19.11.06 
Ан-40/42Компоновка самолета Ан-40Проект этого тяжёлого укороченно взлетающего самолёта создан под влиянием идеи о невозможности в условиях ядерной войны использовать уязвимые и дорогостоящие бетонные ВПП. В связи с чем, в середине 60-х годов, практически во всех отечественных ОКБ появляются проекты вертикально и укороченно взлетающих машин различного назначения: транспортные М-12 и Бе-32, ударный Т-6-1 и МиГ-23ПД, противолодочный Бе-26.

 Проект Ан-40   - военно-транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой, дальнейшее развитие самолета Ан-12Д. Предназначен для перевозки, наземного и воздушного десантирования грузов, техники и личного состава войск с максимальной нагрузкой 30 т при взлетной массе 95 т на расстояние 2750 км. Увеличение грузоподъемности и внутренних размеров грузовой кабины (длина 15,46 м, ширина 3,45 м и высота 2,6 м) обеспечивает перевозку крупногабаритной техники, которая не вмещается в Ан-12Б.

  Силовая установка самолета состоит из четырех маршевых ТВД АИ-30 мощностью по 5500 э.л.с. с четырехлопастными винтами (диаметром 5 м) и дополнительно устанавливаемых (для уменьшения взлетно-посадочных дистанций) четырех спаренных разгонно-тормозных двигателей РД36-35 в двух гондолах, подвешенных на пилонах под крылом между гондолами маршевых двигателей.

  В носовой части фюзеляжа расположены кабина штурмана, затем кабина экипажа и кабина сопровождающих (17 человек). Над кабиной сопровождающих находится рабочее место с блистером для бортстрелка, который дистанционно управляет кормовой башней ДБ-75. В кормовой башне размещены две двухствольные скорострельные 23-мм пушки АО-9, прицельная радиолокационная станция ПРС-4 "Криптон" и вычислительный блок ВБ-257А-5. Кроме того, в обтекателях шасси подвешиваются кассетные держатели КДС-16ГМ для контейнеров автоматического сбрасывания дипольных отражателей пассивных помех.

  Воздушное десантирование боевой техники и грузов обеспечивается механизированным способом или при помощи вытяжных парашютов спецоборудованием, вмонтированным в конструкцию грузового пола. При посадочном десантировании личного состава в грузовой кабине устанавливаются десантные сиденья на 125 человек, а в санитарном варианте - унифицированные армейские носилки (82 шт.).

  В начале 1965 г. был построен и утвержден макетной комиссией макет Ан-40 в натуральную величину. Однако дальнейшие работы не проводились.

  Ан-40 ПЛО (противолодочная оборона) - вариант Ан-40 с силовой установкой, работающей как на керосине, так и на водородном топливе. В грузовой гермокабине самолета размещен газообразный водород (134,5 м3). Боевая нагрузка (торпеды и глубинные бомбы) общей массой до 10 т размещается в передней части удлиненных обтекателей шасси.

  По расчетам при взлетной массе 90 т в режиме максимальной дальности (15 500 км) самолет развивает крейсерскую скорость 550 км/ч, продолжительность полета на высоте 9000 м составляет 27 ч; в режиме барражирования на высоте 500 м скорость 350 км/ч и продолжительность полета 22 ч при дальности барражирования 7750 км.В 1964 г. были выполнены предложения по этому самолету, но он не строился.

  Ан-42 - вариант Ан-40 с УПС. Для снабжения сжатым воздухом на самолете установлены турбокомпрессоры на базе двигателей РД36-35В: один - в форкиле, два - за центропланом в заднем зализе крыла.

  Крыло по геометрии и аэродинамической компоновке полностью соответствует крылу Ан-40 и отличается только конструкцией хвостовой части и механизации. Хвостовая часть крыла отличается очертанием в месте сопряжения с закрылком и элероном и наличием системы выдува воздуха (сопла выдува). Закрылки с системой УПС - однощелевые с фиксированной осью вращения.

  В магистралях подачи воздуха системы УПС на элероны, рули высоты и направления установлены краны, которые кинематически связаны с рулевыми поверхностями. Выдув воздуха производится при отклонении элеронов вниз, руля высоты - вверх и при их нейтральном положении, а при отклонении в другом направлении воздух перепускается в атмосферу, минуя рулевые поверхности. На руль направления при его отклонении воздух подается только на одну поверхность, а при нейтральном положении - на обе поверхности в половинном количестве. Проект самолета Ан-42 не был реализован.

Источник: http://www.vtol.boom.ru/rus/An-40/index.html


"Была спроектирована новая хвостовая часть машины с большим грузолюком, который закрывался рампой оригинальной конструкции. Сама рампа являлась антоновким "ноу-хау" и заслуживает более подробного рассказа. За год до описываемых событий в ОКБ подготовили проект среднего транспортного самолета Ан-40, для которого В.Т.Чмиль, В.А.Максимов, В.Т.Шведов, В.И.Орехов и М.Е.Бабкин разработали новую рампу. Она обеспечивала герметичное закрытие хвостового люка в полете, служила трапом для погрузки самоходной техники, могла сдвигаться под фюзеляж, позволяя вести погрузку с кузова автомашины или сбрасывать грузы в воздухе. Такая конструкция была запатентована в 8 странах, включая США, Францию и Англию. На ее базе и был сделан аналогичный агрегат для Ан-26."

Источник: http://www.airwar.ru/enc/craft/an26.html