28.08.14 
Американская компания Textron AirLand решила создать учебный самолет на базе перспективного бюджетного штурмовика Scorpion. Новый самолет будет предложен на тендер T-X ВВС США. По данным компании, изменение основных характеристик штурмовика не потребует много времени, поскольку он выполнен по модульной схеме. После завершения разработки учебного самолета Textron AirLand намерена выйти с ним на мировой рынок. Какие именно страны американская компания считает потенциальными покупателями, пока неизвестно. Ранее Textron AirLand предложила штурмовики Scorpion Швейцарии.

Разработка перспективного легкого штурмового самолета Scorpion началась в апреле 2012 г. Textron AirLand, создающая самолет совместно с Cessna, намерена предложить его американским ВВС в качестве более дешевой альтернативы существующим сегодня штурмовикам A-10 Thunderbolt. По оценке компании, стоимость одного часа полета Scorpion составит всего $2,7 тыс. против $13 тыс. у A-10.

Стоимость одного Scorpion, как ожидается, не будет превышать $20 млн. Для сравнения, один Thunderbolt II, производство которого было свернуто в 1984 г., стоил около $12 млн. (около $28 млн. по курсу 2014 г.). Кроме того, в Textron AirLand полагают, что американские военные смогут частично заменить новым штурмовиком истребители-бомбардировщики F-15E Strike Eagle. Заинтересуются ли американские военные штурмовиками Scorpino, пока не ясно; ранее они уже выбрали истребители F-35 Lightning II в качестве основной замены устаревшим A-10 и F-15E.

Длина перспективного американского штурмовика составляет 13,3 м, а размах крыла — 14,4 м. Максимальная взлетная масса самолета равна 9,6 т. Согласно проектным расчетам, Scorpion сможет развивать скорость до 833 км/ч и выполнять полеты на расстояние до 4,4 тыс. км. Самолет планируется оснастить шестью точками подвески для ракет и бомб общей массой 2,8 т.

Дешевизна перспективного двухместного штурмовика объясняется тем, что в нем используются преимущественно коммерческие технологии, включая двигатели, которые аналогичны тем, что используются на обычных бизнес-джетах. Благодаря относительно небольшой цене Scorpion компания-разработчик планирует продать по меньше мере две тысячи штурмовиков такого типа разным странам мира.Учебный самолет, который будет разрабатываться на базе штурмовика Scorpion, получит более короткое крыло. В нем по-прежнему будут использоваться два двигателя и хвостовое оперение с двумя килями. При этом учебный самолет получит силовые установки с увеличенной тягой. По оценке Textron AirLand, она сможет сделать учебный самолет соответствующим требованиям американских военных. Другие военные о перспективной «летающей парте» пока неизвестны.

Командование ВВС США намерено объявить тендер T-X в III кв. 2016 финансового года (II кв. 2016 календарного года). В общей сложности военные намерены приобрести 350 новых учебных самолетов, которые должны будут заменить устаревшие T-38 Talon, поступившие на вооружение в 1961 г.

В октябре 2012 г. американские ВВС обнародовали базовые требования к новому учебному самолету. В частности, военные пожелали, чтобы новые самолеты имели кабину пилотов, схожую с таковой у истребителей F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Самолеты должны получить системы связи, предупреждения о радиолокационном облучении, многофункциональные дисплеи и оборудование с возможностью имитации данных с радара.

Перспективный самолет для военных также должен обладать запасом топлива, достаточным для отработки воздушного боя в пределах прямой видимости. На T-X должны присутствовать и системы, позволяющие отрабатывать дозаправку в воздухе без непосредственного приема горючего на борт. Все бортовое оборудование должно быть построено по модульному принципу с открытой архитектурой.

Бортовое оборудование учебного самолета T-X должно иметь возможность симулировать использование различных типов вооружения, включая неуправляемые и управляемые ракеты классов «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», а также корректируемые и свободнопадающие бомбы.

Планер нового самолета должен выдерживать перегрузки не менее 6,5g на протяжении не менее 15 секунд в пикировании при массе топлива в 80% от полной загрузки на высоте полета от трех до шести тысяч метров. Бортовые системы должны выдерживать перегрузки в 7,5g и темпы роста ускорения не менее 3g за секунду. Наконец, T-X для ВВС США должен выдерживать и мгновенное изменение угловой скорости вращения в 12 градусов в секунду и скорость установившегося разворота в девять градусов.

Как ожидается, помимо Textron AirLand, в конкурсе ВВС США примут участие несколько консорциумов. В состав первого войдут британские компании BAE Systems и Rolls-Royce и американские Norhtrop Grumman и L-3. Второй консорциум будет представлен американской Lockheed Martin и южнокорейской KAI, а третий — американской же General Dynamics и итальянской Alenia Aermacchi. Консорциумы намерены предложить военным учебные самолеты Hawk AJT, T-50 Golden Eagle и T-100 соответственно.

Какую именно сумму намерены потратить на покупку учебных самолетов ВВС США, пока неизвестно. Однако, согласно предварительным требованиям к T-X, расходы на содержание и обслуживание учебных самолетов не должны превышать $35,3 млрд. за 20 лет службы в ценах того года, когда будет списан последний из них.