30.07.14 
После установления мира на Востоке Украины, которого с нетерпением и надеждой ждут соотечественники, стране в числе десятков и сотен актуальных проблем предстоит разобраться в том числе и с тем коррупционным наследием, которое досталось власти от предшественников в связи с организацией Евро-2012.Информации об этом предостаточно и в СМИ, и в правоохранительных органах.Хотелось бы обратить внимание на некоторые детали коррупционных действий в главном аэропорту Украины - «Борисполе». Тем более, что ниточки от приведенной в данной статье информации ведут в самые высокие эшелоны нынешней власти.

Активная фаза подготовки к Евро-2012 началась после прихода к власти В.Януковича и так называемых «донецких». Надо признать, что если бы не их напористость и деловая хватка, матчи Чемпионата Европы могли бы пройти только на стадионах Польши, потому как при В.Ющенко подготовка к Евро-2012 шла ни шатко, ни валко, и представители УЕФА публично рассуждали о возможности лишения нашей страны права на проведение турнира. Но оборотной стороной предприимчивости «донецких» и их приспешников стали многомиллиардные хищения.

Объектом, при проведении работ на котором зафиксированы наиболее вопиющие нарушения, наряду с НСК «Олимпийский», является международный аэропорт «Борисполь». Собственно, для того, чтобы в этом убедиться, не нужно обладать статусом работника прокуратуры или милиции. Одно только бурное строительство терминалов, в чем мог убедиться каждый, чего стоит (в прямом и переносном смыслах)!

Эта сомнительная и коррупционно емкая деятельность буквально закипела с начала 2010 года. Невозможно поверить, что тогдашний генеральный директор аэропорта Борис Шахсуваров, который в свое время имел непосредственное отношение к долгосрочному планированию развития «Борисполя», не отдавал отчет в том, к каким убыткам для государства приведет постройка явно избыточных терминальных мощностей. Если плановая пропускная способность терминала «D»составляет 15 миллионов пассажиров в год, зачем нужно было строить неудобный со всех точек зрения и, скажем прямо, вовсе не нужный терминал «F»? Ведь очевидно было, что даже по самым оптимистическим прогнозам в год услугами «Борисполя»могут пользоваться не более 12 миллионов пассажиров. И то в отдаленной на многие годы перспективе. Да что там говорить о потенциальном пассажиропотоке«Борисполя», если наибольший зафиксированный наблюдался в 2012 году и составил он 8,487 миллионов пассажиров. В прошлом году - 7,93 миллиона пассажиров, то есть вдвое меньше пропускной способности терминала «D». Зачем же был нужен терминал «F» в аэропорту «Борисполь»?

Ответ на этот вопрос может быть только один - коррупция. Дело в том, что на строительство терминала «F» было потрачено 370 миллионов гривен из государственного бюджета Украины. Эти средства успешно «освоили» негосударственные компании, прилично заработав.

Вот только история терминала «F» была коротка и печальна (впрочем, идеологи «освоения» 370 миллионов гривен наверняка все так и планировали). Итак, 21 сентября 2010 года новый международный терминал «F» в аэропорту«Борисполь» был торжественно открыт. А 31 октября 2010 года он начал обслуживать первых пассажиров. Однако, не прошло и трех лет, как по признанию ставшего гендиректором аэропорта летом 2013 года Алексея Кочанова, по состоянию на год назад в терминале «F» принималось-отправлялось всего лишь по нескольку рейсов в день. «Поэтому аэропорту накладно его содержать. Тем более, что терминал находится в удаленности от всей инфраструктуры. К тому же, когда терминал «F» строили, то предусматривали, что в случае открытия другого терминала, такого как «D», терминал «F» будет закрыт», - сообщил столь парадоксальные вещи в одном из интервью А.Кочанов. После чего высказал предположение, что терминал «F» может стать грузовым. Мнение А.Кочанова базировалось на точке зрения тогдашнего министра транспорта и инфраструктуры Владимира Козака, который так размахнулся в своих высказываниях, что заявил о возможности создания в аэропорту «Борисполь» крупного грузового бизнес-центра.Впрочем, да, центр этот действительно существует, но он вовсе не государственный и о нем - ниже. 

В конечном итоге, 28 октября 2013 года, последние существовавшие в терминале  «F» чартерные рейсы авиакомпаний МАУ и «Авиалинии Харькова» были переведены в терминал «B». В этом терминале, который к тому времени успел стать терминалом для внутренних рейсов, пришлось вновь создавать пункты пропуска через государственную границу, а также инфраструктуру для разделения потоков пассажиров внутренних и международных рейсов. То есть, снова тратить многие миллионы государственных денег.

А терминал «F» был законсервирован. Это официально связали с отсутствием полноценного подъезда к терминалу «F» грузового транспорта. Как говорили тогдашние руководители аэропорта «Борисполь», необходимо, чтобы он не совпадал со схемой подъезда пассажиров. «Мы уже понимаем, где должен проходить альтернативный подъезд и договариваемся с собственниками земельных участков, на границе которых проходит эта дорога. Проект и работы по строительству второго этажа в терминале «D» будут стоить около 90 миллионов гривен. По терминалу «F»пока нет сметы, стоимость его переконфигурации - до 15 миллионов гривен» -утверждал в прошлом году тогдашний генеральный директор «Борисполя» А.Кочанов.

То есть, 370 миллионов гривен бесполезно потраченных государственных средств оказалось мало. Решили еще 15 миллионов гривен освоить. При этом руководство аэропорта времен А.Кочанова не считало нужным признать вопиющие просчеты, допущенные и при проектировании терминала «D». Например, то, что в рамках его функционирования не предоставляется возможность транзита пассажиров  «доместик-интернешнл» и «интернешнл-доместик», чем создаются препятствия для пересадок с внутренних рейсов на международные и наоборот. Или же серьезный дефицит мощностей общественного питания, в результате чего в случае задержки рейсов пассажиры не могли быть обеспечены элементарной едой. И если во времена, когда генеральным директором аэропорта«Борисполь» был А.Волов, хотя бы предпринимались попытки организовать мобильные пункты питания, то при сменившем его А.Кочанове, как и сейчас при новом гендиректоре С.Гомболевском, на эту проблемы предпочитают не обращать внимания.

Что же, пришла пора назвать собственника вышеуказанных земельных участков. Это принадлежащая бизнесмену Леониду Юрушеву компания «БФ Групп». Она же владеет и крупным логистическим центром, построенным неподалеку от терминала «F» - именно компании «БФ Групп» принадлежит возведенный не так давно крупный логистический центр «Борисполь», находящийся неподалеку как раз от терминала «F». Более того, во времена руководства «Борисполем» господином Б.Шахсуваровым и сам терминал «F» был передан в управление именно «БФ Групп». Похоже, что осознав менеджерскую несостоятельность в вопросах организации рентабельного бизнеса в терминале «F», «БФ Групп» решила воспользоваться его инфраструктурой, созданной за счет государства. И совсем уж смешная деталь -площадка перед терминалом «F» сейчас используется для стоянки автомобилей службы Sky Taxi, работа которой полностью остановлена. Ничего не скажешь,«эффективное использование» государственных средств в особо крупных размерах.

Нужно заметить, что господин Л.Юрушев является давним деловым партнером взошедшей непубличной звезды украинской политико-экономической сцены Андрея Иванчука, депутата от «БЮТ», человека максимально приближенного к премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Не будем подробно рассказывать биографию А.Иванчука, остановимся на нескольких наиболее примечательных фактах. В 2007 году его назначают на должность вице-президента НАК «Энергетическая компания Украины», в 2008-2009 годах А.Иванчук руководит государственным предприятием «Укринтерэнерго», которое являлось монополистом по продаже украинской электроэнергии на экспорт. Монополизм сам по себе синоним коррупции, а если прибавить к этому чрезвычайно непрозрачный рынок экспорта электротока, многое становится ясным. Остается лишь добавить, что столь высокие должности (как для человека, никогда ранее не имевшего отношения к энергетике) А.Иванчук занял благодаря своему другу А.Яценюку, который в то время был спикером Верховной Рады (2007-2008 годы).

Еще немного небольших, но важных штрихов. В свое время А.Иванчук вместе с А.Яценюком были соучредителями юридической компании «Юрек Лтд.», в которой работал нынешний министр инфраструктуры Максим Бурбак. А во времена, когда А.Иванчук был президентом «Укринтерэнерго», вице-президентом этой структуры работал выходец из Черновцов Петр Пинкас, который нынче занимает должность  заместителя министра инфраструктуры. Кстати, это именно он «отличился» организацией «маски-шоу» в офисе «Украэроруха», когда была предпринята попытка физического отстранения от руководства этим предприятием Ю.Чередниченко.

Вернемся к «БФ Групп». Леонид Юрушев для аэропорта «Борисполь» - человек не новый. Хотя и достаточно «теневой», не засвеченный. Что вполне соответствует стилю ведения бизнеса собственника «БФ Групп». Этот миллиардер умеет раскладывать яйца по разным корзинам. Судите сами. В 2007-2009 годах Л.Юрушев щедро финансирует возглавляемый А.Яценюком «Фронт змін», причем нынешний премьер-министр признавался в этом публично во время телевизионных интервью. А уже в 2010 году Л.Юрушев при власти В.Януковича получает в управление терминал «F». Параллельно с этим «БФ Групп» в партнерстве с А.Иванчуком, получает право на ведение такого сверхдоходного вида деятельности, как организация беспошлинной торговли в главном аэропорту страны. Примечательно,что эксклюзивное право на бизнес duty-free в аэропорту «Борисполь» имело украино-ирландское совместное предприятие «Киев-Рианта». Однако, Л.Юрушев сумел обойти эту «эксклюзивность» благодаря негласному указанию, которое дал тогдашний премьер-министр Николай Азаров. Как утверждают хорошо осведомленные эксперты, серьезную роль в обеспечении этого сыграл армянин Артур Гранц(гражданин Австрии), который в то время стал деловым партнером Л.Юрушева и А.Иванчука (причем приятелем А.Иванчука он был к тому времени уже давно). И конечно нельзя не вспомнить и роль Б.Шахсуварова, который был вхож к Н.Азарову.

Впрочем, после увольнения Б.Шахсуварова и прихода в аэропорт нового генерального директора Антона Волова, ставленника тогдашнего «инфраструктурного»вице-премьер-министра Бориса Колесникова, было предпринято несколько попыток отобрать у «БФ Групп» право на эксплуатацию терминала «F». Влияние Б.Колесникова на В.Януковича в то время было настолько серьезным, что сил Л.Юрушева для защиты своего бизнеса в «Борисполе» явно не хватало. На выручку пришел А.Иванчук, который нашел подход к набиравшему немалый вес (в прямом и переносном смыслах) Сергею Арбузову. Сила и мощь этого молодого, но влиятельного политического тяжеловеса времен В.Януковича сыграла решающую роль в сохранении за «БФ Групп» ее бизнеса в терминале «F» вообще и на ниве беспошлинной торговли в частности. Тут стоит обратить особое внимание на то, как нашли общий язык два представителя непримиримых политических групп: С.Арбузов, олицетворявший тогда власть В.Януковича, и А.Иванчук, представитель «БЮТ», находившейся в жесткой оппозиции к действовавшему тогда режиму. Поистине, деньги могут примирить самых серьезных политических оппонентов.

Коренные изменения в аэропорту «Борисполь» произошли в августе 2013 года. Утративший влияние и авторитет Б.Колесников не смог отстоять свою креатуру А.Волова, которого заменили на А.Кочанова. Нет смысла в деталях пересказывать то, как сразу же едва ли не все виды бизнеса в «Борисполе» и финансовые потоки были перенаправлены в интересах одиозных бизнесменов из Одессы Бориса Кауфмана и Александра Грановского. Об этом много писали СМИ. О многом говорит тот факт, что ни Б.Кауфман с А.Грановским, ни их ставленники А.Кочанов и С.Гомболевский (заместитель генерального директора аэропорта «Борисполь» с июля 2013 по март 2014 года) не опровергали постановку одесскими бизнесменами под контроль почти все «всего, что движется» в «Борисполе». Как и не опровергалась никем обильно циркулировавшая информация о том, что Б.Кауфман и А.Грановский получили право дерибанить аэропорт «Борисполь» на основании личного распоряжения В.Януковича, семья которого была, как говорится, «в доле».

При этом, в отличие от других коммерческих структур «БФ Групп» не особо пострадала от прихода в аэропорт «Борисполь» группировки Кауфмана-Грановского. Даже в известной мере «БФ Групп» выиграла. Дело в том,что украино-ирландское совместное предприятие «Киев-Рианта», которое еще владело магазинами duty-free в терминале «В» аэропорта «Борисполь», было вынуждено продать свой бизнес в пользу Л.Юрушева и А.Иванчука. Логичным следствием монополизма в беспошлинной торговле в аэропорту «Борисполь», который сложился в пользу Л.Юрушева и А.Иванчука, стал значительный рост цен и снижение качества предоставляемых услуг.

Естественно, Б.Кауфман и А.Грановский не из личной симпатии к Л.Юрушеву и А.Иванчуку поспособствовали расширению бизнеса последних на рынкеduty-free в аэропорту «Борисполь». Если согласно официальным документам «БФ Групп» была обязана платить госпредприятию аэропорт «Борисполь» 10% от получаемой прибыли, то в реальности Л.Юрушев и А.Иванчук уплачивали Б.Кауфману и А.Грановскому 30% от прибыли «БФ Групп» от функционирования магазинов беспошлинной торговли в «Борисполе».

Однако даже не это наиболее примечательно. Потрясает тот факт, что согласно информации, полученной от осведомленных лиц, приближенных к Б.Кауфману и А.Грановскому, А.Иванчук летом и осенью прошлого года проводил с ними переговоры не в качестве просителя, а позиционируя себя как представителя будущей власти.

Возможно, А.Иванчук обладает серьезными предсказательными способностями, но факт остается фактом - власть поменялась. Под давлением нардепов и представителей общественности сменился и генеральный директор -вместо А.Кочанова на эту должность был назначен его заместитель С.Гомболевский. Снова же не будем повторять то, о чем много пишут в СМИ - произошла формальная рокировка, у власти в аэропорту «Борисполь» осталась та же команда менеджеров, которую привели Б.Кауфман и А.Грановский. Впрочем, с одним любопытным дополнением - по инициативе упомянутого выше гражданина Австрии армянского происхождения А.Гранца, друга и делового партнера А.Иванчука, в аэропорт «Борисполь» был возвращен Б.Шахсуваров. В статусе советника генерального директора. При этом, почему-то не обратили внимание ни на то, что Б.Шахсуваров подозревался в хищениях в особо крупных размерах в период, когда он возглавлял крупнейший аэропорт Украины, ни на то, что Б.Шахсуваров является гражданином России.

И в этом не так уж много удивительного. Такие виртуозы дерибана государственных средств - а международный аэропорт «Борисполь»является государственным предприятием - как С.Гомболевский и Б.Шахсуваров представляют собой ценность и для новых кураторов главного аэропорта Украины Л.Юрушева и А.Иванчука, который, напомним, является близким другом и деловым партнером премьер-министра Украины А.Яценюка.

В итоге в аэропорту «Борисполь» изменилось лишь одно: если раньше основную часть теневого дохода получала группировка Б.Кауфмана-А.Грановского,а малая часть теневого дохода предназначалась Л.Юрушеву и А.Иванчуку, то теперь они поменялись местами. То есть продолжается паразитирование сомнительных бизнесменов за счет государства. Наверняка поэтому генеральным директором «Борисполя» был назначен С.Гомболевский, а его советником Б.Шахсуваров, который,по сути, и руководит аэропортом. Кстати, не исключено, что общественные организации, которые требуют от министра инфраструктуры М.Бурбака наведения порядка с кадрами в аэропорту «Борисполь», обращаются не по адресу. Если теперь одним из основных выгодоприобретателей является А.Иванчук, вопросы о кадровом составе руководства аэропорта «Борисполь» стоило бы адресовать напрямую премьер-министру А.Яценюку.

Кстати,имеет смысл поинтересоваться и насчет того, почему заместителем  генерального директора «Укрзалізниці» был назначен не имеющий ни малейшего отношения к железным дорогам Максим Бланк,который до этого занимал должность директора принадлежащей Л.Юрушеву  инвестиционной компании Astrum Investment Management. Вы скажете, что это совсем другая история. Но modus operandi тот же. Логика кадровых назначений та же. Да и выгодоприобретатели те же: А.Иванчук и Л.Юрушев. За которыми, складывается впечатление, маячит фигура премьер-министра Украины.

Image

Джерело УГМК   Автор: Александр Рязанов