29.05.13 
Директор аэропорта «Херсон» Ярослав Агафонов о возобновлении деятельности предприятия после шестилетнего перерыва, бизнес-авиации, а также интересе со стороны российских и турецких авиакомпаний в эксклюзивном интервью порталу ЦТС.

Аэропорт «Херсон» возобновил работу после шестилетнего простоя. Оценив все условия – отсутствие пассажиропотока и наличие определенной деловой активности в регионе – руководство предприятия приняло решение ориентироваться на бизнес-авиацию.

Несколько лет неуспешной работы в статусе ООО привели Херсонский аэропорт к запустению и долгому вынужденному простою. Осенью 2012 года власти региона завершили конфликт с инвестором предприятия, вернув аэропорт и почти 300 гектаров территории в коммунальную собственность – под эгиду областного КП «Херсонские авиалинии». Тогда же были выделены первые 2 млн грн – на проведение работ по реконструкции и сертификации. На восстановление было дано полгода.

Какие работы по реконструкции уже осуществлены и насколько аэропорт готов к работе?

- Коммунальное предприятие областного совета «Херсонские авиалинии», являющееся  управляющей компанией аэропорта, получило на баланс имущественный комплекс в октябре 2012 года. Когда мы зашли сюда полгода назад – тут была трава по пояс, здание аэровокзала стояло полуразрушенным, без воды, канализации, без стекол, протекала крыша. За прошедшие полгода нами проведена первая очередь реконструкции аэровокзального комплекса, полностью восстановлена система водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Проведены работы по восстановлению взлетно-посадочной полосы, перрона. Сейчас аэровокзал может принимать 100-150 пассажиров в час на вылет и прилет одновременно. Если вырастет объем перевозок, мы сможем увеличить мощность до 400 человек.

Конечно, у нас есть еще проблемы с техническим оснащением: к сожалению, почти полностью разворована светосигнальная система, требует обновления навигационная система. Но состояние взлетной полосы, перрона, аэровокзального комплекса все же дает нам немалые перспективы.

На первый этап работ по реконструкции мы получили 5 млн гривен, на сегодня уже освоено почти 4 млн. Параллельно проводили процесс сертификации предприятия, получили сертификат аэродрома, авиационной безопасности, подготовили Инструкцию по производству полетов.

В апреле мы официально открыли аэропорт. В день открытия был даже один вылет – его осуществила наша базовая авиакомпания «Херсон-авиа», занимающаяся авиационно-химической деятельностью в сельском хозяйстве.

В каком состоянии находится взлетно-посадочная полоса?

- Тот факт, что аэропорт не работал в течение последних шести лет, возможно, и способствовал тому, что она не разбита. К тому же, Херсонский аэропорт – один из последних, построенных в советское время. На сертификацию мы приглашали специалистов профильных институтов. Экспертиза показала, что полоса в отличном состоянии, гарантия еще на ближайшие десятилетия.

Сама полоса длиной 2,5 километра позволяет принимать современные самолеты. Можем  принимать все среднемагистральные самолеты – типа «Boeing-737», «A-320», «Ту-154», транспортные «Ан-12», «Ил-76». Пока мы не можем принимать только дальнемагистральные лайнеры, но надеюсь, что всему свое время.

Где предприятие намерено изыскать средства для дальнейших этапов реконструкции? Идет ли поиск базового инвестора?

- Наш расчет – не на частные инвестиции. Я считаю, что есть две устоявшиеся формы собственности аэропортов в украинской авиации – государственная и коммунальная. Мы – небольшой региональный аэропорт, и серьезного инвестора сегодня привлечь будет трудно. Поэтому я вижу аэропорт «Херсон» только коммунальным. Кстати говоря, в Украине достаточно примеров успешно работающих коммунальных аэропортов – в Луганске, Ужгороде, Черновцах, Виннице, Полтаве. У меня нет сомнений, что и Херсонский аэропорт станет успешным, хотя я и не скрываю, что на это понадобится несколько лет.

Наше основное предназначение – доставить херсонского авиапассажира в ближайший аэропорт-хаб, это может быть Киев, Москва или Стамбул.

Вместе с тем, мы допускаем участие инвесторов – но только в неавиационной деятельности. К примеру, на площади перед аэровокзалом у нас расположено прекрасное трехэтажное здание. Мы готовы рассмотреть проект строительства гостиницы с TIR-паркингом за деньги инвесторов. Кроме того, существует вариант сооружения таможенного склада. Территория, на которой мы планируем его расположить, граничит с международной автотрассой, а другой стороной выходит к аэропорту. Очень удобное место для логистического склада.

На какой пассажиропоток рассчитывает аэропорт, не работавший на протяжении шести лет?

- Я работал директором  аэропорта «Херсон» до 2002 года (и в дальнейшем был занят в авиационной сфере, работал в Киеве и за рубежом). И уже в то время наше предприятие было ориентировано больше на бизнес-авиацию. Десять лет назад бывало так, что самолетам не хватало стоянок! К нам прилетали артисты, бизнесмены, не говоря уже о различных официальных лицах… И сегодня я вижу наш аэропорт предназначенным, прежде всего, для деловой авиации. Конечно, мы планируем и регулярные рейсы: наше основное предназначение в этом аспекте – доставить херсонского авиапассажира в ближайший аэропорт-хаб, это может быть Киев, Москва или Стамбул, например. А уже из этих аэропортов наши пассажиры могут лететь в любой уголок мира. Регулярные рейсы могут быть для нас небольшим, но стабильным доходом.

Но все же основную ставку мы будем делать на бизнес-авиацию. В Херсонской области – высокая деловая активность, открываются новые производственные предприятия с серьезными инвестициями, в том числе иностранными. Их топ-менеджеры перемещаются только на самолетах. Наши судостроительные предприятия работают с заказчиками из Европы. Немалая доля бизнеса связана с Россией. Кроме того, я говорю и о национальных бизнес-структурах, имеющих у нас филиалы, – о банках, топливных компаниях, агрохолдингах.

Кого Вы видите партнером Херсонского аэропорта из числа авиакомпаний?

- Несколько месяцев назад к нам приезжали представители ряда турецких и российских компаний. Проявляли определенный интерес. Но это было до нашего открытия, когда здесь шли работы. Нужно понимать, что авиакомпании хотят видеть действующий аэропорт – а уже потом вести с ним бизнес. 15 мая у нас состоялся крупный международный форум «Воздушные ворота Таврии». Я считаю, что основная задача этого форума выполнена – о Херсонском аэропорте узнали. Более того, к нам вновь проявили интерес российские и турецкие авиакомпании. Сейчас переговоры о возобновлении регулярных рейсов из аэропорта «Херсон» вновь на повестке дня. Однозначно такие направления, как Москва, Киев и Стамбул, будут востребованы.

Если говорить о перспективах, на что Херсонский аэропорт может в ближайшее время твердо рассчитывать? Насколько уверенным выглядит будущее?

- Есть программа развития авиации в Херсонской области на 2012-15 годы, в ней прописаны все сроки, даты, размеры необходимых вложений. Мы разрабатывали ее совместно с Департаментом инфраструктуры областной государственной администрации. В рамках программы на этот год мы можем рассчитывать на сумму порядка 8 млн гривен. У руководства региона есть четкое понимание того, что на нынешнем этапе аэропорт нужно поддерживать.

Конечно, жизнь вносит свои коррективы, мы будем вносить ряд изменений в программу развития аэропорта на ближайшей сессии областного совета. Например, мы решили отказаться от приобретения спецавтотранспорта – трапов, топливозаправщиков и т.д. Будем привлекать обслуживающие компании на основе аутсорсинга. И заинтересованность со стороны хендлинговых компаний уже есть. Хотя еще полгода назад, когда мы были не на слуху, трудно было убедить кого-то прийти сюда работать. Но сейчас все по-другому: бизнес видит перспективу.

Джерело ЦТС   Автор: Сергей Ляликов