30.09.13 
Новый директор ООО "Международный аэропорт "Одесса" Виталий Портянко о намерении предприятия стать региональным хабом, сотрудничестве с лоукостами и конкуренции с Кишиневом в эксклюзивном интервью порталу Центра транспортных стратегий.

После того, как предыдущий директор ООО "Международный аэропорт "Одесса" Алексей Кочанов получил назначение на пост гендиректора "Борисполя", новым руководителем предприятия с пассажирооборотом порядка миллиона человек был избран Виталий Портянко, ранее занимавший пост исполнительного директора ООО. В эксклюзивном интервью Центру транспортных стратегий он рассказал о роли одесского авиаузла в качестве регионального хаба, о сотрудничестве с лоукостами, пассажиропотоке, а также новом пассажирском терминале.

Насколько Вы удовлетворены тем курсом, которым следовал "Международный аэропорт "Одесса", к моменту Вашего прихода на роль руководителя?

Я получил хорошее наследство. Это строящийся новый пассажирский терминал, который уже прошел множество этапов по согласованиям и подготовке работ. И мне не нужно ничего переделывать, ломать какие-то схемы, мне нужно перенять эстафетную палочку – и довести строительство терминала до завершения в 2014 году, до перерезания ленточки. К слову, мы к этому дню уже "вылили" каркас здания, то есть идем по графику.

СМИ недавно, после визита в Одессу вице-премьера Александра Вилкула, дали различные сообщения об увеличении общей стоимости строительства терминала. Во сколько же на самом деле сегодня оценивается стоимость этого проекта?

Я не знаю никого в строительной отрасли, кто может в начале или по ходу реализации проекта точно назвать его итоговую стоимость… Проектная стоимость сооружения терминала – 638 миллионов гривен (называю по памяти, могу незначительно ошибиться). Вице-премьер, как настоящий профессионал, также не называл точную цифру. Строительство большое: все будет зависеть от того, какими будут погодные условия (впереди зима!), как будут работать подрядчики, которые задействованы в этом проекте. Например, кровля: она заказывается в другом месте, ее надо перевозить. Опять же – транспортные услуги, сколько будет стоить бензин, иное топливо, и так далее.

В последние два года аэропорт уверенно наращивает объем пассажиропотока. С вводом нового пассажирского терминала в 2014 году, понятно, мощности предприятия по обслуживанию пассажиров значительно возрастут. А как Вы оцениваете объективные перспективы увеличения, собственно, пассажиропотока через Одессу? Существуют ли предпосылки его роста в ближайшие несколько лет – настолько, чтобы загрузить новые мощности предприятия?

Это лето было показательным, особенно если говорить о российских авиакомпаниях и российских регионах. Идет рост частот. И на будущую зиму – россияне не снимают, а добавляют частоты! Это для нас очень важно. Нужно понимать, что мы живем с каждой тонны. Любая тонна взлетной массы – это наш кормилец, "проходных" нет. Особенно зимой, когда все нужно еще и отогревать, отапливать, чистить полосу, содержать в норме светотехническое оборудование. Но я уверен, что Одесса очень привлекательна для пассажиров и авиакомпаний стран СНГ, в первую очередь. К примеру, мы проводим переговоры с "Эйр Астана" об открытии частот. В Средней Азии Одесса не "представлена", туда нужно летать через иной хаб, который находится в другой стране.

То есть Вы уверены, что загрузите новые мощности?

У нас нет иных вариантов, мы обязаны их загрузить. Инвесторы вкладывают деньги, у нас есть все возможности для работы, я уверен, что мы справимся с этой задачей. Город справится с этой задачей. Привлекательность Одессы растет с каждым сезоном, как культурного и исторического центра, это видно.

Уверены ли Вы, что аэропорт избежит проблем, касающихся размещения в новом терминале всех сервисов, связанных с неавиационной деятельностью? Будет ли это, в итоге, комфортно для бизнеса и пассажиров?

Подобные проблемы, возможно, будут, но мы к этому готовы, мы знаем, как решать эти вопросы. Понятно, что раньше наши аэропорты были заточены на авиационный бизнес, это был безусловный приоритет. Но сейчас мы уже готовы к тому, чтобы, например, 50 процентов доходов формировать от неавиационной деятельности. Мы учимся, мы понимаем это. Создана специальная рабочая группа, мы уже сейчас формируем те технические площадки, которые будут нам давать доход от неавиационной деятельности.

Вице-премьер Вилкул в Одессе заявил о предстоящем начале строительства (реконструкции) аэродромного комплекса, взлетно-посадочной полосы, которое должно быть завершено в 2015 году к Чемпионату Европы по баскетболу. Стоимость проекта – 1,7 млрд грн. Планирует ли ООО "Международный аэропорт "Одесса", в качестве инвестора, вкладывать средства в этот проект – под госгарантии?

Скажу лишь то, что нам нужна полоса. И это хороший пример симбиоза государственной деятельности и бизнеса. Работа пассажирского терминала и развитие пассажиропотока без ВПП невозможно. Государство приняло решение о строительстве, мы уже понимаем сроки этого проекта, и я уверен, что полоса – объект стратегический, государственной важности – будет построена.

20 сентября Одесский аэропорт начал сотрудничество с авиакомпанией flydubai. Уделяет ли предприятие особое внимание привлечению в Одессу лоукост-компаний?

Обратите внимание на такой момент: да, эта компания позиционируется как лоукост, но нужно учитывать, что лоукост, который имеет бизнес-класс, – уже не совсем лоукост. Я думаю, что это просто правильный подбор предлагаемого продукта к рынку – взвешенный и разумный, потому что некоторые отличия этой компании от понятия "лоукост" адаптированы под требования нашего рынка.

Наш конкурент – тот же аэропорт "Кишинев". И пока он опережает нас по объему пассажиропотока и по инфраструктуре.

Сейчас многое смешалось, сложно назвать кого-то "чистым" лоукостом или наоборот, в рамках никто не сидит. Ну, возможно, те, кто работает в этом статусе долгие годы. А flydubai – это хороший пример гибкости относительно требований рынка: к примеру, ранее у них не был предусмотрен бизнес-класс, но они внедрили его под требования украинского рынка. Второй их плюс – то, что они позиционируются как "дочка" Emirates, а наши клиенты, наши пассажиры прекрасно знают компанию Emirates. Да и сам Дубай для Одессы – один из первых хабов. Когда-то авиакомпания "Таврия" одна из первых открывала полеты в Юго-Восточную Азию – через Дубай.

Намерен ли "Международный аэропорт "Одесса", наращивающий мощности и пассажиропоток, претендовать на роль регионального хаба?

Однозначно да.

…мы говорим о юге Украины?

О юге Украины – и о Молдове, Приднестровье. Мы видим этих пассажиров у себя. Да, мы претендуем на роль регионального хаба.

В таком случае кого Вы считаете конкурентами Одесского аэропорта?

Мы не видим себя конкурентами "Борисполя" или аэропортов Симферополя, Донецка, Львова. Наш конкурент – тот же аэропорт "Кишинев". И пока он опережает нас по объему пассажиропотока и по инфраструктуре. Восемь лет назад они построили новый терминал, пригласили иностранных консультантов, начали внедрять новые технологии – и теперь они значительно повысили уровень обслуживания. Но есть ментальность нашего региона, ментальность одесситов – они хотят вылетать "из дома", вылетать в удобное время, хотят, чтобы их провожали… И нужно сказать, что именно эта ментальность помогала нам выживать в тяжелые времена! Потому что, учитывая небольшое расстояние до Кишинева и тот сервис, который предлагал "Кишинев", он был более предпочтительным вариантом.

Кстати, говоря о Кишиневе, я, конечно, сопоставляю "силу" аэропортов. У нас есть и другой большой конкурент по статусу "хаб" – это аэропорт Стамбула, серьезный крепкий конкурент. Но при этом он же и партнер. Потому что оттуда мы имеем полеты двух турецких перевозчиков с замечательной частотностью. Поэтому в авиации нет прямой конкуренции, я бы назвал это моделированием продукта с адаптацией к условиям рынка. Нет прямых конкурентов, все работают в режиме создания потоков. Мы можем быть первым хабом для второго хаба Стамбула, или первым хабом для "Борисполя", это все вполне можно "сложить".

Существует ли долгосрочная стратегия развития Одесского аэропорта? Каким он должен стать лет через десять-пятнадцать?

Да, с учетом сегодняшнего дня, с учетом нынешней статистики, мы смотрим на пять, десять и более лет вперед. Как мы будем работать завтра – я знаю, и значительно более интересно то, как мы будет работать через три-пять, через десять лет. Концепция развития одесского аэропорта это и предусматривает. Есть первая, вторая и третья очереди аэровокзала, это модульные терминалы, они соединят новый и старый пассажирские комплексы.Что касается пассажиропотока, то я уверен, что он будет расти. С каждым годом спрос на авиационные перевозки увеличивается. А если будет полоса – мы сможем работать в различных направлениях. Мы можем ввести и карго-терминал, мы думаем об этом и даже знаем, где он будет расположен. Когда это будет – зависит от ситуации на рынке. Мы способны стать и базой технического обслуживания. Если будут требования рынка – мы готовы эти сегменты развивать.

Джерело ЦТС   Автор: Сергей Ляликов