17.11.06 
ќдним из последствий авиакатастроф последних мес€цев стало предложение вице-премьера и министра обороны –оссии —ерге€ »ванова внести гражданскую авиацию в число нацпроектов. ¬ 1949 году после череды катастроф советска€ власть тоже вплотную зан€лась этой отраслью.  огда летчиков стали сажать Ц по€вилс€ хоть какой-то пор€док.

ЂЌаграждают в общежитии пилотов вшамиї

Ќет никаких сомнений в том, что величайшим пиарщиком всех времен по праву может считатьс€ Ђотец всех народовї »осиф —талин. Ђ¬ожд€ и учител€ї нет на свете уже более полувека, а вера в то, что при нем был пор€док, живет.  аналы текли куда надо. Ќикто не воровал. ј пор€док был не только в танковых войсках, но и в авиации.

¬ реальности, правда, все выгл€дело совершенно иначе. ¬ июне 1948 года руководство √лавного управлени€ гражданского воздушного флота (√” √¬‘) констатировало:
Ђ»меетс€ достаточное количество подразделений, в которых вследствие бесконтрольности допускают большие хищени€ и растраты государственных средств. ѕо гражданскому воздушному флоту расхищено в 1947 году 1490200 рублей деньгами, на 1412700 рублей имущественно-материальных ценностей, из них по управлению рабочего снабжени€ на 693700 рублей, горюче-смазочных материалов на 547100 рублей, и это только те хищени€, которые были вскрыты.  ак могло, например, случитьс€, что в ’арьковском аэропорте в течение нескольких лет действовала банда по расхищению горючего и расхитила его на сумму 134000 рублей?..

ѕережитки капитализма про€вл€ютс€ в присвоении государственного имущества, в стремлении урвать от государства и построить свое личное благополучие в ущерб общественному. Ќасколько они живучи, эти пережитки, служит следующий пример. »звестный Ђстроительї, начальник Ѕелорусского управлени€  луссон с большим усердием строил дл€ себ€ особн€к за счет государственных средствї. («десь и далее особенности орфографии и стилистики документов сохранены. Ч ѕрим. ред.)
ѕор€дка не было и в авиаперевозках, где наблюдалась жестка€ конкуренци€ и обман грузоотправителей. ¬ том же докладе отмечалось:

Ђ омандир корабл€ московского авиаотр€да т.¬ер€скин получил задание на полет с грузом из ћосквы в ’абаровск, прилетел в »ркутск, где работниками этого аэропорта ему была предъ€влена телеграмма командира отр€да с требованием вернутьс€ в ћоскву.  ак вы€сн€етс€, разгрузка самолета ¬ер€скина была произведена дл€ того, чтобы груз с его самолета везти самолетами ¬осточно-—ибирского управлени€, а ¬ер€скин, прилетевший в ћоскву пустым, командиром отр€да не вызывалс€...

” нас имеютс€ сведени€, что в ¬олжском управлении √¬‘ груз на ћоскву из —аратова перевозитс€ сначала в  уйбышев и не грузитс€ в —аратове на пр€мые рейсы до ћосквы, а в  уйбышеве загружаютс€ самолеты  уйбышевского отр€да, причем Ђволгариї дают объ€снение, что Ђјэрофлотї, мол, на этом ничего не тер€ет, так как грузоотправители лишний перегон оплачиваютї.

Ќередкими были и провозы безбилетных пассажиров, когда плата шла в карманы экипажа. » уж полнейший беспор€док творилс€ в наземном обслуживании сталинских Ђсоколовї. –уководител€м √” √¬‘ оставалось только сетовать: Ђ¬ большинстве аэропортов закрыты столовые дл€ летного состава и обеспечение питанием переложено на рестораны, поэтому летному составу во врем€ полета негде питатьс€, т.к. рестораны не по карману... ¬ „ел€бинске награждают в общежитии пилотов вшами и не корм€тї.

Ђѕилот решил покатать местного жител€ и мотористаї

Ќо все это было сущей ерундой по сравнению с тем, как часто падали и разбивались самолеты √¬‘. ¬ 1947 году произошло 25 катастроф, в которых погибло 122 человека: 70 пассажиров и 52 члена экипажей. ј также 117 аварий, к которым относили крушени€ самолетов без человече-ских жертв. ¬ следующем, 1948 году, количество катастроф осталось прежним. ќднако число жертв возросло до 156: 93 пассажира и 63 члена экипажей. Ќе было мес€ца, чтобы в стране не разбивались самолеты и не гибли люди. ѕричем в середине весны и осени количество катастроф значительно возрастало.

¬ отчетах √” √¬‘ говорилось: Ђ21 апрел€ 1948 года. —амолет —-47 є1215 ¬осточно-—ибирского управлени€ √¬‘, командир самолета —аломатин. «аместитель командира 11-го транспортного отр€да по летной службе Ѕыков, вмешавшись в работу экипажа и „итинского аэропорта, прин€л решение на вылет, несмотр€ на нелетную погоду. Ёкипаж, попав в т€желые метеорологические услови€ и при тр€ске правого мотора, снизилс€ до бреющего полета дл€ вынужденной посадки. —амолет ударилс€ о преп€тствие и потерпел катастрофу. ѕассажиров на борту не было. »з экипажа погибло 3 человека.

23 апрел€ 1948 года. —амолет Ћи-2 є4437 ƒальневосточного управлени€ √¬‘, командир корабл€ ќвчинников. »з-за преступной халатности экипажа, не установившего триммер рул€ поворота в нормальное положение, самолет при взлете отклонилс€ в сторону и задел плоскостью телеграфный столб. ѕри катастрофе погиб бортмеханик самолета.

24 апрел€ 1948 года. —амолет Ћи-2 є4460 ¬осточно-—ибирского управлени€ √¬‘, командир самолета Ѕыков. Ќарушив установленный маршрут, экипаж самолета в т€желых метеорологических услови€х пробил облачность и, снизившись до высоты 100 метров, шел рекой среди гор. ¬ услови€х сильного снегопада экипаж потер€л высоту, самолет с левым креном врезалс€ в лед и потерпел катастрофу. јэропорт вылета не обеспечил нормальный предполетный отдых экипажу и допустил накануне пь€нку, в которой участвовали руководители аэропорта. ѕогибли: экипаж Ч 4 человека и 24 пассажираї.

Ќе лучше обсто€ли дела и в окт€бре 1948 года:
Ђ12 окт€бр€ 1948 года. —амолет Ћи-2 є4658 ¬осточно-—ибирского управлени€ √¬‘, командир корабл€ –иза. —амолет в  иренском аэропорту был заправлен бензином с водой. ¬о врем€ полета в бензопроводе образовалс€ лед, и подача горючего к моторам прекратилась. ¬следствие остановки моторов экипаж произвел вынужденную посадку на лес. ѕогиб экипаж Ч 4 человека.

12 окт€бр€ 1948 года. —амолет »л-12 є1450 ”збекского управлени€ √¬‘, командир корабл€  ондратьев. Ѕакинский аэропорт выпустил самолет в рейс в т€желых метеорологических услови€х, не обеспечил руководство полетом по маршруту вследствие слабой дисциплины в диспетчерской службе и службе св€зи. —амолет пропал без вести и до сих пор не обнаружен. ѕогибли: экипаж Ч 6 человек и 4 пассажира.

25 окт€бр€ 1948 года. —амолет Ћи-2 є4500 √рузинского управлени€ √¬‘, командир корабл€ ѕетров. Ёкипажем был нарушен установленный маршрут при полете в горной местности. —амолет пропал без вести и до сих пор не обнаруженї.

Ёто только т€желые самолеты, к которым в ту пору относились двухмоторные Ђƒугласї ƒ—-3 на 20Ч28 пассажиров, поставл€вшиес€ в ———– из —оединенных Ўтатов и производившиес€ в —оюзе по их образцу. » именно из-за их малой, по сегодн€шним меркам, грузоподъемности число жертв не исчисл€лось многими сотн€ми. ј легких ѕо-2 разбивалось куда больше, чем Ћи-2, —-47 и прочих модификаций ƒ—-3. “ипичной ситуацией был перегруз двухместного Ђкукурузникаї, маломощный двигатель которого не справл€лс€, и машина падала:

Ђ23 ма€ 1948 года. —амолет ѕо-2ј є1309 јзербайджанского управлени€ √¬‘, пилот ƒрик. Ќаход€сь на работе по авиаопыливанию, пилот решил покатать на самолете местного жител€ и моториста; перегруженный самолет потер€л скорость и ударилс€ о землю. ѕилот погиб, пассажиры невредимыї.

Ќо, в отличие от экипажей больших машин, пилоты Ђкукурузниковї, попав в аварийные ситуации, имели больше шансов спасти свою фанерно-тканевую машину, совершив вынужденную посадку. ’от€ особенности конструкции могли сыграть с пилотом и пассажиром злую шутку:

Ђ30 окт€бр€ 1948 года. —амолет ѕо-2— є1275 якутского управлени€ √¬‘, пилот —авин. Ќа взлете пассажир самолета закурил в кабине, в результате чего возник пожар. —амолет упал и разбилс€. ѕогибли пилот и один пассажирї.

Ђ оличество катастроф т€желых самолетов выросло вдвоеї

–уководство √” √¬‘ предлагало ÷  ¬ ѕ(б) самые разные способы борьбы с аварийностью.  валифицированные пилоты идти в гражданскую авиацию на гроши не соглашались. » потому ћинистерство вооруженных сил ———–, которому подчин€лс€ √¬‘, предложило ввести дополнительную оплату за налетанные километры. Ќо ожидаемого результата эта мера не принесла.  омандиры эскадрилий и авиаотр€дов, отстранив от полетов подчиненных, начали летать сами. ќни садились за штурвалы и летали до полного изнеможени€, новых аварий и катастроф.  ое-где пилоты начали попросту приписывать километраж.

Ќе лучше обсто€ло дело и с наземными техническими службами. »з-за ремонта огромного количества поврежденных самолетов они не справл€лись с текущим обслуживанием авиапарка. –ешить проблему и здесь попытались с помощью дополнительных выплат. —начала результат показалс€ руководител€м √” √¬‘ обнадеживающим:

Ђ¬ целом наш инженерно-технический состав очень много трудитс€ и показывает примеры героического труда в обслуживании самолетов, но продолжает оставатьс€ много случаев невылета самолетов по технической неисправности, выпуска неисправных самолетов (в том числе по технической неграмотности), которые потом застревают на линии, что в конечном итоге ведет к аварийности. ѕрин€тое руководством гражданского воздушного флота решение о переходе в основных аэропортах на новую систему технического обслуживани€ и перевод технического состава на сдельную оплату создает услови€ дл€ значительного улучшени€ работы инженерно-авиационной службыї.

Ќо достаточно скоро оказалось, что и на земле началась гонка не за качеством, а за количеством и оплатой. ј аварийность не снижалась. Ђ«а 8 мес€цев 1949 г., Ч говорилось в справке, направленной в ÷  21 сент€бр€ 1949 года, Ч в гражданском воздушном флоте произошло: 19 катастроф, из них 10 т€желых самолетов; 61 авари€, в том числе 8 на т€желых самолетах; 340 поломок, из них 56 т€желых самолетов; 768 вынужденных посадок, в том числе 79 т€желых самолетов. ѕо сравнению с тем же периодом 1948 года летные происшестви€ выросли: по катастрофам Ч на 72,7%, авари€м Ч на 13,9%, поломкам Ч на 21,8% и только по вынужденным посадкам снизились на 12,5%. ѕри этом количество катастроф за 8 мес€цев 1949 года на т€желых самолетах по сравнению с 1948 годом выросло вдвое, а на легких самолетах Ч на 50%ї.

–уководители гражданской авиации попытались было прибегнуть к худшему из видов лжи Ч статистике. ѕричем избранный ими метод использовалс€ еще в конце 1930-х, когда резко возросло число катастроф в ¬¬—.  оличество летных происшествий стали сравнивать с числом налетанных километров. » результаты работы стали выгл€деть почти прилично Ч с годами значительно выросло число налетанных километров на одну катастрофу.

Ќо в ÷  еще не забыли об этих уловках. ѕарти€ и правительство решили всерьез зан€тьс€ делами гражданской авиации. ¬ короткий срок в —овмине подготовили проект постановлени€, в котором учли все просьбы √” √¬‘ Ч от расширени€ производства новых самолетов »л-12 (ведь летать на зарубежном старье, как утверждали просители, Ч значило губить людей) до выделени€ необходимых средств дл€ улучшени€ аэродромов.
16 сент€бр€ 1949 года постановление —овмина ———– вышло в свет, а год спуст€ пришло врем€ подводить итоги.

–уководство √” √¬‘ докладывало в ÷ : Ђ—оветское правительство оказало гражданскому воздушному флоту большую помощь в деле повышени€ безопасности полетов: был снижен полетный вес двухмоторных транспортных самолетов, устранен р€д конструктивно-производственных дефектов на самолетах »л-12 и их моторах, вложены большие материальные средства в оснащение аэропортов и самолетов современной аэронавигационной техникой и т.д.

ќднако, несмотр€ на р€д мер, прин€тых командованием, политорганами и партийными организаци€ми, положение с безопасностью полетов в гражданском воздушном флоте продолжает оставатьс€ тревожным. «а 9 мес€цев 1950 г. в гражданском воздушном флоте совершены 4 катастрофы и 7 аварий т€желых самолетов, 7 катастроф и 54 аварии самолетов легкомоторной авиации... ≈сли за 9 мес€цев 1950 года количество катастроф и аварий самолетов в гражданском воздушном флоте несколько снизилось, то остальные летные происшестви€ выросли за счет поломок самолетов и вынужденных посадок:

а) совершено 59 поломок самолетов т€желого типа и 339 поломок самолетов легкомоторной авиации...
б) имелось 539 вынужденных посадок на самолетах т€желого типа и 550 на самолетах легкомоторной авиации...

«а 9 мес€цев 1950 года в гражданском воздушном флоте совершено 1559 летных происшествий против 1422 летных происшествий за тот же период 1949 годаї.
ѕолучалось, что гражданские летчики попросту стали лучше выполн€ть вынужденные посадки. ј в остальном все осталось без изменений.

Ђ√де партийна€ непримиримость к преступным действи€м мерзавца?ї

ѕровед€ подробный анализ причин катастроф и аварий, в √” √¬‘ подсчитали, что Ђ54,5% всех катастроф и 47,3% всех аварий произошло из-за недисциплинированности летного составаї.

Ќа внутренних совещани€х √¬‘ о причинах недисциплинированности говорилось совершенно открыто:
Ђ омандир звена  лимец, лета€ по санитарному заданию с врачом, был настолько пь€н, что не помнил, как летел и как приземлилс€, сломал самолет, на следующий день был вынужден спрашивать: Ђ„то, мол, вчера случилось?ї √де была партийна€ организаци€ и ее партийна€ непримиримость к преступным действи€м этого мерзавца?..
—уществует в наших подразделени€х терпимое отношение к пь€нкам и выпивкам.  ое-где совершенно не осуждаетс€, ежели перед полетом пилот выпьет сто грамм. “ак и оправдываютс€ замеченные в пь€нстве пилоты, что €, мол, выпил всего сто грамм. Ќужно повести решительную борьбу с пь€нством и выпивкой, каждый замеченный в пь€нстве работник должен поставить себ€ вне Ђјэрофлотаї.

Ќо никакие слова не действовали. ѕь€нки продолжались, и руководство гражданской авиации приступило к увольнени€м. «а три осенних мес€ца 1950 года √¬‘ покинули 83 летчика, замеченных в пь€нстве и нарушени€х дисциплины. ¬ свою очередь меры по наведению пор€дка в управлении гражданской авиации прин€ло и руководство страны. √¬‘ военизировали в еще большей, чем прежде, степени. ƒл€ летчиков и техников были введены специальные звани€. Ќапример, лейтенант гражданской авиации. ∆есткие меры подкрепл€лись постановлением —овмина Ђќб авари€х и катастрофах в √¬‘ї от 4 апрел€ 1952 года.

ќднако уже в том же 1952 году аварийность вернулась на прежний уровень. «а год произошло 1203 летных происшестви€, из них 25 катастроф, включа€ 11 катастроф т€желых самолетов.  роме того, имели место 55 аварий.  оличество катастроф по сравнению с 1951 годом возросло почти на треть. ¬  ремле разозлились уже не на шутку и усилили наказани€ дл€ виновных в катастрофах. ≈сли раньше их чаще всего только увольн€ли, теперь начали сажать.

Ђ5 окт€бр€ 1952 года, Ч докладывало √” √¬‘, Ч в результате преступного отношени€ к руководству полетами со стороны бывшего начальника Ћенинградского аэропорта √риценко на встречных курсах в зоне действи€ диспетчерской службы столкнулись два т€желых самолета, и оба потерпели катастрофу с большими человеческими жертвами. ѕреступник √риценко, который навел по радиолокатору один самолет на другой, осужден ревтрибуналом на 25 летї.

Ќо ничего не мен€лось. ¬ 1953 году катастроф стало меньше Ч 22, но погибло 140 человек: 74 пассажира и 66 членов экипажей. ѕо-прежнему в воздухе сталкивались самолеты, по-прежнему люди гибли из-за того, что пилоты зимой пытались взлететь, не очистив самолет от снега.

ѕор€док в авиации еще раз попытались навести, провед€ чистку руковод€щего звена. —клонных к спиртному или недостаточно требовательных начальников управлений и отр€дов отправили в распор€жение ¬¬—. Ќо и это мало что дало.  атастрофы продолжались, размеры самолетов увеличивались, и с по€влением реактивной авиации удачные вынужденные посадки стали весьма и весьма редким €влением.

ќдним из последних удачных случаев такого рода стало приводнение на Ќеве “у-124 в 1963 году. ≈го экипаж чествовали как героев, их выступлени€ показывали по телевидению. » именно из-за этого шума понимающие люди сделали вывод, что на новых самолетах спастись в аварийных ситуаци€х почти невозможно.

ј вот дисциплина в Ђјэрофлотеї оставалась на прежнем уровне.  ак и склонность к выпивке перед полетами.   примеру, командование Ѕелорусского управлени€ √¬‘ докладывало в ћоскву: Ђ»меет место увеличение дисциплинарных проступков летного состава... ќдна треть проступков среди летного состава св€зана со злоупотреблением спиртными напитками, нарушением предполетного отдыха. “ак, командир 104-го отр€да  амышников, наход€сь в профилактории в Ўереметьево, в период выполнени€ рейса вместе со штурманом Ѕугорь организовали выпивку спиртных напитков, что было обнаружено прилетевшими туда нач. ЋЎќ (летно-штурманского отдела. Ч ѕрим. ред.) т.√лущенко и ст. инспектором по безопасности полетов т.ќсиповым. ƒл€ выполнени€ рейса был вызван другой экипаж. ”читыва€, что  амышников ранее снималс€ за алкогольные проступки на 3 мес€ца с летной работы и выводов дл€ себ€ не сделал, он сейчас сн€т с летной работы и уволен, Ѕугорь переведен на 3 мес€ца на наземную работу.
 омандир корабл€ 104-го авиаотр€да ≈фимов был обнаружен возле своей квартиры пь€ным в канаве, хот€ ему на следующий день предсто€ло выполн€ть рейс. ќн сн€т с летной работы на 3 мес€цаї.

Ќо трехмес€чное отстранение от полетов, практиковавшеес€ по всей стране, не давало никаких результатов, катастрофы продолжались. Ќе помогло и очередное постановление ÷  и —овмина, прин€тое в 1963 году.

—итуаци€ стала несколько улучшатьс€ в 1970-х. Ќо отнюдь не из-за внедрени€ новой техники и совершенствовани€ аэродромов, хот€ и это играло немаловажную роль. √лавным было то, что работой в Ђјэрофлотеї стали дорожить. «а нее платили вполне приличные деньги, а многочисленные военные и гражданские авиационные училища создали избыток летных кадров. » когда летчиков стали списывать только за по€вление в нетрезвом виде на улице в выходной день, а техников за недокрученный болт отдавали под суд, в гражданской авиации по€вилс€ относительный пор€док.

≈вгений ∆ирнов , Ђ оммерсант-¬ластьї