30.11.06 
За хорошую "стрекозу" миллионов не жалкоПервый украинский вертолет - АК1-3Покупая вертолет, человек приобретает свободу перемещения. Там, где не пройдут автомобили и не сядут самолеты, вертолет может и взлететь, и приземлиться...
Над тем, как победить главный бич современного мегаполиса - пробки, размышляют величайшие умы. Каких только предложений они не выдвигают. Но средство от пробок давно уже придумано, утверждает еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ). И во всем мире успешно используется - это вертолет. Эти простые в управлении машины не боятся заторов на дорогах. Им только нужен небольшой участок свободной поверхности для посадки.

ПЕРВЫЙ В РОССИИ

Удобства перемещения на вертолетах очевидны. Владелец геликоптера не зависит от качества дорог, пьяных водителей, лихачей, гаишников. Российский авиапром оказался не в силах производить вертолеты, предназначенные для частного использования. Был вертолетик Ми-2, но он настолько неудобен в содержании, что приобретать его в личное пользование не имело никакого смысла.

А вот американские и европейские производители вертолетов сразу обратили внимание на индивидуального покупателя. Обкатав свои вертолеты на войнах корейской и вьетнамской, производители предложили гражданские модификации. Да и бизнесменам требовались такие вертолеты, чтобы они могли приземляться на крыши офисов на Уолл-стрит. И спрос породил массу предложений - от двухместного, прогулочного вертолета до десятиместных летательных аппаратов, оснащенных всей техникой, которая необходима менеджеру в офисе.

Западный опыт использования вертолетов в качестве служебного транспорта сводится в большинстве случаев к аренде у вертолетного клуба или компании вертолета. Клуб или компания занимается техническим обслуживанием машин и подготовкой экипажа. А потребитель без лишних хлопот пользуется вертолетом в удобное для него время.

В России первый вертолетный клуб "Аэросоюз" строился на энтузиазме и любви к полетам основателя клуба Александра Климчука. Успешный бизнесмен, продав свой автомобильный бизнес, вложил деньги в новое для России дело - продвижение вертолетов на рынке. Год назад Климчук открыл свой клуб в Подмосковье и катает на вертолетах всех желающих. А их довольно много. Правда, денег это не приносит и затраты не покрывает. Но Александр верит в будущее своего детища: "Мы клуб открывали для того, чтобы появилось наконец место, где могут собираться немногочисленные владельцы вертолетов. И, главное, мы подготовили в Америке специалистов, которые могут отремонтировать качественно все агрегаты машины. Случайных людей в компании нет".

БОЛЬНЫЕ НЕБОМ

Но проблем хватает. Главная - Воздушный кодекс России. До сих пор воздух принадлежит военным, и без их соизволения не поднимется ни один летательный аппарат. Это очень тормозит развитие бизнеса.

- Дело не в цене на вертолет и не в стоимости содержания и обслуживания. Проблема в другом. Объясню на простом примере, - рассказывает Александр. - Чтобы взлететь, за неделю надо подать заявку в ПВО с четким маршрутом, временем взлета, местом посадки. И еще могут отказать во взлете. Представьте, что вы, перед тем как выехать на работу на автомобиле, должны в ГАИ подать заявку не менее чем за семь дней. А за несколько часов до выезда вы получаете отказ из ГАИ. Будете вы покупать автомобиль?

Вопрос риторический. Но энтузиаст Климчук продолжает вкладывать деньги в развитие вертолетного дела в России. Обучает пилотов, поставляет вертолеты в страну, обслуживает их. Строит вертодромы - места для посадки вертолета ближе к городу. Именно с его идеи началось строительство вертодрома возле выставочного центра "Крокус-Экспо".

- Я знаю все минусы и плюсы начала бизнеса в России. Автобизнес начинался примерно так же. "Серые" дилеры продавали машины, но не обслуживать, ни поставлять запчасти не собирались. Они не развивали инфраструктуру. И где сейчас эти "серые" автодилеры? Через пару лет они совсем вымрут. Вот мы и пытаемся сейчас строить бизнес так, чтобы "серым" дельцам в нем не осталось места. Кто будет строить площадки для посадки вертолетов? Только те, кто их продает и обслуживает. А иначе не будет клиентской базы, - делится Александр своими проектами. - И сейчас планируем строительство вертодромов вокруг Московской кольцевой автодороги.

А еще он считает, что вертолет мало чем отличается от автомобиля. Бензина потребляет примерно столько же, сколько джип - 20–25 литров на 100 километров. Зато расстояние от Москвы до Питера покрывает всего за три часа. Да и что можно увидеть из окна авто? А тут под тобой все красоты природы. О вертолетах Александр может говорить часами. Но лучше один раз полетать самому, чем сто раз услышать. Удовольствие это не такое дорогое - 10-минутный полет обойдется всего в сотню долларов. И вам захочется купить свой вертолет. У меня такое желание родилось, когда с высоты птичьего полета я увидела забитое машинами Дмитровское шоссе и представила, сколько времени понадобится, чтобы добраться до дома.

КАК СТАТЬ ПИЛОТОМ

Прежде, чем покупать свой вертолет, лучше овладеть искусством управления им. Ведь чтобы управлять вертолетом, необходимо получить свидетельство пилота. Курс обучения управлению вертолетом позволяет любому человеку получить с "нуля" необходимые навыки. В программе занятий 60 часов теории и 42 практики. В теоретической части преподается аэродинамика, умение пользоваться навигационными приборами и изучение технического устройства автомобиля. Все занятия проводят преподаватели, за плечами которых тысячи часов полетов и обучение в США, в учебном центре Robinson Helicopter Company. Так как владельцем вертолета может стать человек обеспеченный, а следовательно, занятой, то обучение проводится в удобное для курсанта время. А если у клиента нет желания выезжать из своего загородного особняка, то преподавателя вместе с вертолетом можно вызвать на дом. Все для блага человека.

Для справки: стоимость одного часа полета для обучающихся стоит 400 долларов. Итого, полный курс обойдется новичку в 20 тысяч долларов. Но взамен вы получаете свободу перемещения по всему миру за штурвалом своего вертолета.

Что выбрать - б.у. или новый

В приобретении ресурсного, то есть ненового, вертолета есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:
Не надо ждать от полугода до трех лет (зависит от модели) до момента изготовления заводского заказа.
Можно сэкономить.

Минусы:
Практически невозможно без вскрытия узлов и агрегатов определить дефекты вертолета, возникшие при его неправильной эксплуатации. А если вскрывать, бэушный вертолет может обойтись дороже нового. Купить вертолет с понятной историей очень непросто, и сделать это можно только через надежного и проверенного партнера. Покупка вертолета через Интернет - лотерея, цена которой - жизнь и здоровье.
Далеко не каждый ресурсный вертолет можно зарегистрировать и эксплуатировать в России, в Украине или, например, Азербайджане. В каждой стране свои сертификационные требования. Даже если данный тип вертолета сертифицирован в стране, не факт, что серийный номер вашего борта попадет под действие сертификата-типа.

Поэтому, если вы решили приобрести ресурсный вертолет Robinson или Bell, обратитесь к официальным дилерам. Они окажут вам помощь в подборе нужного варианта, то есть подберут вертолет нужной комплектации и с понятной "родословной". Проверить бортовую историю воздушного судна вряд ли под силу непрофессионалу.

И даже купив вертолет, сначала надо пройти инспекцию в сертификационном комитете, чтобы поставить вертолет на учет. Постановка на учет мало чем отличается от регистрации автомобиля в ГАИ. Только требует больше времени и документов. Затем следует подобрать и обучить экипаж. Определиться с местом базирования вертолета. Не все соседи по загородному дому захотят терпеть шум взлетающего вертолета. И главное - понять, кто будет осуществлять технический надзор за состоянием вашего вертолета.

Обычно владельцы вертолетов заключают договор с компанией, занимающейся обслуживанием вертолетов разных марок. У таких фирм в штате инженеры и механики, прошедшие специальную подготовку при учебных центрах компании-производителя. Да и с комплектующими и запчастями у вас проблем тогда не возникнет. В среднем содержание вертолета в год обходится владельцу в 10 процентов от стоимости нового вертолета.

ДЛЯ ПИЛОТОВ

Самые популярные в России и на постсоветском пространстве вертолеты Robinson 44 с поршневым или газотурбинным двигателем. Цена на поршневой вертолет R44 в четыре раза ниже газотурбинного аналога и начинается с 350 тысяч долларов. Гидравлический усилитель позволяет управлять вертолетом буквально двумя пальцами, а автоматический регулятор оборотов двигателя (поддерживает постоянными в течение полета обороты двигателя и несущего винта, обычно устанавливается на дорогих вертолетах) делает полет безопасным. Низкий уровень шума позволяет приземляться возле загородного дома, не беспокоя соседей.

Благодаря своей компактности он помещается на небольшой лужайке 3х3 метра. А как будет выглядеть ваш вертолет, решать вам. Компания-производитель покрасит его по вашему желанию, так что он станет единственным и неповторимым. Кожаный салон, кондиционер, CD/DVD-проигрыватель, встроенный мобильный телефон, наушники, которые изолируют вас от шума винта - все это позволит осуществлять перелеты с достойным комфортом. Потому вертолеты этой фирмы предпочитают люди, которые сами любят управлять машиной.

Поршневые версии с карбюраторным двигателем имеют индекс "I" (Raven I, Clipper I), а с инжекторным - "II" (Raven II, Clipper II). Инжекторный двигатель на 25 л.с. мощнее и обеспечивает чуть большую скороподъемность и высоту полета. Вертолеты с такими двигателями обычно используются для полетов в горной местности и в условиях жаркого климата.

Таким образом, существуют следующие комплектации вертолетов Robinson R44:

- Robinson R44 Raven II.

От Raven I отличается более мощным инжекторным двигателем. Рекомендуется для эксплуатации в горной местности.

- Robinson R44 Clipper I.

Основное отличие от Raven - поплавковое шасси, позволяющее приземляться на воду и на сушу. Очень удобная модель для любителей рыбалки и охоты.

- Robinson R44 Clipper II.

Тот же Clipper I, только с инжекторным двигателем.

- Robinson R44 Police.

Версия для правоохранительных органов. Однако многие крупные бизнесмены используют его в качестве транспортного средства для своей охраны. Он оснащен управляемым мощным прожектором, управляемой видеокамерой и другим необходимым оборудованием.

Это лишь общее описание машин. Но на заводе каждый вертолет изготавливается под индивидуального заказчика. И любые опции доступны за дополнительную плату. Главное, чтобы это не влияло на аэродинамику.

КЛАСС А

Бизнесмены и политики предпочитают пользоваться вертолетами-лимузинами - геликоптерами фирмы Bell. Первым вертолетом класса Люкс стал Bell 427. Это быстрый, аэродинамически совершенный и надежный вертолет. Превосходные летные характеристики, высокая крейсерская скорость и повышенная надежность являются отличительными чертами этой модели. Просторный, широкий фюзеляж модульной конструкции и кабина с прекрасным обзором создают комфортные условия для шести пассажиров. При этом потолок не давит на голову, как на многих, более дешевых моделях. Двухдвигательный Bell 427, являясь вертолетом класса А, остается самым безопасным вертолетом в мире - даже отказ одного двигателя не влияет на безопасность полета. Минимальная цена - 2 млн. долларов.

Но самой популярной моделью стал Bell 430. Первый 430-й был выпущен 25 октября 1994 года в Канаде. После тщательных и всесторонних испытаний он был сертифицирован для гражданского рынка в феврале 1996 года. Благодаря высокотехнологичной конструкции главного ротора Bell 430 обладает отличными летными данными - плавным скоростным полетом и высокой грузоподъемностью. Подобные характеристики имеют машины с фиксированным крылом - самолеты. Действительно, конструкция главного ротора такова, что обеспечивает самые лучшие показатели по виброустойчивости, прочности и безопасности. Если до появления 430-го гражданские вертолеты делались на базе военных, то тут все произошло наоборот. Преимущества 430-го теперь используются в конструкции нового боевого вертолета Bell AH-1Z.

Обеспечение комфорта, эстетики, выносливости являлось целью при проектировании фюзеляжа 430-го, и эта цель была достигнута. Фюзеляж Bell 430 стал новым стандартом по шумоизоляции и прочности. Эта модель прекрасно подходит для перелетов на дальние расстояния, где нет взлетно-посадочных полос для самолетов. Салон, рассчитанный на 11 пассажиров, отделывается кожей и дорогими сортами дерева. Вся оргтехника встраивается по желанию заказчика. Это настоящий воздушный офис. Но и стоимость в несколько раз превышает цены на Robinson. Его можно назвать "Роллс-ройсом" среди вертолетов. Стоит вертолет в базовой комплектации - от 6 млн. долларов США.

Марина Майская

Источник:  "НРС" (Европа-СНГ)