аэротехсервис» - причем потребовал у своего будущего начальника. Такое вот обескураживающее, но не удивительное для тех, кто за данной темой следит давно, нарушение субординации «менеджера» из спецслужб.

Для тех же, кто не знаком с началом «аэропортовского сериала» поясним, что в Николаевском аэропорту ЗАО «Авиакомпания Воларе» и ООО «Аэротехсервис» постоянно «проживают» с 2001 года. В 2007 году собственник этих компаний – господин Ликаренко — при активном содействии тогдашнего губернатора Гаркуши пытался превратить аэропорт в бесплатную стоянку воздушных судов «Авиакомпании Воларе», а заодно и в дармовую ремонтную базу воздушных судов советских типов. Спрос в этом сегменте рынка есть и будет оставаться стабильным еще достаточно долго. «Новости-N» писали об этом в статье «Борьба за Николаевский аэропорт продолжается».

Читателям будет интересно узнать, что Леонид Добрыдник стал «бывшим работником СБУ» не по собственной воле. Из конторы он был уволен «за дискредитацию», причем не просто уволен, а даже лишен воинского звания «капитан» - редчайший случай, между прочим. Говорят, что причиной беспрецедентного увольнения стало чрезмерно активное, скажем так, «сопровождение» КП «МАН» и еще одного государственного завода – Николаевского авиаремонтного предприятия (ГП НАРП), директором которого как раз и является господин Ликаренко.

Дело в том, что ООО «Аэротехсервис» и ГП НАРП занимаются одним и тем же — ремонтом воздушных судов типов Ил-76, Ан-12, Ан-26. Как же может быть, чтобы владелец ООО «Аэротехсервис» Ликаренко работал одновременно и директором госпредприятия, своего основного конкурента? Оказывается, в нашей стране и такое возможно. Но дело не в этом. А в том, что ГП НАРП имеет на складах со времен СССР бесчисленное количество комплектующих и запасных частей к тем самым самолетам Ил-76, Ан-12 и Ан-26. Запчасти эти по нынешним временам стоят дорого, очень дорого, и тот, кто ими распоряжается, подобен владельцу волшебной лампы Аладдина. Теперь понятно, зачем владельцу «Аэротехсервиса» быть директором «НАРПа»? А для прикрытия «незаметного перемещения» запчастей из одного мест в другое и «куратор из СБУ» пригодится.

Но чтобы окончательно замкнуть цепочку, когда дорогостоящие запчасти незаметно перемещаются туда, куда надо, нужно «там, где надо» иметь своего директора. Ведь аэропорт — режимный объект, туда кто попало войти не может, и ввезти что кому захочется — не просто. Поэтому «свой» директор крайне важен — он необходим, как воздух!

Есть и еще одно обстоятельство. ООО «Аэротехсервис» вместе с ЗАО «Авиакомпания Воларе» являются крупнейшими должниками Николаевского аэропорта. Общая сумма долга — более миллиона гривен. Из-за этого долга в аэропорту прочно осели несколько самолетов, принадлежащих «Воларе»: Ил-76, Ан-12. Их не выпускают, пока компания не заплатит долги. Во всяком случае, так делали предыдущие директора аэропорта. А платить-то не хочется. И тут рождается схема, достойная самого Остапа Бендера.

В распоряжение «Новостей-N» попала видеозапись, сделанная в одном из николаевских кафе летом минувшего года. Четыре человека обсуждают деликатный вопрос: как на чистых листах бумаги, но уже проставленной печатью аэропорта смастерить что-нибудь типа договора займа, миллиона на три долларов. В распоряжении теплой компании имелись не только чистые листы с печатью аэропорта, но и ксерокопия паспорта бывшего директора аэропорта Андрея Кейяна — именно его подпись планировалось поставить под фиктивным договором займа. Как попали чистые листы с печатью аэропорта и ксерокопия чужого паспорта в руки заговорщиков — разговор отдельный. Есть мнение, что здесь не обошлось без бывшего главного бухгалтера КП «МАН» Ларисы Пляшечко, которая — надо же, какое совпадение! - сейчас работает заместителем по финансовым вопросам у господина Ликаренко, в ГП НАРП. «Заговорщики» на видеозаписи ведут разговор в сугубо деловом русле: обсуждаются возможности сделать фиктивный документ через одну из чеченских фирм, варианты, как лучше составить договор и т.д. Мелькают слова «чечены...», «Урус-Мартан...» «три миллиона долларов...», «Круглов порвет...». Крайним в результате появления фиктивного документа планировалось сделать Андрея Кейяна — именно его по замыслу организаторов аферы и должен был «порвать» губернатор Круглов.

Схема же придумана следующая: аэропорт получает от должников оплату задолженности по обслуживанию и ремонту самолетов. И тут же возвращает эти деньги плательщику по тому самому фиктивному договору займа, который якобы подписал Кейян. Хитро, правда? И долг погашен, и денежки остались в кармане, и самолеты можно забирать. Но и это еще не все! Что такое один миллион двести тысяч гривен? Всего каких-нибудь 150 тысяч долларов. А общая сумма фиктивного договора займа — 3 миллиона «зеленых»! Остатка по фиктивному займу в сумме 2 миллиона 850 тысяч хватит, чтобы бесплатно находиться в Николаевском аэропорту лет 30!

Один из участников разговора в кафе удивительно похож на делового партнера Ликаренко и одновременно заместителя директора ООО «Аэротехсервис» - некоего Анатолия Головченко. А милая женщина — на его юристконсульта. Фрагмент видеозаписи этого интереснейшего разговора мы предлагаем нашим читателям. Полная запись этого и ряда других, не менее интересных бесед, касающихся афер вокруг николаевского аэропорта, имеются в распоряжении редакции.

И еще один нюанс. Сертификат аэродрома КП «МАН», а также все другие его авиационные разрешительные документы, ни ЗАО «Авиакомпания Воларе», ни ООО «Аэротехсервис» совершенно не нужны. Свою хозяйственную деятельность они могут осуществлять на любой технически пригодной площадке с ВПП. И что уже было в их истории отношений с аэропортом. Так, в 2003-2006 г.г. коммунальное предприятие «Международный аэропорт Николаев» не имело ни сертификата аэродрома, ни международного сертификата службы авиационной безопасности. И, к слову, многих других лицензий, разрешений тоже, они были получены КП «МАН» в последующие периоды времени. А предприятия господина Ликаренко в это же время свою работу не прекращали, но, как и сегодня, услуги, работы, товары (электроэнергию, например) аэропорту не оплачивали.

Именно поэтому надеяться на то, что новоназначенный врио директора КП «МАН» Базаренко серьезно озаботится получением его сертификатов совершенно наивно. Его задача сегодня – с помощью фиктивных договоров дать «окопаться» в пока еще аэропорту ЗАО «Авиакомпания Воларе» и ООО «Аэротехсервис», и второе — выпустить воздушные суда, отремонтированные при помощи «левых» запчастей и застрявшие в Николаевском аэропорту по воле его предыдущего директора Лугового. В николаевских СМИ его не пнул только ленивый, однако, при всех его действительных недостатках, самолеты фирм-должников он без оплаты не выпустил, за что и поплатился. Уж очень не хочется возвращать клиентам «Аэротехсервиса» уже оплаченные ими 600 тыс. долларов.

Судя по всему, в судьбе многострадального Николаевского аэропорта, именно аэропорта, не говоря уже о его международном статусе, перевернута последняя страница. Автору хочется надеется на лучшее, но даже любимая «Санта-барбара» когда-нибудь заканчивается.