27.11.14 

25 ноября в информагентстве «Укринформ» прошла пресс-конференция «Кто пытается закрыть небо для Украины». Мероприятие было странным с точки зрения тех, кто принимал в нем участия, усиленно, но безуспешно изображая «борцов» за светлое будущее отрасли пассажирских авиаперевозок. Странным оно было и с точки зрения того, чего требовали эти «борцы».

       Что же вызвало приступ идиосинкразии одновременно у гендиректора авиакомпании «Атласджет Украина» Сергея Подгорецкого, гендиректора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Анатолия Бенца, основателя компании «Трансаерохэндлинг» Алексея Пласа, а также бывшего гендиректора аэропорта «Борисполь», а ныне просто заслуженного работника авиации Бориса Шахсуварова? Приказ Госавиаслужбы Украины «Об утверждении Авиационных правил Украины «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий».

        Участники пресс-конференции объединились в Ассоциацию авиапредприятий Украины для «борьбы» с реформой авиационного рынка, которую затеяла Госавиаслужба Украины. По их словам, исключительно в интересах одного игрока - МАУ. В настоящее время идет процесс регистрации этой Ассоциации.

Скорее всего, любая здравая критика новых правил была бы воспринята Госавиаслужбой адекватно. Если бы не одно «но». На «борьбу» с реформой собрались сплошные «мертвые души» авиарынка. Среди них - «ЮТэйр-Украина», «Юм Эйр», «Хорс», «Атлас Джет Украина» и ряд других. В этой теплой компании регулярно осуществляет рейсы лишь «ЮТэйр-Украина» «Юм Эйр». Первая последние несколько месяцев осуществляет только один рейс – в Москву и обратно. У «Юм Эйр» более обширная география полетов – из Киева на Бейрут, Тегеран, Амман. Авиакомпания «Хорс» уже давно никуда не летает. Турецкая «дочка» «Атласджет Украина» в июле этого года получила права на использования 15 воздушных линий, но до сих пор не совершила ни одного рейса. Причины промедления не известны. А про такие авиакомпании как «Дарт», «Буковина» и «Браво», которые тоже станут членами новой Ассоциации, даже участникам рынка ничего не известно.

Хотя Ассоциация еще официально не зарегистрирована, это не помешало от ее имени обратиться с открытым письмом к президенту Украины. «Последние нормативные акты нашего правительства, принятые новые авиационные правила, не соответствуют Конституции и законам Украины и грубо нарушают требования мирового сообщества и Европейского Союза по вопросам безопасности полетов и борьбы с элементами коррупции в системе гражданской авиации», - утверждают члены будущей Ассоциации авиапредприятий Украины.

 

                Заявление ложное потому, что «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» полностью соответствует международному «Соглашению об общем авиационном пространстве», которое Украина планирует подписать в рамках политического, экономического и регуляторного сближения с ЕС. Не хотелось бы говорить плохо об участниках пресс-конференции, вспомнился анекдот советских времен, герой которого на партсобрании пламенно вещал – «Я эту Живагу не читал, но категорически осуждаю».

 

Иначе, как можно говорить, что «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» не соответствует Конституции Украины? Как можно утверждать, что государство полностью теряет контроль над авиационной отраслью Украины?

 

В реальности «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» позволит государству понимать - кто является конечным собственником той или иной авиакомпании. Эта норма не вызывает возражений у собственников авиакомпаний, которые в своей работе неукоснительно придерживаются высоких стандартов безопасности, ведут прозрачную ценовую и финансовую политику.  Но, видимо среди участников пресс-конференции не было таковых.

 

Возьмем, к примеру, гендиректора и совладельца авиакомпании «Атласджет Украина» С.Подгорецкого. Вероятно, заработная плата сотрудника украинской спецслужбы, кем Подгорецкий являлся до недавнего времени, позволила ему накопить миллионные сбережения, давшие возможность войти в капитал авиакомпании. О методах работы топ-менеджера «Атласджет Украина» говорит тот факт, что при власти В.Януковича специально под эту авиакомпанию поменяли «Положение о лицензировании авиаперевозчиков», из которого убрали обязательное условие о том, что до начала выполнения международных рейсов авиакомпания обязана не менее года отработать на внутренних украинских рейсах. Именно против того, что Госавиаслужба вернула эту норму, сейчас рьяно выступает Подгорецкий.

 

Не менее интересно узнать, как авиакомпании «Атласджет Украина» удалось в апреле 2014 года получить право на эксплуатацию в Украине 15-ти воздушных линий в обход Госавиаслужбы - органа, который предоставляет соответствующие лицензии. Вопросы вызывает и анонсированное намерение «Атласджет Украина» использовать 15-ть самолетов. Воспитанные эксперты отрасли назвали это PR-ходом. Их менее тактичные коллеги говорили и банальном обмане.

 

Фигура Б.Шахсуварова вызывает грустную улыбку. Не может искренне бороться за «чистоту идеалов» человек, которого три раза увольняли с руководящих должностей аэропорта «Борисполь» за «хищения в особо крупных размерах» и против которого до сих пор не закрыто уголовное дело по этой статье. В 1994-1999 гг. он работал на должности первого замгендиректора, в 2008-2011 гг. был генеральным директором, а в 2013-2014 гг. – первым заместителем гендиректора. В 90-х его уличили в перечислении средств «Борисполя» на счета подставных фирм-бабочек. По итогам «второго срока» Шахсуваров незаконно вывел на счета частных фирм десятки миллионов долларов из средств, выделенных на строительство терминала F. В августе 2010 года Шахсуваров, тогдашний гендиректор международного аэропорта «Борисполь», был задержан прямо в своем кабинете в рамках расследования уголовного дела. Последний раз Мининфраструктуры уволило Шахсуварова с должности первого зама вместе с гендиректором Сергеем Гомболевским, представителем команды одесских олигархов Кауфмана-Грановского. Так что титул «заслуженный работник авиационной отрасли» очень специфически применим к Шахсуварову.

 

Странную мотивацию недовольства действиями Госавислужбы пришлось услышать от гендиректора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» А.Бенца. «Компания завершает свои внутренние рейсы, внутренний рынок полностью не готов к оплате внутренних рейсов из-за дороговизны самолетов, высокой цены на топливо, высоких аэропортовых услуг и тарифов «Украэроруха», которые одинаковы для международных и внутренних рейсов». Наверное, во многом А.Бенц прав. Но причем здесь «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий», в осуждении которого руководитель «ЮТэйр-Украина» решил принять участие.

 

Удивляет наличие в рядах борцов с мнимым монополизмов руководителя хэндлиговой компании «Трансаерохэндлинг». С одной стороны, «Трансаерохэндлинг» полностью монополизировал соответствующий рынок в международном аэропорту «Киев (Жуляны)». Выходит, такой монополизм по душе А.Плясу. С другой стороны, он присоединился к тем, кто обвиняет Госавиаслужбу в якобы способствовании созданию условий для монополизации рынка. Похоже, представитель «Трансаерохэндлинга» попал в компанию «обличителей» не до конца разобравшись в ситуации.

 

Ему стоило бы взять пример с руководства авиакомпании Wizz Air. Инициаторы пресс-конференции анонсировали участие в ней руководителей венгерского лоу-костера. Однако, разобравшись в ситуации, изучив разработанный Госавиаслужбой «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий», Wizz Air изменил позицию.

 

«Во время встречи в Министерстве инфраструктуры глава Госавиаслужбы уточнил, что новый порядок позволит авиакомпаниям сохранить текущие назначения на регулярные авиаперевозки. Если авиакомпания планирует подавать заявки на новые маршруты, она будет должна соблюдать положения нового документа. Согласно новому порядку, компания сможет сохранить все текущие направления», - официально сообщили представители авиакомпании Wizz Air.

 

Остается пожелать участникам пресс-конференции с броским названием «Кто пытается закрыть небо для Украины» последовать примеру Wizz Air и хотя бы прочесть «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». Чтобы убедиться в том, что их деятельности ничего не угрожает. По крайней мере, не угрожает документ Госавислужбы. Угрожать деятельности компаний, руководители которых приняли участие в этой пресс-конференции, могут лишь их собственные финансовые, производственные и маркетинговые просчеты.

 

Видимо, чтобы не нести ответственность за это, они и приняли решение «перевести стрелки» на Госавиаслужбу.

 

 Дана Ивакова.