10.06.13 
Крупнейшая украинская чартерная авиакомпания Windrose выходит в сегмент дальнемагистральных перевозок. Как стало известно, перевозчик готовится взять во флот два самолета A330 для организации полетов во Вьетнам, Индию, Японию и другие страны дальнего зарубежья. По мнению экспертов, рынок среднемагистральных маршрутов насыщен, но заполнить столь крупные самолеты украинскими туристами будет все же непросто.

Windrose берет в лизинг два дальнемагистральных самолета Airbus 330, рассказал источник, знакомый с планами авиакомпании. Гендиректор Windrose Владимир Каменчук подтвердил эту информацию, уточнив, что договоры по самолетам будут вскоре подписаны. Один A330-200 (на 330 кресел) должен поступить перевозчику в этом году, второй – в начале следующего. По словам господина Каменчука, компания давно планировала выход в сегмент дальнемагистральных маршрутов: «Это не спонтанное решение, стратегически мы готовились к использованию этого типа самолетов. Более того, сейчас компания находится в стадии завершения аудита IOSA (аудит операционной безопасности международной авиационной ассоциации IATA)».

 По итогам 2013 года Windrose рассчитывает перевезти более 1 млн пассажиров. «В этом году (в зимний период) мы хотим начать эксплуатацию нового самолета. В наших планах – полеты в Бангкок, Гоа, Доминикану и Хошимин. А на летний период планируются рейсы в Тенерифе, Токио и, возможно, Бали», – рассказал Владимир Каменчук. Он сообщил, что перевозчик также предложил сотрудничество по ряду направлений «Международным авиалиниям Украины» (МАУ), но пока не получили ответа от компании.

 Ряд разрешений на полеты по запланированным маршрутам у Windrose уже есть. По данным Министерства инфраструктуры, 31 мая новая комиссия по формированию и реализации государственной политики по эксплуатации воздушных линий выдала перевозчику назначения на маршруты Киев-София, Киев-Барселона, Киев-Тенерифе, Киев-Пальма-де-Мальорка, Донецк-Барселона и Харьков-Барселона. Кроме того, перевозчик получил право летать и на дальнемагистральных маршрутах – Киев-Коломбо и Киев-Бангкок.

 Лизинг одного A330-200, по оценке гендиректора консалтинговой компании FAS Александра Ланецкого, может обходиться компании в $270-300 тыс./месяц, еще около $150-200 тыс. ежемесячно составляют специальные платежи лизингодателю. В общей структуре расходов на рейс платежи составляют порядка 10-15% затрат, еще около 20-30% занимают расходы на топливо. «Это самолет с хорошей экономикой», – подчеркнул эксперт.

Windrose – крупнейшая чартерная авиакомпания в Украине. Объем перевозок в прошлом году – 932 тыс. пассажиров, выручка – 1.35 млрд грн, чистая прибыль – около 13 млн грн. Сейчас авикомпания эксплуатирует четыре среднемагистральных самолета A320 и пять A321. По данным участников рынка, среди совладельцев авиакомпании есть структуры, аффилированные с компаниями Игоря Коломойского, но официально в авиакомпании эту информацию не подтверждают.

Авиакомпания уже несколько лет развивается исключительно в чартерном сегменте перевозок. Ее ближайший конкурент – МАУ – перевез в прошлом году, по данным участников рынка, около 650 тыс. чартерных пассажиров. Однако дальнемагистральные маршруты, в частности в Бангкок, всерьез осваивала только авиакомпания «АэроСвит» (прекратила полеты зимой этого года), во флоте которой были большие самолеты Boeing 767. «Мы считаем, что пассажир уже созрел к этому продукту и готов платить за более экзотические и дальние маршруты. Кроме того, рынок среднемагистральных направлений перенасыщен в связи с появлением новых авиакомпаний», – объяснил господин Каменчук. Следует отметить, что в этом году о пополнении среднемагистрального флота для выполнения чартерных программ заявили авиакомпании Air Onix и «ЮТэйр-Украина» (перевезли в прошлом году в этом сегменте по 50 тыс. и 40 тыс. пассажиров соответственно).

 Дальнемагистральные маршруты действительно востребованы среди туристов, говорит президент туристической компании «Гамалия» Игорь Голубаха. «По ряду направлений раньше летал «АэроСвит», и определенный спрос на них был, операторы брали места в самолетах «АэроСвита», – отметил он. Александр Ланецкий также соглашается, что эта ниша уже обкатана, но сейчас не занята: «Там можно ставить хорошую цену на билет». Правда, господин Голубаха, напоминает, что путевки в страны дальнего зарубежья намного дороже, а возможности украинских туристов довольно ограничены: «Сложно прогнозировать спрос на эти направления в осенне-зимний период, все будет зависеть от того, что будет с гривной, и экономики в целом». Сейчас, говорят участники рынка, в турбизнесе определенная «паника» – спрос падает, у людей нет денег на дорогие путевки. Владимир Каменчук отмечает, что если Windrose не сможет заполнить дальнемагистральные самолеты пассажирами чартерных рейсов, то, возможно, авиакомпания вернется к частичному выполнению регулярных рейсов.

Джерело Коммерсант