09.11.15 
Сегодня много говорят о реформировании тех или иных отраслей экономики, но все сходятся на одном – без транспортной реформы остальные невозможны.

Речь, в первую очередь, об автомобильных путях и авиации – авиационной инфраструктуре - пишет в эксклюзивной колонке для портала ЦТС и.о. "Украэропороект" Кирилл Новиков.

Министерство инфраструктуры «открыло небо» с Европой в 2015 году, Президент Украины в сентябре подписал приказ «О мерах по защите национальных интересов Украины в сфере авиации», Верховная Рада недавно поддержала закон «О ратификации Соглашения между правительством Украины и правительством Соединенных Штатов Америки о воздушных перевозках». Приоритетными для Украины наконец-то стали торговые отношения с Китаем, странами Азии (реанимация новейшего «Шелкового пути»). В приоритете также увеличение пассажиропотока отечественных аэропортов на внутренних и международных рейсах. Что нужно для достижения поставленной цели? Ответ – аэропорты.

Современный аэропорт должен быть удобным для: пассажира, авиакомпании, компании-партнера по наземному сотрудничеству (почта, различные логистические сервисы и т.д.). По этому примеру строят все новые и реконструируют старые авиационные порты. В случае Украины имеем 4-5 переделанных «с нуля» аэропортов мирового класса, которые отвечают таким требованиям, и десяток старых портов, советских, иногда с полуразрушенными постройками и полосами. Вот именно на этот десяток нужно обращать внимание инвесторов.

"Видим стремление каждого мэра иметь под боком международный аэропорт, обязательно с таможней и бизнес-залами. Это престижно, да" 

После выборов видим стремление каждого мэра иметь под боком международный аэропорт, обязательно с таможней и бизнес-залами. Это престижно, да. Реально отечественные аэропорты каждый день пытаются выживать, ожидая деньги на зарплату с коммунальных бюджетов, и почти не заботятся о планах развития. Общаюсь с руководителями каждый день: средств не хватает даже на ремонт крыши, а вместо реконструкции полосы делают очередной ямочный ремонт. И те же зарплаты работникам не везде выплачиваются вовремя. Почему? Потому что никто никогда не ставил себе цель – развитие авиаинфраструктуры. Сейчас это возможно. Главное – не упустить шанс.

К примеру, город Черновцы когда-то был стратегическим, а местный аэропорт был ключевым в Западном регионе. На сегодня перспектив у Черновицкого аэропорта – море! Кстати, не в последнюю очередь из-за новоназначенного высококлассного руководителя (Борис Морский – прим. авт.). Чтобы перекрыть спрос румынского аэропорта Сучава, Черновцы должны восстановить полноценную деятельность аэропорта, и обязательно получить статус международного! Благо, местные власти понимают важность проекта и делают все возможное, чтобы его реанимировать и привлечь инвестиции.

Или аэропорт Ивано-Франковска. Недавно глава правления "МАУ" Арон Майберг заявил о возможности реконструкции местных воздушных ворот. Очень хорошая инициатива. Особенно учитывая, что пропускная способность сейчас невелика, а сам аэровокзал нуждается в ремонте. Развитие карпатских горнолыжных курортов дает надежду на увеличение количества туристов из Украины и (что очень важно) из-за границы! Прошлая зима показала, что мест для отдыха в Карпатах банально не хватало. Думаю, поэтому правительство Украины выделило львиную долю бюджетных денег на ремонт автомобильных путей именно в Карпатском регионе. 

В аэропорту Одессы завершается строительство терминала и в последнее время много говорят о реконструкции действующей ВПП. Скажу откровенно, реконструкция – это шаг временный, такой полосы хватит на четыре, максимум пять лет. Далее – начнутся старые проблемы, во избежание которых нужна новая полоса. В 2013 году мы сделали предварительные расчеты и должны были начать изготовление документации, однако начался Майдан, и работы прекратили. Сейчас я понимаю, что не зря, ведь если бы работы начали – мы бы имели головную боль с новой полосой, расположенной в непосредственной близости с одесским рынком, который мешает полосе «по высоте» (согласно с правилами и нормами ИКАО, на подлете к аэродрому не должно быть высотных препятствий вне определенных показателей – прим. авт.). Нашим Институтом сейчас проведен анализ проекта, были разработаны рекомендации, а сам проект будет пересмотрен.

"Если бы работы начали – мы бы имели головную боль с новой полосой, расположенной в непосредственной близости с одесским рынком"

Также интересным является сотрудничество с МОУ на предмет альтернативного развития приаэропортовых земель, которые не используются сейчас. Речь о сотнях гектаров в нескольких ключевых аэропортах страны. Мы должны создать проекты развития этих земель, которые облегчат жизнь аэропортам, сделают их более конкурентными в европейском авиапространстве, предлагая широкий спектр услуг (дополнительные стоянки, логистика, нефтехранилища). Много новых людей пришли в «оборонку», и слышу от них положительный месседж – «не будем оглядываться назад, надо двигаться вперед». Я тоже действую по такому принципу.

За время моей работы на государственном предприятии «Украэропроект» реанимировано до 80% перспективных проектов развития украинских и зарубежных аэропортов. Совместно с работниками Института и командой Министерства инфраструктуры мы уже сегодня проводим ряд важных встреч и переговоров с потенциальными инвесторами, и доносим к ним: «в Украине борются с коррупцией, а все инвестированные средства пойдут на развитие, а не обогащение должностных лиц». Это – безальтернативный путь. И мы готовы его пройти.

Источник cfts