26.11.06 
Как напоминалось в Памятке о порядке выполнения полетов в 2006 г., с августа с. г. начата подготовка к переходу любительской авиации в государственный реестр гражданских воздушных судов.
По этому поводу Госавиаслужба издала несколько внутренних документов (Приказ от 03.07.06 № 475, письмо от 21.08.06 № 1.18-5437). На их основании Госавиаслужба и ассоциация «Аэроклуб Украины» начали отработку процедур регистрации и выдачи документов летной годности. В результате были выданы первые регистрационные свидетельства частных ВС с номерами UR-XXXX и первые документы летной годности и разрешения их владельцам на полеты под этими номерами без сертификата эксплуатанта.

В настоящее время полностью отработана процедура для ВС, которые сертифицированы в Украине или имеют эквивалентные документы. По типам это самолеты Ан-2, Як-18Т, Як-52, В-35А (Wilga-35), Socata ТВ-10, -20, -21 и -200, Socata ТВМ-700, НАРП-1, Х-32 «Бекас», Х-32-912, А-20; вертолеты Ми-2, Robinson R-44 и R-44 II, Schweitzer 269C и 269С-1, АК 1-3; мотодельтапланы Т-2М та Т-2М СХ; тепловые аэростаты АУС-1Ч-6, -7, -72, -81 и -83, Cameron Balloons 0-77 и -90; парапланы АУС А4/25.

Первый регистрационный номер UR-PAPA получил 18 октября с. г. вертолет Robinson R-44. Выявленные при этом несоответствия другим авиационным правилам были разрешены путем введения Приказом Госавиа-службы от 24.10.06 № 697 «Временных правил выдачи разрешительных документов на выполнение полетов гражданских воздушных судов авиации общего назначения». Также получено разрешение на бортовые радиостанции.

Первое государственное «Разрешение на выполнение полетов/Permit to Flight» частному воздушному судну с номером UR-PAPA выдано его владельцу 25.10.2006 г.

Фактически эту дату можно считать Днем рождения АОН в Украине!

До конца октября такой документ получит еще один владелец- юридическое лицо. В начале ноября еще как минимум два лица (юридическое и физическое). На очереди еще десяток ВС. Процесс начался.

Продлевать этот документ летной годности нужно ежегодно путем проставления на нем штампа инспектора (в т. ч. и нашего общественного) при осмотре на аэродроме без поездок в Киев и т. п.

Все владельцы воздушных судов, типы которых находятся в вышеприведенном перечне, если ваш экземпляр соответствует типовой конструкции и имеет эксплуатационную документацию, если вы не собираетесь использовать его для коммерческих перевозок, могут зарегистрировать ВС и получить Permit to Fright в течение недели! И даже можно заказать персональный номер.

Для этого нужно подписать три письма, проставить нужные буковки и цифирки в заявке на номера, заявке на регистрацию, схеме раскраски, заявке на бортовые радиостанции, заявке на летную годность, техническом акте и дополнении к заявке на летную годность, сверить с контрольным экземпляром РЛЭ и РЭ, завести бортжурнал и санпаспорт, обновить полис страхования ответственности перед третьими лицами на ваш номер UR, заплатить госсборы (гривень на 90 с копейками), приложить копии документов о владении, снять с учета и провести с приглашенным вами инспектором проверку состояния вашего ВС и его бортовой документации.

Все образцы писем, бланки всех заявок, актов, дополнений и т. п. с образцами заполнения и пояснениями, бланки первых листов РЛЭ и РЭ, бланки бортжурнала и санпаспорта, образец схемы раскраски - ОТРАБОТАНЫ, есть в ассоциации и готовятся к публикации.

Три месяца урегулирования спорных моментов и нестыковок не пропали даром. При наличии бортовой документации и желания у грамотного владельца по данной отработанной схеме и использовании образцов и пояснений бумажной работы - часа на 3-4. Инспектирование - еще часа три.

И все это- в папку-скоросшиватель средней толщины (5 см). А папку - в отдел регистрации и выдачи ЛГ каб. 811 Госавиаслужбы.

НО!!! Это все приемлемо пока только для типовых конструкций.

Следующим этапом (в ноябре) будет отработка процедур для экземпляров ВС, которые не имеют сертификата типа или эквивалентного документа Госавиаслужбы Украины, включая:

- ВС, которые изготовлены серийно, типовая конструкция которых имеет сертификацию страны-разработчика и не имеет сертификата типа или эквивалентного документа Госавиаслужбы Украины;

- ВС любительской конструкции, включающие в свою очередь:

- ВС оригинальной конструкции, разработки и изготовления владельца;

- ВС, самостоятельно изготовленные путем сборки из наборов согласно инструкции производителя набора;

- ВС, изготовленные или восстановленные владельцем по чертежам на ВС, которые ранее эксплуатировались и их линейная эксплуатация прекращена.

Александр Пихало, президент ассоциации «Аэроклуб Украины», г. Киев

Источник: Журнал АОН www.aviajournal.com