26.03.13 
Авиакомпании могут получить льготные условия для лизинга украинских самолетов. Правительство опубликовало программу, в которой обещает, что лизинговые ставки для эксплуатантов не превысят 9,5%. Впрочем, два года назад о подобной программе уже заявляли в правительстве, но денег на самолеты так и не нашли.

Авиакомпании смогут претендовать на льготные условия лизинга украинских самолетов. Речь идет о ставке кредитования на уровне учетной ставки Нацбанка (7,5%) плюс 2%, сказано в программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы, которую правительство обнародовало вчера. Для сравнения: по данным НБУ, средняя ставка по долгосрочным кредитам, которые выдавались в этом году юридическим лицам, составила 18,3%.

Кабмин обещает ввести эти меры для стимулирования авиастроения (подробнее о других мерах см. справку). Ежегодный объем продаж авиатехники благодаря этому должен увеличиться на 5 млрд грн. Для сравнения: в 2012 году "Антонов" произвел всего восемь самолетов: пять Ан-32 и три Ан-148 на сумму не более 1,3 млрд грн. "Эти меры призваны обеспечить безубыточность деятельности Харьковского государственного авиапроизводственного предприятия и улучшить финансово-экономические показатели серийного производства самолетов на киевском госпредприятии "Антонов"",— говорится в документе.

Вся программа по лизингу оценивается в 5 млрд грн, причем источником финансирования программы указан не бюджет, а средства, привлекаемые под госгарантии. Кто конкретно и на каких условиях должен привлечь это финансирование, в документе не указывается. "У государства нет средств. Все эти программы — для отвлечения внимания, не более, ведь ситуация за эти два года не улучшилась",— говорит источник, знакомый с ситуацией в аппарате правительства. "Кроме механизмов предоставления госгарантий, импортозамещения и льгот, ничего нового в этой программе нет",— добавляет гендиректор Бюро экономических и социальных исследований Валерий Гладкий.

Еще в феврале программа Кабмина не предусматривала существенных льгот для авиапромышленности. На стадии разработки из документа были изъяты меры, предусматривающие госзаказ, госгарантии, доступное кредитование для лизинговых компаний и запрет на импорт самолетов-аналогов, срок эксплуатации которых превышает 10 лет. Из 13 условно стимулирующих мер в программе осталась всего одна — создание мощностей для увеличения производства шасси самолетов Ан-140 и Ан-148 (см. "Ъ" от 12 февраля). "Нам не хотят помогать. Мы только начали становиться на ноги, а Минфин намерен отменить льготы. Это несет риски увеличения себестоимости продукции и потери клиентов",— рассказывает"Ъ" директор по корпоративным связям компании "Мотор Сич" Владимир Семенов. По его словам, во многих странах работают программы поддержки отрасли. К примеру, в Германии и Бразилии госбанки предоставляют льготные кредиты не под 25%, а под 3%, а также финансируют экспортных заказчиков.

Отрасли долго добивались подобных льгот, говорит заместитель генерального конструктора ГП "Антонов" Александр Кива. "Два года назад была разработана хорошая программа по стимулированию покупки отечественных самолетов украинскими авиакомпаниями. Тогда потребность в самолетах в течение семи лет оценивалась примерно в 50 единиц Ан-148 и Ан-158",— напомнил господин Кива. Если новая программа будет профинансирована хотя бы частично, "Антонову" это очень поможет, говорит Александр Кива. В прошлом году ГП "Антонов" сократило чистую прибыль на 80%, до 39,33 млн грн, чистый доход вырос на 2,89%, до 3,22 млрд грн.

Два года назад Мининфраструктуры под руководством Бориса Колесникова создало подразделение "Антонов Финанс" (ранее — "Лизингтехтранс"). Оно должно было заниматься лизингом Ан-148 и Ан-158 (рыночная стоимость $29 млн и $34 млн соответственно) для украинских авиаперевозчиков со ставкой, не превышающей 2% от стоимости самолета, вместо рыночных ставок свыше 10% (см. "Ъ" от 4 августа 2011 года). Однако тогда необходимые средства для реализации программы Бориса Колесникова так и не были найдены, говорит господин Кива.

Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" сейчас активно эксплуатирует эти самолеты на международных маршрутах (на условиях мокрого лизинга), отметила пресс-секретарь компании Евгения Сацкая. "Однако впечатления от длительной эксплуатации этого самолета довольно противоречивы. Мы надеемся, что после определенных конструкционных доработок, потребность в которых доказала опытная эксплуатация, самолет станет более экономичным и эффективным. Тогда компании будут с удовольствием эксплуатировать эти суда",— добавила она.


Что еще обещают авиапредприятиям

Вся программа стимулирования авиаотрасли оценивается Кабмином в 10,4 млрд грн в 2013 году и 423 млн грн — в 2014 году. В документе предусмотрены, в частности: создание дополнительных мощностей на Южмаше для увеличения объема производства шасси самолетов Ан-140 и Ан-148; удешевление кредитов, полученных предприятиями авиаотрасли в коммерческих банках; обеспечение формирования госзаказа на авиатехнику. "Антонов Финанс" должен быть подчинен Минпромполитики, а ГП "Антонов" планируется преобразовать в Государственную холдинговую компанию. "Мотор Сичи" удалось добиться включения в программу пунктов об организации производства вертолетной техники.

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына