09.05.14 

До подписания соглашения об "Открытом небе" между Украиной и ЕС осталось меньше месяца.

Украинские власти, туристы, бизнесмены, эксперты и аналитики в состоянии эйфории: еще чуть-чуть и украинская авиационная отрасль взмоет вверх.

Однако радостные перспективы уже через год могут вогнать многих оптимистов в депрессию: договор грозит Украине потерей своей авиационной отрасли. Хотя, возможно, это единственно правильный шаг.

Уже много лет жители Украины вынуждены многократно переплачивать за перелеты. В идеале, перелет в любую точку Европы должен стоить не дороже 100 евро за все. Но в силу того, что украинский рынок авиаперевозок монополизирован преимущественно структурами Игоря Коломойского, платить приходится, скажем, 200-300 евро. При этом, воздушные суда украинских перевозчиков большую часть времени вызывала множество нареканий со стороны клиентов. Перелет стоил дорого, но сервис никак не соответствовал цене.

Единое авиационное пространство с ЕС - это отсутствие преград для полетов украинских авиакомпаний в Европу, а европейских - в Украину. Никаких квот и ограничений на полеты, как сейчас. Согласовал рейс с аэропортом назначения - и полетел. Просто, да не очень. Яркий пример - аэропорт Франкфурт на Майне.

"Это территория Lufthansa. Она не пускает туда никого, кто может испортить ей бизнес. Никакое "Открытое небо" или Антимонопольный комитет ей не помешает", - сказал гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.

Аналогичный пример несложно найти в Украине: аэропорт Днепропетровска, который входит в орбиту Игоря Коломойского. Не один год многие компании пытались получить разрешение на полеты в этот город. Тщетно.

Едва "Открытое небо" заставит Коломойского открыть Днепропетровск для чужих авиакомпаний, если в этом не будет его интереса.

Однако других таких бизнесменов в Украине нет, поэтому преграды европейским авиакомпаниям отечественные аэропорты едва ли будут создавать. Все, кроме Днепропетровска, заинтересованы в росте пассажиропотока.

Этого нельзя сказать о Европе, которая всеми способами будет защищать интересы своих авиаперевозчиков. Уже сейчас можно прогнозировать, что переход на европейские нормы создаст определенные проблемы для украинских компаний и может послужить поводом для запрета полетов.

Другая проблема для отечественной авиационной отрасли - неспособность украинских авиакомпаний выдержать конкуренцию с иностранными фирмами. Это касается и классических компаний, как МАУ, и чартерных перевозчиков, как "Роза ветров". Сегодня эти компании летают на монопольных маршрутах.

"МАУ летает во Францию, Чехию, Великобританию, а в Украину на паритетных началах - чешская, британская и французская компании. С подписанием "Открытого неба" по этим маршрутам могут летать все, кто хочет", - говорит старший партнер юридической компании "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко.

По его словам, МАУ вряд ли выдержит конкуренцию. Частично - по объективным причинам: европейские компании получают в лизинг самолеты по другим ценам, а кредиты у них в разы дешевле, чем в Украине.

У отечественных компаний более высокие издержки и гораздо меньший флот. Особенно испортить настроение украинским авиакомпаниям могут лоукостеры.

Впрочем, сейчас со многими странами Украина не имеет ограничений на полеты, но лоукосты в страну не спешат. Более того, даже те, что летали, Germanwings и Air One, ушли с рынка, а свой лоукост WizzAir сократил маршрутную сеть.

Если они придут в Украину, то не для развития новых маршрутов и освоения регионов, как того хотят власти. Их цель - встать на линии, где есть пассажир. "Лоукост приходит, если есть поток пассажиров или дотации. Давать дотации в современных экономических реалиях неприемлемо", - говорит Ланецкий.

Прежде всего, это ударит по МАУ, которая летает по самым популярным маршрутам по завышенным ценам.

Впрочем, не исключено, что лоукостры Ryanair и EasyJet могут начать осваивать туристические направления в Грецию и Италию. Тогда это может навредить бизнесу чартерного перевозчика "Роза ветров".

"Думаю, 50% туристов, которые летают чартерами, прежде всего в Турцию, готовы за меньшие деньги полететь в Испанию и Грецию", - считает Ланецкий.

В самой "Розе ветров" не видят для себя особых рисков с подписанием соглашения об "Открытом небе".

"Если договор будет паритетным, и все компании будут в равных условиях, ничего плохого не произойдет. Мы всегда готовы к конкуренции", - сказал ЭП генеральный директор этой авиакомпании Владимир Каменчук.

Вероятно, в компании рассчитывают на свою туристическую компанию с одноименным названием, которая заполняет лайнеры авиаперевозчика. В Украине всегда будут люди, которые не хотят обременять себя проблемами во время отпусков: заплатил за тур - и больше ни о чем не беспокоишься.

Позитивным считают договор об "Открытом небе" и в WizzAir. Понять их можно: компания не раз сталкивалась с проблемами при получении маршрутов.

"Соглашение откроет рынок авиаперевозок и сделает его прозрачным для всех участников. Однако любые положительные изменения могут произойти лишь при условии восстановления политической и экономической ситуации", - говорит генеральный директор "Визз эйр Украина" Акош Буш.

Едва возьмут украинские авиакомпании и в крупные авиационные альянсы - Star Alliance, Oneworld, Sky Team, как утверждают некоторые эксперты.

Альянсы принимают в свои ряды средние и небольшие компании, которые работают на закрытых рынках. В случае с "Открытым небом" таких ограничений не будет. Да и в качестве партнера МАУ вряд ли заинтересует крупные европейские компании - ее уровень не слишком высок.

То, что украинские авиакомпании потеряют от подписания соглашения об "Открытом небе", подтверждает опыт Грузии. За год после подписания договора с ЕС количество авиакомпаний в этой стране сократилось с 24 до 10. Гражданский авиационный флот уменьшился почти вдвое - с 79 до 44 самолетов.

После падения загрузки украинских самолетов компании будут вынуждены отказываться от некоторых маршрутов. Иисчезнут внутренние рейсы, которые дотируются за счет других перевозок. Например, внутренние рейсы нужны МАУ, чтобы подвозить пассажиров для своих рейсов в Европу.

Такая модель может развалиться. Другой вопрос - нужна ли модель, при которой цены из Киева в Донецк равны перелету из Киева в Афины?

Едва ли "Открытое небо" улучшит положение авиастроительной отрасли, как утверждают некоторые чиновники и эксперты. Получение европейских сертификатов не заставит европейские компании покупать продукцию "Антонова".

"Конкуренция на рыке колоссальная. В мире перепроизводство самолетов. Европа не заинтересована развивать авиационную отрасль Украины", - считает Ланецкий.

Подтверждает это банкротство легендарной нидерландской авиастроительной компании Fokker в 1996 году. Тогда ни правительство, ни Daimler-Benz Aerospace AG (DASA), владеющая 40% акций предприятия, не стали сохранять компанию.

Позже DASA, французская Aerospatiale-Matra и испанская СASA слились в концерн EADS. Эта компания владеет 100% Airbus S.A.S., мирового лидера производства пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолетов.

Был ли злой умысел в крахе Fokker, остается открытым. Если ЕС банкротит своих авиастроителей, какова судьба ждет украинские предприятия?

Пострадают от подписания договора о едином авиационном пространстве и украинские авиационные власти. Управлять процессом теперь будет Брюссель, а Мининфраструктуры и Госавиаслужбе останутся формальные полномочия. Определенные плюсы в этом есть: чиновники больше не смогут брать взятки.

Получат выгоду крупные аэропорты - "Борисполь", "Киев" (Жуляны), "Одесса", "Львов", "Харьков", "Донецк". Там есть пассажирский поток и потенциал для роста. Правда, им нужно переоборудовать свои мощности под евростандарты, но это недорого. Во время "Евро-2012" основные аэропорты страны привели в порядок.

Точно от этого соглашения выиграют пассажиры. Цены на билеты упадут, качество и уровень обслуживания вырастет.

"В первый год действия "Открытого неба", когда в Украину начнут летать европейские компании, цены снизятся на 50%. Местным фирмам придется либо сократить количество маршрутов, либо уйти. Затем цены немного подрастут. В итоге билеты будут на 20-30% дешевле, чем сегодня", - полагает Ланецкий.

Пассажиропоток вырастет, но в скромных пределах. Главный тормоз - визовый режим с ЕС и низкая платежеспособность людей. Даже тем, кто готов потратить 100-200 долл на полет в Париж, не дадут это сделать посольства стран ЕС.

Таким образом, "Открытое небо" принесет пользу авиакомпаниям ЕС, пассажирам с визами, некоторым аэропортам, а также уменьшит коррупцию в отрасли.

Украинские авиакомпании понесут серьезные потери и могут обанкротиться. Однако в этом виноваты только они. За 23 года в Украине так и не появилась авиакомпания, которая могла бы сравняться с конкурентами из ЕС. Нужен ли Украине еще один производитель "ланосов", только в сфере авиации?

Джерело Экономическая Правда   Автор: Андрей Киреев