30.01.15 
Минувший год вне всяких сомнений стал самым сложным для Украины за весь период независимости. Непрекращающиеся боевые действия и опустевшая казна ввели экономику и курс гривны в крутое пике, выйти из которого без структурных реформ вряд ли удастся. О них политики не уставали упоминать с экранов телевизоров, однако многое из обещанного пока осталось лишь на бумаге. Тем временем, украинская экономика проседала целыми секторами, и авиационная отрасль стала не исключением. Кризис не обошел стороной и крупнейший аэропорт Украины «Борисполь», завершивший 2014 год с чистым убытком в $102 миллиона.
Инвестиции в пустоту

Одной из главных объективных причин неудовлетворительных финансовых результатов стало существенное снижение пассажиропотока. Украинцы из-за обесценивания гривны стали летать реже. В 2014 году «Борисполь» обслужил 6,8 млн человек, что соизмеримо с показателем 2010 года, и более чем на 1 млн пассажиров меньше, чем в 2013 году. И это при том, что из пяти терминалов фактически работает только один – «D», мощности которого загружены на 27%.

Впрочем, уменьшение количества пассажиров – далеко не единственная проблема главного аэропорта страны. В 2009-2013 гг. государственное предприятие активно вкладывало деньги в инфраструктуру. С 2009 года объем инвестиций составил порядка $600 млн, большая часть из которых – кредитные средства. И хотя сейчас львиная доля объектов, на которые выделялись миллионы попросту простаивают (вспомнить хотя бы терминал «F» стоимостью в 370 млн грн). Однако взятые в кредит деньги нужно как-то выплачивать.

По итогам 2014 года долг главного аэропорта страны составил $286 млн, что в пересчете на одного сотрудника предприятия составляет около 1 млн грн. Для сравнения, внешний долг Украины в пересчете на одного гражданина куда меньше – 50 тыс. грн.

«Борисполь» постепенно скатывается в долговую яму, из которой вытягивать его придется опять же за государственный счет, ведь ситуация с оборотными активами в аэропорту тоже сложилась непростая. Из $60 млн чистых оборотных активов, фактически ГП располагает суммой в около $24 млн.

Но главная проблема «Борисполя» как стратегического предприятия как раз и заключается в его статусе. Главный аэропорт страны всегда был интересен бизнесменам, приближенным к власти, как источник получения прибыли, невзирая на то, что комплекс находится в государственной собственности. Особенно явно это проявлялось при власти Януковича. В частности, в погоне за пиаром и «откатами» был построен упомянутый выше терминал «F» (гендиректором предприятия тогда был Борис Шахсуваров). Необходимости в его строительстве не было, и это было очевидно еще с самого начала.

К таким же стратегическим просчетам можно отнести и службу “Sky Taxi” для которой в преддверии Евро-2012 закупили «Хюндаи» по $30-35 тыс. за машину. Служба оказалась убыточной и «выедала» из бюджета аэропорта около 1 млн. грн. в квартал. Именно неэффективность инвестиций и грубые управленческие просчеты (многие из которых имеют все признаки преступных действий) и привели к той ситуации, которая сложилась с финансами в «Борисполе».

Старые грехи

О том, что выделяемые «Борисполю» средства из казны используют, мягко говоря, неэффективно, и о грубых злоупотреблениях высших должностных лиц аэропорта в 2014 году стало широко известно общественности. Об этом много писали в СМИ, особенно после того как вскрылось что на аэропорту наживается «семья» Януковича, а ее ставленники – бизнесмены Борис Кауфман и Александр Грановский – полностью контролируют деятельность предприятия и его финансовые потоки.

Именно волна критики вынудила Мининфраструктуры в марте 2014 года уволить с поста гендиректора аэропорта Алексея Качанова, занимавшего эту должность с июля 2013 года. На его место пришел Сергей Гомболевский. Впрочем, от такой смены руководства ожидать каких-либо перемен в лучшую сторону было сложно, ведь Гомболевский до этого уже руководил главным аэропортом страны и умело внедрял там различного рода «схемы», завязывая разные аспекты аэропортового хозяйства на аффилированные с ним фирмы. Это был один из тех редких случаев, когда старый конь мог испортить борозду. В то же время «Борисполю» срочно нужны были эффективные реформы, а Гомболевский вряд ли мог что-то предложить.

Его пребывание на посту гендиректора аэропорта не отметилось заметными успехами, и в сентябре 2014 года Гомболевский подал в отставку. К концу сентября «Борисполь» получил уже третьего за год руководителя с приставкой «и.о.» (что не может быть хорошим показателем для стратегического предприятия). Им стал Евгений Дыхне, до этого руководивший сегментом пассажирских перевозок государственной «Укрзализныци».

Свою работу на должности гендиректора аэропорта «Борисполь» Дыхне с командой начал с проведения анализа реального финансового состояния предприятия. И его результаты подтвердили то, о чем так много писали в СМИ – злоупотребления действительно имели место. Были выявлены факты заключения договоров на закупки товаров по нерыночной стоимости и с нарушением процедур, и закупки в которых не было необходимости и т.д.

В частности, «Борисполь» заключил договор с компанией ПАО «БУ-813», обязавшейся построить до декабря 2012 года паркинг. Стоимость работ по проекту оценивалась в 450 млн грн. Договор хотя и был заключен в марте 2010 года, когда предприятием руководил Борис Шахсуваров, однако в период 2011-2012 гг. уже при другом директоре - Алексее Волове – несмотря на то, что фирма не осуществляла строительных работ, она исправно получала платежи по этому контракту. Дальше хуже. В 2013-2014 гг. руководство аэропорта в лице Качанова, а потом Гомболевского, согласилось официально переоформить сроки сдачи работ (последняя зафиксированная в контракте дата сдачи работ – 15 июня 2015 года), хотя на тот момент «Борисполь» рассчитался за паркинг на 100%, а работы были реально выполнены лишь на 18%.

Расчеты по данному проекту проводились через ПАО «Финбанк», принадлежащий тогдашнему «куратору» «Борисполя» от Януковича - Борису Кауфману. В 2014 году оплаты в пользу «БУ-813» продолжали списываться со счета «Борисполя» в этом банке. На данный момент банк удерживает 80 млн грн. неотработанного аккредитива, не разрешая аэропорту пользоваться своими же средствами. Кроме того, в 2012-2013 гг. «БУ-813» приобрело неустановленное оборудование на 43 млн грн., местонахождение которого до сих пор неизвестно. А выборочная проверка смет подрядчика, выявила завышение стоимости работ на 6 млн грн.

Внутренний аудит предприятия командой Дыхне выявил также признаки искажения финансовой отчетности. Обязательства по кредиту, полученному в 2010 году от Японского банка международного сотрудничества, отражались как гривневые, в результате чего объем неотраженных в отчетах обязательств составил 555 млн грн. Однако выплачивать их все равно пришлось бы. Были выявлены и факты систематического завышения доходов в размере около 300 млн грн.

В этот же период, когда гендиректором «Борисполя» был Шахсуваров, произошла весьма странная ситуация с банком «Родовид». 25 февраля 2010 года аэропорт положил 107 млн грн. на годовой депозит в этот банк. Через год, в марте 2011 года, всю сумму депозита и проценты по нему, что составило вместе 112 млн грн. перевели на текущий счет «Борисполя» в «Родовиде». Но на протяжении 3,5 лет, начиная с апреля 2011 года, банк безосновательно не выполнял платежные поручения предприятия, фактически удерживая эти средства на своих счетах. Все это время ни один директор аэропорта – ни Шахсуваров, ни Волов, ни Качанов, ни Гомболевский, - не интересовался судьбой 112 млн грн. Иск к банку «Родовид» предприятие подало лишь 22 августа 2014 года. Сейчас дело рассматривается в Высшем хозяйственном суде Украины.

Много вопросов к бывшему руководству аэропорта есть относительно проведения реконструкции терминала «В» незадолго до его закрытия.

Ветер перемен

О вскрывшихся фактах Евгений Дыхне сообщил тогдашнему министру инфраструктуры Максиму Бурбаку в своем письме от 18 ноября 2014 года, попросив дать согласие на информирование о злоупотреблениях компетентных органов, и проведение независимым аудитором проверки на предприятии (от услуг независимых аудиторов в «Борисполе» до прихода Дыхне отказывались). И. о гендиректора «Борисполя» также ходатайствовал о проведении проверки КРУ (Госфининспекцией). Но вышестоящие инстанции не отреагировали на фактически крики о помощи из «Борисполя». А в Госфининспекции ответили отказом, сославшись на недостаток финансирования ведомства и кадров для проведения проверки. Позже Дыхне обращался также в прокуратуру, но реакция опять же отсутствовала. Когда сменился министр инфраструктуры, Дыхне отправил аналогичное письмо новому министру Андрею Пивоварскому 15 декабря 2014 года.

Не особо надеясь на помощь профильного министерства, в «Борисполе» разработали и начали реализовывать программу необходимых реформ: нужно было оптимизировать технологические процессы в аэропорту, открыв зону внутренних рейсов в терминале «D»; привести структуру предприятия к международным отраслевым стандартам (сделать сервисноориентованной), что подразумевало сокращение как управленческого персонала, так и технических работников; обеспечить прозрачность процесса закупок, чтобы более эффективно использовать средства аэропорта; повышать авиационную безопасность в соответствии с международными требованиями; повышать комфорт для пассажиров; бороться с коррупцией (многоступенчатый контроль за расходами); развивать аэропорт как международный хаб.

В рамках этой программы реформ в ноябре прошлого года в терминале «D» открыли новую зону обслуживания внутренних рейсов. И.о. гендиректора аэропорта Дыхне отметил на официальной церемонии открытия, что перевод всех внутренних рейсов под одну крышу позволит «Борисполю» увеличить объем трансферных перевозок, что, согласно мировой практике, является ключевым фактором трансформации аэропорта в международный хаб.

Но руководство «Борисполя» неожиданно столкнулись с мощным сопротивлением начатым реформам. Резко активизировался профсоюз из числа нынешних и бывших работников аэропорта, которые пытались самостоятельно устроить люстрацию руководителю. В коллективе начали распускаться разнообразные неправдивые слухи, профсоюз начал писать одно за другим обращения к президенту, премьеру, министру, были организованы митинги с участием проплаченных активистов. Было очевидно, что те, кому эти реформы невыгодны, не хотели утратить такую хорошую и перспективную кормушку.
Новогодний сюрприз от министра

Министерство отправило в аэропорт проверку, которая подтвердила все выявленные Дыхне факты злоупотреблений. Но в ответ, вместо поддержки предложенных реформ, в Мининфраструктуры под Новый год неожиданно решили на конкурсной основе искать нового руководителя для аэропорта.

Почему Мининфраструктуры объявило этот конкурс? Да еще и в канун Нового года. Точный ответ на этот вопрос известен лишь чиновникам во властных кабинетах. Может быть, кому-то не понравилась открытость, с которой и.о. гендиректора «Борисполя» рассказывал о выявленных злоупотреблениях. Открытость финансов «Борисполя» действительно не выгодна многим, кто привык наживаться за счет госпредприятия. Может быть в Мининфраструктуры предпочитают, чтобы преступления приспешников бывшей власти остались непубличными? Или же у нового министра есть свои планы насчет того, как улучшить состояние отданной в его ведение отрасли, о которых не известно общественности? Остается лишь гадать.

Нужен ли вообще этот конкурс? В начале 2015 года новый министр инфраструктуры проводил для коллектива «Борисполя» презентацию программы развития предприятия. Судя по тому, что материалы министерской презентации практически полностью  совпадали с предложениями руководства аэропорта – мыслят они, как минимум, одинаково.

«Инициативная группа» попыталась сорвать и презентацию министра.  Он и его замы смогли лично убедится, кто реально претендует на контроль авиаперевозок…  Об этом довольно эмоционально констатировал первый заместитель министра Владимир Шульместер. «Аэропорт находится в сфере интересов многих лиц…», - отметил заминистра. Во время презентации и последовавшего за ней живого общения, было очевидно, что присутствовавшие на мероприятии «неработники» аэропорта пытались своими эмоциональными выпадами завести толпу. Скорее всего, эти «заводилы» имели личные интересы. У любого действия есть свой резон, как показывает практика.

Может даже показаться, что министр «идет на поводу» у провокаторов, использующих примитивный шантаж…

Но одно можно утверждать с уверенностью – «Борисполю» в нынешней ситуации реформы нужны, как воздух. И речь идет не о косметических преобразованиях, призванных продолжить загонять аэропорт в долговую яму, а о реальных и системных реформах.

Алексей Кудлай

Джерело golosukraine.com