24.11.06 
Imageјнтонов | –еорганизаци€ |  орпораци€
ƒмитрий  ива надеетс€, что инициатива реструктуризации Ђјнтоноваї идет из лучших побуждений государства.
Ц Ќасколько необходима реструктуризаци€ корпорации Ђјнтоновї в Ќј , о которой за€вил министр промполитики √оловко?
Ц јвиаотрасли нужны рыночные преобразовани€. ѕотому что наше государство не настолько богато, чтобы поддерживать, как поддерживают свою авиаотрасль, допустим, —Ўј, ≈вропа, –осси€,  итай. ќни поддерживают ее, потому что сегодн€, чтобы присутствовать на рынке, нужно быть на уровне современных технологий. » уже нельз€ никого заставить покупать твой продукт, если он действительно не на уровне. ” самих нас в ”краине нет большого рынка сбыта, нам нужно продавать нашу продукцию в другие страны. » дл€ этого наш продукт должен быть лучшим.

Ц „то необходимо сделать дл€ поддержки отечественной авиаотрасли?

Ц ¬ нее, в первую очередь, необходимо вкладывать средства. Ѕез рыночных преобразований, без привлечени€ инвесторов, в том числе, и частного капитала, такие государства, как наше, к сожалению, ничего не сделают. ѕоэтому € надеюсь, что инициатива реструктуризации Ђјнтоноваї идет из лучших побуждений.

Ц  ак вы видите реструктуризацию?

Ц Ёто должна быть корпораци€ на базе јЌ“  им. јнтонова с превращением ее в дальнейшем в холдинговую компанию Ђјнтоновї, с последующим акционированием компаний. ƒалее необходимо привлекать частных инвесторов. јЌ“  им. јнтонова разрабатывает новые самолеты, то есть выполн€ет полный цикл работ по Ќ»ќ – (исследование, проектирование, постройка самолетов, летные и лабораторные испытани€, сертификаци€) практически полностью за свой счет. ¬ –оссии стоимость аналогичной работы по RRJ приближаетс€ к $1 млрд. “ак вот, финансовые результаты нашей работы мы инвестируем практически бесплатно нашим заводам. “ак было как по јн-140, так и по јн-148.

—амое главное, при любом дальнейшем реформировании нужно навести пор€док на предпри€ти€х. ƒл€ начала на тех, которые экономически нестабильны или с большими долгами. ѕотому что неуспешное предпри€тие будет т€нуть за собой всю компанию. ƒл€ такого наведени€ пор€дка должен быть составлен бизнес-план. –аньше мы предлагали создать не государственную корпорацию, а хоз€йственную. “уда могли бы войти и банки, и страховые компании. “о есть, какой-то капитал под определенные проекты можно было бы привлечь и сегодн€. Ќо сейчас, когда корпораци€ государственна€ Ч это сложно.

Ц “рудности возникают именно со стороны государства? јЌ“  выступает за приход инвесторов. ј государство как на это смотрит?

Ц я думаю, что положительно. ќно также заинтересовано, чтобы у нас были инвесторы.

Ц “ак почему нельз€ привлекать частных инвесторов уже сегодн€?

Ц „астные инвесторы в государственные компании не очень хот€т вкладывать.

Ц ј кто еще, по вашему мнению, должен войти в авиахолдинг?

Ц “е компании, которые сейчас вход€т в корпорацию Ђјнтоновї. „то касаетс€ вхождени€ других заводов, € пока ничего не могу сказать.

Ц ¬ам предлагали возглавить холдинг?

Ц Ќет, нам не предлагали.

Ц ј вы готовы его возглавить?

Ц «наете, это риторический вопрос. ” нас на фирме, как мне кажетс€, есть люди более молодые, которые могут возглавить будущий холдинг. Ќо если нужно будет, чтобы это был €, на определенное врем€ Ч € согласен.

Ц «амминистра промполитики –ыжов представил вам позицию государства, обоснование ужесточени€ управлени€ корпорацией?

Ц ћы не знаем, насколько будет это ужесточение. Ёто зависит от устава будущего холдинга. ќбоснование было таким, что корпораци€ показала себ€ недостаточно эффективно в работе. ѕоэтому ее формат и форму управлени€ нужно пересматривать, ведь мы хотим подн€ть эффективность работы во всей отрасли. ∆елани€ государства и посылы очень благие, и в некоторой степени справедливые. Ќо главна€ цель Ч это все-таки привлечение в отрасль дополнительного капитала.

Ц Ќасколько было бы выгодно сли€ние авиаотраслей ”краины и –оссии?

Ц я не думаю, что сегодн€ кто-то в политических интересах будет что-то пытатьс€ Ђсли€тьї. ƒолжна быть экономическа€ составл€юща€, то есть такое сли€ние должно быть экономически выгодно. ј выгодно оно будет только когда ты кому-то нужен. ¬ таком случае с тобой будут сотрудничать, потому что вид€т, что у теб€ есть чему поучитьс€, или вид€т, что ты Ђна уровнеї. ј если нет, то и спроса не будет.

Ц ј ”краине нужно сли€ние авиаотрасли с –оссией?

Ц Ќужно. » фактически у нас это уже есть. ” нас есть с –оссией несколько —ѕ. Ќапример, с Ќовосибирским заводом Ч Ђ—ибирские самолеты јнтоноваї. “акже у нас есть консорциум с –оссией по ЂјЌ-70ї.

Ц »менно сложности по созданию —ѕ подтолкнули инициативу подготовки законопроекта о том, чтобы јЌ“  мог создавать другие предпри€ти€?

Ц Ётот законопроект Ч только частный вопрос. ¬едь нас сегодн€ став€т в неравные услови€ с негосударственными или акционерными компани€ми. Ќапример, чтобы купить двигатель дл€ самолета, € должен пройти тендерный комитет и другие процедуры. Ќо самое главное, что двигатель, который € покупаю дл€ самолета, можно купить только у одного завода Ч Ђћотор —ичї, потому что в мире никто больше его не производит. Ќо тендерный комитет € все равно должен пройти, заплатить чиновникам, заплатить ненужным структурам, отдать им народные деньги. ¬место того, чтобы повысить зарплату своим работникам. ƒл€ акционерных компаний таких требований нет.  роме того, 50% прибыли мы должны отдать государству. ћы ќ Ѕ (опытно-конструкторское бюро), которое разрабатывает новую технику.  ака€ у нас прибыль? ƒа, есть небольша€, мы сегодн€, слава Ѕогу, работаем с прибылью. Ќо мы должны купить новые компьютеры, программы, оборудование, выплатить долги. ¬ конце концов, люд€м должны платить достойную зарплату. ј вместо этого мы отдаем государству 50% прибыли, частных компаний это не касаетс€.

Ц Ќо даже если этот законопроект будет прин€т, вы все равно останетесь госкомпанией и это не решит всех вопросовЕ

Ц ƒа, не решит. Ќо все равно поможет работать в бизнес-среде. Ќапример, одна немецка€ фирма предлагает организовать у них сборку наших самолетов совместно с их заводом. ѕри этом модернизировать самолеты под другое оборудование, другие двигатели. ќни готовы это оплачивать, но при условии, что будет создано совместное предпри€тие. ќни хот€т быть уверены, что мы вошли туда со своей долей. ¬ том числе, интеллектуальной. ј мы по закону не имеем права. Ќо ведь это выгодный бизнес дл€ фирмы, дл€ страныЕ ƒоходы-то мы будем нести в казну страны.

ќльга ‘едор€к

»сточник: ƒело, 24.11.2006