11.08.15 

”краинска€ "дочка" турецкого авиаперевозчика "јтласджет" - авиакомпани€ "јтласджет ”краина" на мес€ц перенесла старт полетов. ’от€ буквально неделю назад перевозчик начал продажу билетов на три новых рейса из ”краины в —тамбул (“урци€), которые должны были открытьс€ с приходом осени.

¬ частности, с 31 августа планировалс€ старт полетов из Ћьвова, с 1 сент€бр€ - из «апорожь€, а с 3 сент€бр€ - из ’арькова. “еперь первый рейс "јтласджет" из ’арькова запланирован только 28 сент€бр€, а остальные и того позже - 12 окт€бр€ из «апорожь€ и 26 окт€бр€ из Ћьвова.

ќтсрочку начала полетов у перевозчика объ€снили техническими причинами, св€занными с продажей билетов. "Ќачало выполнени€ рейсов Atlasglobal (коммерческое название перевозчика. - ред.) было отложено из-за пересмотра расписани€ полетов компании", - сообщили в пресс-службе. ѕри этом клиентам пообещали компенсировать полную стоимость купленных билетов.

¬прочем, затем в компании признали, что главна€ причина переноса рейсов - отсутствие пассажиров. "ћы решили ориентироватьс€ на спрос, - по€снил гендиректор "јтласджет ”краина" —ергей ѕодгородецкий. - Ќачало полетов сместили на те даты, на которые есть продажи".

≈ще недавно в профильном министерстве начало полетов "јтласджет" представл€ли как свою "победу". "ћинистерство дл€ этого приложило огромные усили€", - хвалилс€ два мес€ца назад министр ѕивоварский. „иновники продолжают заниматьс€ самолюбованием и сейчас, когда у компании фактически произошел фальстарт. "ћы фактически создали почву, на которой по€вилс€ новый украинский перевозчик - компани€ јтласджет ”краина", - написал на дн€х в своем блоге министр.

ќднако в действительности компани€ зашла на украинский авиарынок, скорее, вопреки действи€м подопечных ѕивоварского, нежели благодар€ их поддержке.

¬ойну с ћининфраструктуры "дочка" турецкого авиаперевозчика вела давно.  омпани€ зарегистрировала в ”краине свое дочернее предпри€тие еще 13 сент€бр€ 2013 года, а 2 апрел€ 2014 года получила лицензию от √осавиаслужбы на выполнение регул€рных пассажирских авиаперевозок. ќднако свободно летать компани€ так и не начала. »з-за изменений правил на рынке авиаперевозок, которые инициировал глава √ј— ƒенис јнтонюк, и судебных т€жб с "ћеждународными авиалини€ми ”краины", "јтласджет" оставили без международных маршрутов.

ћининфраструктуры уже не раз обвин€ли в лоббировании авиационных интересов »гор€  оломойского, которые на сегодн€ про€вл€ютс€ в практически монопольном положении ћј” на отечественном авиарынке. ѕо мнению экспертов, защите рынка "от чужих" немало способствовал ƒенис јнтонюк, который в течение многих лет работал в ћј” до перехода на госслужбу. "Ўансы получить какое-либо назначение или право на воздушную линию равны почти абсолютному нулю, если, конечно, вы не ћј”", - комментирует ситуацию юрист фирмы Marchenko Danevych јндрей √ук.

ѕри этом глава транспортного ведомства упорно не замечал крики о помощи других игроков авиарынка. ћинистр јндрей ѕивоварский за€вил, что готов помогать јтласджет закрепитьс€ в ”краине, но повли€ть на решение комиссии јнтонюка… не может". ≈сли по какой-то причине бизнес-модель јтласджет не сработает, это уже не наш вопрос", - отметил министр.

ћежду тем, одесский губернатор ћихеил —аакашвилии за считанные дни решил "проблему јнтонюка", которую профильный министр почему-то опасалс€ затрагивать. 26 июн€ на заседании комиссии √осавиаслужбы —аакашвили обвинил регул€тора в монополизме одной авиакомпании, высоких ценах на билеты и коррупции. Ќа следующий день, после встречи одесского губернатора с президентом ”краины ѕетром ѕорошенко, министр инфраструктуры получил команду проверить работу √ј— и отстранить јнтонюка с поста главы. ѕосле этого дела "јтласджет-”краина" неожиданно пошли в гору, и перевозчик получил 13 новых назначений на маршруты.

Ќа вопрос, почему ѕивоварский сам не только не решил проблему, но делал вид, что ее не существует, министр ответил оригинально. ѕо его словам, у него нет других кадров, которые бы могли решать проблемы авиарынка без лоббизма. "≈сли подходить к этому так, что никто, кто раньше работал в "јэро—вите" или ћј”, не могут занимать руковод€щие должности в √осавиа, то придетс€ брать иностранца", - подчеркнул министр.

—тоит отдать должное ѕивоварскому. —вой провал он умело превратил в достижение - "јтласджет" представили —ћ» как "нашу главную надежду и спасител€" - лоукостера, который разом решит проблему дороговизны авиабилетов. Ћавры —аакашвили министр также приписал…себе. "ћы разблокировали процедуру назначени€ авиакомпаний на маршруты, котора€ не работала больше года", - скромно указал он.

¬ реальности стоимость перелета "јтласджет" далека от лоу-костеров. ¬едь питание и багаж заранее включены в стоимость билета турецкого перевозчика, а на его самолетах присутствуют места первого класса. ѕоэтому эксперты скептически относ€тс€ к за€влению о бюджетных перелетах, полага€, что новый оператор вр€д ли сможет предложить цены, значительно ниже, чем у ћј”.

"Ёто св€зано с большими расходами - средний возраст парка самолетов не такой уж и маленький, соответственно, самолеты требуют и большего техобслуживани€, и расход топлива больше, чем у новых самолетов", - отметил член наблюдательного совета ”краинской логистической ассоциации јртур ¬инюков-ѕрощенко.

ѕри этом эксперт уточнил, что первое врем€ "јтласджет-”краина" может демпинговать, чтобы накатать направлени€, но вр€д ли ресурсов компании хватит надолго.

 ак по€сн€ет владелец консалтинговой компании Friendly Avia Support јлександр Ћанецкий, за€вление ћининфраструктуры о выходе на украинский рынок нового лоу-костера в лице "јтласджет-”краина" €вл€етс€ популизмом, которым чиновники пытаютс€ см€гчить негативный эффект от закрыти€ украинского подразделени€ "¬изз Ёйр".

ƒаже простое сравнение цен "јтласджет-”краина" с "¬изз Ёйр" говорит не в пользу первого. “ак, на рейс турецкого перевозчика из ’арькова в —тамбул, прот€женностью 1150 км, былаанонсирована цена в 1998 грн. ѕервый полет по этому маршруту запланирован на 28 сент€бр€. "¬изз Ёйр" ни по одному направлению, объ€вленному турками, не летает. ќднако его рейс из  атовице в  утаиси, прот€женность которого около 2100 км, составит всего 1100 гривен. ј перелет в тех же числах прот€женностью 1744 км из  иева в Ћарнаку ( ипр), маршрут которого проходит над “урцией, "¬изз Ёйр" оценивает в 1750 грн. ѕри этом перевозчик предлагает разнообразные акции, позвол€ющие дополнительно снизить стоимость. —тоит ли говорить, что пока эти рейсы осуществл€лись самолетами украинской "дочки" лоу-костера, цены были еще ниже. ѕри этом, стоимость перелета по этому маршруту в этих же числах у ћј”, о схожести регул€рных цен "јтласджет-”краина" с которой говор€т эксперты, стартует с 2558 грн.

"јтласджет" - это авиакомпани€ с €сной стратегией сетевого перевозчика. ≈е концепци€ подразумевает весьма высококачественное обслуживание, вплоть до бесплатного трансфера пассажиров из аэропортов до города, а также транзитный трансфер пассажиров - чего у лоу-костеров не бывает",- подчеркивает јлександр Ћанецкий.
ѕоэтому ее по€вление в украинском небе не вернет бюджетных перелетов, потер€нных с уходом "¬из Ёйр". "јтласджет-”краина", создав конкуренцию ћј”, лишь сделает цены на билеты немного более либеральными. ≈сли не погр€знет в борьбе с бюрократией и коррупцией в ћининфраструктуры и все-таки сможет встать на "широкое крыло".

»сточник censor.net.ua