23.04.14 
Вторая часть интервью с экс-генеральным директором КП «Международный аэропорт Николаев» (КП «МАН») Андреем Кейяном.

- После вашего ухода, в аэропорту сменилось три директора. Как Вы можете оценить, с профессиональной точки зрения, их работу?

- К сожалению, аэропорт сильно политизирован. Обладминистрация больше занимается политикой, чем развитием области. Это происходит из-за отсутствия профессиональных профильных заместителей губернатора, не по всем вопросам компетентных аппаратчиков. Поэтому не удивительно, что смена директоров в аэропорту часто совпадала со сменой власти, а именно губернатора. После прихода новой власти в лице Круглова, были обещаны золотые горы, но фактически ничего не было сделано. После моего ухода и.о. гендиректора был назначен Луговой (Александр Луговой – ред.), а я стал его советником. Цель такой расстановки проста – что бы рейсы окончательно не ушли из Николаева. Это произошло по устной просьбе губернатора Круглова. Через 3 или 4 месяца администрация, в лице Николенко, начала возмущаться, мол, что я там, в аэропорту, делаю. Это говорилось, не смотря на тот факт, и в обладминистрации об этом знали, что уже были подписаны протоколы о намерении насчет полетов из Николаева в Европу и были проведены переговоры с потенциальными инвесторами. Возможно, Круглову не понравилось, что инвесторы, прибыв в Николаев в его отсутствие, встретились с покойным мэром Чайкой (Владимир Чайка – ред.). Дело в том, что англичанам и немцам тяжело понять функции и полномочия губернатора по отношению к аэропорту, когда есть мэр города, который у них уполномочен этот вопрос решать. Вот после этой истории и начались грязные высказывания в СМИ в мой адрес. Я ушел. В октябре 2011 года меня 2 раза Круглов лично приглашал вернуться, но я отказался, потому, что с ним невозможно работать.

Лугового ассоциировали со мной. Могу со всей уверенностью сказать, что мы с ним работали совсем недолго. Он у меня был неплохим главным инженером, но не более. Затем и его уволили, назначив и.о. генерального директора Базаренко (Виктор Базаренко – ред.). Хочу сказать, что назначение Базаренко – лучшая характеристика подбора кадров администрацией Круглова. Уровень Базаренко – в лучшем случае бригадир трактористов, но никак не директора предприятия. Он, в свое время, был уволен из аэропорта еще Луговым за «нездоровую любовь к металлолому». Причем, уволен «по-хорошему», что бы не портить жизнь.

Лоббистами Базаренко выступили такие предприятия как «АэроТехСервис» и авиакомпания «Воларэ». Эти фирмы должны были аэропорту просто баснословные суммы, но, ни я, ни Луговой не позволяли им вывозить с территории свое имущество до полного погашения долгов. Я говорю об авиационных двигателях, оборудовании, самолетах, которые находились на территории аэропорта. Раньше находились! Базаренко, за мзду небольшую, это имущество выпустил. Все это было сделано, полагаю, с согласия Николаенко и Круглова, иначе как можно объяснить такую любовь «Большого брата» к младшему?

А вот 18 февраля нынешнего года, видя, что дела их политические совсем плохи, и что слишком много знающего «младшего брата» надо убрать из под удара, дабы не рассказал лишнего, Базаренко отпускают в отпуск с последующим переназначением на должность зам. директора. И, 27 февраля, срочным образом, и.о. главы ОГА Луста (Владимир Луста – ред.) подписывает назначение Образцова (Сергей Образцов – ред.) - нового и.о. гендиректора аэропорта.

Чем мне запомнился Базаренко на посту директора? Ну, как минимум, развалом инфраструктуры и работы аэропорта, доведением его до двухдневной рабочей недели «по пол дня», остановкой, таким трудом налаженного, «московского рейса». Еще Базаренко запомнился мне как человек, который отвечал авиакомпаниям, а я об этом точно знаю, желающим развивать рейсы на Николаев, что «эта услуга в их планы не входит», «аэропорт не заинтересован в развитии рейсов (дословно)». Ну и, естественно, как человек, который вывозил с территории аэропорта абсолютно все, что попадало под определение «металлолом».

А обратите внимание на то, что за все время пребывания на должности, Базаренко ни разу лично не выплатил зарплату. Я не говорю о тех деньгах, которые администрация выделяла из бюджета. Помните, миллион, потом опять миллион?..  Боже упаси, я ни в коем случае не против, что бы люди получали зарплаты! Но, само слово «зарплата» подразумевает заработок, а не постоянные дотации. Мы, в свое время, у Круглова просили ту же сумму, но на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Делалось это для того, что бы за-ра-ба-ты-вать. Мы придерживались идеологии созидания, а Базаренко – потребления. Чувствуете разницу?

- Тут же напрашивается вопрос, какое Вы имеете отношение к независимому профсоюзу «Авиатор», который в 2013 году неоднократно  публиковал обращения к главе Николаевской ОГА Николаю Круглову с призывом повлиять на критическую ситуацию, которая сложилась в аэропорту с приходом и.о. генерального директора Виктора Базаренко?

- После моего увольнения в начале 2012 года, я действительно вступил в профсоюз «Авиатор» и являюсь его членом. И это абсолютно законно. Но, правда, активной деятельностью в нем не занимаюсь. Ограничиваюсь профессиональными советами.

- Совсем недавно Александр Болтянский, претендент на должность зама губернатора Николая Романчука, заявил журналистам о том, что всерьез озабочен проблемой аэропорта, привлечением инвесторов. Более того, он огласил предъявляемые к инвесторам требования, а именно: погашение трехмесячной задолженности по выплате заработной платы, а также приобретение трех самолетов. Считаете ли Вы это заявление серьезным сдвигом с мертвой точки новой власти на пути к восстановлению «Международного аэропорта Николаев»?

- У меня есть на этот счет две версии: пессимистическая и оптимистическая. Пессимистическая, для экономики области, подразумевает подготовку общественного мнения к сдаче аэропорта кому-то за копейки. Объясняю. Под марку «3 самолета», даже не представляю откуда взялось это количество, можно приписать практически любую авиакомпанию, в том числе и с нерабочими самолетами. А погашение долга по зарплате перед работниками за 3 месяца, при двухдневной рабочей неделе, в пересчете на доллары по сегодняшнему курсу, превратилась в стоимость подержанного автомобиля.

Оптимистическая версия подразумевает простое непонимание вопроса функционирования аэропорта человеком, который об этом заявил. 

Кстати, говоря о непонимании, мне вспомнились прошлогодние заявления Николенко о том, что до 1 июня, потом до 1 августа, потом то ли до 1 сентября или октября будет запущен рейс «Минск-Николаев-Стамбул» и дела в аэропорта сразу наладятся, и будут все счастливы. Это абсолютная глупость непонимающего человека!  Представляет ли Николенко, на каком уровне должен решаться такой вопрос? Знает ли он о том, что для регулярного рейса сначала должны быть подписаны межправительственные соглашения и собраны коробки документов. Надеюсь, что Болтянский, перед своими громкими заявлениями по аэропорту, будет советоваться со специалистами, что бы его слова не звучали так же глупо, как и его «попередника».

- И все же, осталась ли возможность, на сегодняшний день, восстановить аэропорт? Если да, то, при каких условиях?

- Я уверен, что аэропорт, даже в нынешнем состоянии восстановить можно. Для этого нужно: желание собственника и руководителя, команда профессионалов и, что бы не «помогала», в кавычках, обладминистрация, как она это любит и привыкла делать.

- Рассматриваете ли Вы возможность своего возвращения в аэропорт?

- Как директор – нет. Как инвестор – возможно, причем, не взирая на политическую ситуацию, т.к. я в политику не играю.

- Что бы Вы посоветовали нынешнему руководству области, касательно развития аэропорта?

- Я не уполномочен давать советы «великим мира сего». А вот трудовому коллективу аэропорта хочу пожелать дождаться-таки того светлого времени, когда предприятие заработает – они этого достойны. Еще хочу посоветовать работникам быть выше политических интриг вокруг аэропорта, меньше слушать «басни» разного рода руководителей, которые даже приблизительно не разбираются в авиационной тематике.

На этом, думаю можно завершить наше интервью. Если у упомянутых мной людей появятся какие-то вопросы и претензии, по поводу сказанного, я с удовольствием предоставлю прессе и правоохранительным органам аудио, видео и документальные подтверждения всему мною сказанному.

- Спасибо, Андрей Ефремович, за уделенное нам время.

- Пожалуйста. Еще раз напоминаю Вам о том, что абсолютно никакие правки в мною сказанное вноситься не должны, даже для придания более читабельного и художественного вида интервью.