12.10.13 
Договор об открытом небе, предполагающий создание единого авиационного пространства между Украиной и Европейским Союзом, в случае его подписания, может сыграть роль разрушительного цунами для украинского рынка авиаперевозок.

Об этом заявил президент крупнейшего украинского авиаперевозчика - авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) Юрий Мирошников.

«Договор об открытом небе – скорее, политический шаг. Данный инструмент хорош там, где сняты границы и потоки пассажиров исчисляются десятками миллионов человек. У нас открытое небо само по себе ничего не поменяет, - сказал Мирошников. – Наверное, на каком-то этапе это приведет к росту конкуренции и падению цен на перевозки, но потом пойдет отлив. Будет как цунами – волна придет, зальет, а потом уйдет, оставив после себя руины. Свободное небо не откроет границ и не снимет визовых проблем. Зачем нужно свободное небо, если нет свободы перемещения?».

По словам Мирошникова, в условиях открытого неба, но нерешенного вопроса с визами, пассажиров больше не станет. «Часть игроков уйдет с рынка, а те, кто останутся, взвинтят цены. Как результат - полупустые аэропорты, остатки маршрутов, и что с этим делать, никто не будет понимать», - предположил Мирошников.

При этом он уточнил, что разговоры об открытом небе с ЕС ведутся с середины 90-х годов, и если бы этот договор был реализован тогда, рынка собственных перевозчиков в Украине уже не существовало бы.

«МАУ, как авиакомпания, да и все украинские перевозчики, наверняка, были бы подавлены более мощными иностранными конкурентами. Украина лишилась бы своей отрасли еще в 1995 году - отметил Мирошников. – Я помню времена, когда нормой для украинского рынка было 2-4 рейса в неделю на одном маршруте с каждой стороны. Прошло 20 лет и нормой стало 2 и более рейсов в день на маршруте с каждой стороны. Это, конечно, прогресс. Это - расширение свобод, но оно пропорционально росту рынка».

По словам Мирошникова, сегодня украинский рынок слабый, но через 10 лет он будет сильнее. И если украинские авиакомпании будут расти с рынком, то тогда через 10 лет конкурировать с украинскими компаниями будет сложнее. В то же время потеря украинских перевозчиков – это крайне опасная ситуация. «Мы как украинский авиаперевозчик осуществляем экспорт услуг. Половина наших пассажиров покупают билеты за границей. Мы берем у пассажира деньги, которые он заработал где-то, и вносим их в экономику Украины, создаем здесь рабочие места. А теперь представьте, если украинских перевозчиков нет, но есть множество иностранцев, включая лоу-костеров, о которых так много говорят, то что выйдет? Только то, что они зайдут, заберут деньги, которые заработаны в Украине, и понесут их в свои страны базирования – туда, где штаб-квартира, где рабочие места и налоги, в свои экономики. Это очень серьезный вопрос, который нужно глубоко прорабатывать на макроуровне», - подчеркнул Мирошников.

Как сообщалось, в июле текущего года Министерство инфраструктуры Украины заявило о плане подписать с Евросоюзом договор об ”открытом небе” летом 2014 года, чтобы он мог начать действовать в начале 2015 года.

Джерело УНИАН