23.01.14 
Кто-то получает в подарок книгу, кто-то бриллианты, а кто-то получает в подарок … аэропорт.

Именно такой подарок Одесский горсовет сделал местным бизнесменам Борису Кауфману и Александру Грановскому в июле 2011 года. На базе коммунального предприятия без проведения какого-либо конкурса было создано частное – ООО «Международный аэропорт «Одесса», в  котором городу досталось 25%, а остальные 75% перешли в собственность некоего ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент» с уставным фондом в 1000 грн., зарегистрированного в столице по улице Грушевского в нежилом помещении. Скандальное голосование на сессии горсовета обеспечил лично мэр Одессы Алексей Костусев. За этот подарок загадочная фирма обязалась за $84 млн. построить новый аэровокзальный комплекс и найти средства для реконструкции взлетно‑посадочной полосы (как минимум $90-120 млн.).

Попытки установить реальных собственников аэропорта терялись в длинном списке оффшоров. Единственным собственником ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент» был британский холдинг OdessaAirportDevelopmentLimited, созданный в декабре 2009 года с уставным фондом в 25 млн. фунтов, который в свою очередь принадлежал кипрским компаниям VelafichitaHoldingsLtdи LetnonLtdс номинальными директорами, имена которых ничего не говорят. Впрочем, депутаты Одесского горсовета называли конечными бенефициарами аэропорта бизнесменов Кауфмана и Грановского.

В Украине компанию Odessa Airport Development Limitedпредставлял директор по развитию проектов - Алексей Кочанов, который  вскоре после перевода активов коммунального предприятия на частное ООО возглавил его. Он долгое время «кормил» СМИ заверениями, что новые собственники работают над реконструкцией аэропорта – разрабатывают проект будущего терминала. Ну а пока велась бумажная «работа» по реконструкции, город еще раз одарил подарками новых собственников аэропорта. В феврале 2012 года горсовет освободил ООО от уплаты взносов на развитие городской инфраструктуры, что позволило им сэкономить 2,3 млн. гривен. А летом 2012‑го к аэропорту «прирезали» соседний участок площадью 49 га. За просто так.

Параллельно новое руководство аэропорта в лице Алексея Кочанова подняло цены буквально  на всё – от стоимости расходных материалов на рейсе до цены парковки на приаэропортовой площади (по этому параметру рост цены превзошел все мыслимые пределы – от 75 гривен в месяц до 60 гривен в сутки). В частности, в пять раз была увеличена арендная плата за помещения на территории аэропорта и т. д.

Коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса»», к слову, не прекратило свое существование. Бизнесмены оставили в ведении КП взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая приносила исключительно убытки, но при этом  предполагала серьезные затраты на ее содержание и реконструкцию. Однако оставался и приятный момент – государство продолжало выделять средства на содержание ВПП. Поэтому руководить коммунальным предприятием бизнесмены Кауфман и Грановский также поставили своего человека – Михаила Крайтмана, который до работы в КП «Международный аэропорт «Одесса» возглавлял принадлежащий им «Первый ликёро-водочный завод».

Тратить свои средства на строительство нового аэровокзального комплекса бизнесмены не хотели, поэтому в августе прошлого года обратились в государственный «Укрэксимбанк» с просьбой открыть ООО «Международный аэропорт «Одесса» кредитную линию в размере $30 млн. сроком на 7 лет. По информации «Вестника госзакупок», в случае невозврата долга банку должны были перейти права собственности на часть имущественного комплекса аэропорта (ряд технических строений).

Кауфман и Грановский не были бы одесситами, если бы не смогли зарабатывать даже на убыточной взлетно-посадочной полосе. Как говорилось выше, все затраты на ее содержание несло государство, а все платежи за ее использование поступали на счета принадлежащего бизнесменам ООО «Международный аэропорт «Одесса»». Однако и этого бизнесменам, видимо, было недостаточно. Перед самым Новым годом появилось решение Кабмина, согласно которому в рамках программы подготовки к проведению Евробаскет-2015 государство профинансирует строительство новой взлетно-посадочной полосы в Одессе и установку нового навигационного оборудования в размере 1,7 млрд. грн.

Эти деньги через ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта «Одесса». получит еще одна загадочная симферопольская фирма ООО «Спецрембуд». Кстати, она получила подряд не просто так, а став победителем нехитрого конкурса с двумя участниками. Помимо «Спецрембуда», в конкурсе принимало участие ООО «Проджекти-Ка», являющееся уже генеральным подрядчиком строительства нового пассажирского терминала. Единственный учредитель и директор «Проджекти-Ка» - сербский футболист Ненад Адамович. А зарегистрирована эта фирма в здании «Финбанка» в Одессе на проспекте Шевченко, 4а. Напомним. Это финансовое учреждение принадлежит также Кауфману и Грановскому.

Победитель конкурса, «Спецрембуд», имеет тех же бенефициаров. Его учредили некая Лариса Ларина и одесское ООО «Варда Плюс», зарегистрированное по адресу – ул. Посмитного, 2, - где как раз располагается принадлежащий бизнесменам санаторий «Молдова».

Если оценивать события, происходившие вокруг аэропорта Одессы, с точки зрения Закона, то налицо как минимум три статьи Уголовного Кодекса – противоправное выведение имущества из коммунальной собственности, игнорирование конкурсных правил, фиктивное предпринимательство и т.д. Впрочем, как выяснилось позже, это было только начало. Одесса фактически стала испытательным полигоном для отработки стратегии захвата Кауфманом и Грановским украинских аэропортов: в 2012 году эти бизнесмены поставили под свой контроль Международный аэропорт «Симферополь», а летом 2013 года они путем «приватизации менеджмента» начали наводить порядок в Международном аэропорту «Борисполь» (после того как его генеральным директором стал Алексей Кочанов). Если стиль управления ликероводочным заводом будет перенесен в аэропортовую отрасль Украины, нас могут ждать соответствующие малоприятные последствия...

Джерело ura-inform.com