01.01.16 
Несмотря на кризис, украинским авиакомпаниям постепенно становится "легче дышать".

Благодаря введению санкций против российских авиаперевозчиков, им удалось избавиться от конкурентов из РФ. В преддверии введения безвизового режима с ЕС, это позволит украинскому авиарынку "нарастить мышцы" перед ожидаемой борьбой с европейскими конкурентами.

Россия "помогла"

В декабре этого года все украинские аэропорты, за исключением "Симферополя", планируют принять около 3,4 тыс. регулярных пассажирских рейсов. Об этом свидетельствуют данные специализированного онлайн-ресурса flightmapsanalytics.com. Это примерно на 6% меньше, чем в декабре прошлого года.

Падение числа полетов связано с уходом с украинского рынка всех российских авиакомпаний. В октябре текущего года официальный Киев запретил полеты порядка 20 российским перевозчикам в Украину из-за того, что они выполняли рейсы в оккупированный Крым. Позже Россия ввела контрмеры и отменила украинские рейсы на свою территорию. В ответ Украина запретила российским авиакомпаниям транзитные полеты над своей территорией, в том числе под ограничения попал UTair.

Примечательно, но даже без санкций список летающих в Украину российских авиакомпаний мог бы стать меньше. В октябре текущего года в России из-за плачевного финансового состояния прекратила полеты одна из крупнейших авиакомпаний этой страны "Трансаэро". Она летала в Украину в аэропорты "Киев" и "Одесса".

Всего,  по состоянию на декабрь прошлого года, в "континентальные аэропорты" Украины летали такие российские авиакомпании как "Аэрофлот" (397 рейсов), "Трансаэро" (69) и S7 (51). В совокупности, на этих трех перевозчиков в декабре 2014 года приходилось около 14% от всех регулярных пассажирских рейсов из украинских аэропортов.

Спасибо и остальным

Примечательно, но "легче дышать" украинским авиакомпаниям стало не только из-за санкций против России. Финансовые проблемы и споры с авиационными властями других стран также в некоторой степени расчистили им небо.

В частности, в ноябре из-за тяжелого финансового состояния прекратила полеты эстонская авиакомпания Estonian Air, которая летала в Киев из Таллинна. Правда, пока что вместо нее по этому маршруту летает словенская авиакомпания Adria Airways. Кроме того, еще в мае текущего года из-за неурегулированности частотности полетов между Украиной и Узбекистаном прекратил летать в Украину перевозчик Uzbekistan Airways.

Также весной текущего года ушла с рынка авиакомпания Wizz Air Ukraine. Причин прекращения полетов было несколько, в частности, нестабильность гривны и ситуации на востоке Украины. По нескольким маршрутам Wizz Air Ukraine продолжила летать венгерская авиакомпания Wizz Air Hungary. Она ранее выполняла полеты из Украины в Будапешт и Лондон и входила вместе с Wizz Air Ukraine в Wizz Air Holdings. Однако если в декабре прошлого года на обоих перевозчиков приходилось 186 рейсов из Украины, то уже в декабре этого года - только 94.

С плюсом

В выигрыше от перипетий на украинском авиарынке оказалось три авиакомпании. Во-первых, это "Международные авиалинии Украины". За год ей удалось нарастить число рейсов почти на 24%. Если в декабре прошлого года она выполнила, по данным flightmapsanalytics.com, чуть более 1240 регулярных пассажирских рейсов из аэропортов Украины, то в декабре этого года их ожидается 1540.

Во-вторых, существенно нарастить число рейсов удалось запорожской авиакомпании "Мотор Сич". В прошлом году она летала по трем маршрутам - из Киева в Запорожье и Ужгород, а из Запорожья - в Москву. В этом году после увеличения частотности полетов по Украине и закрытия российского рынка перевозчик начал летать по направлению Запорожье-Минск. В результате число рейсов удалось нарастить на 33% - до 152 в декабре 2015 г. Как следствие, перевозчик смог даже попасть в ТОР-5 авиакомпаний, выполняющих рейсы из украинских аэропортов.

Третьим выигравшим стал перевозчик "Белавиа". После запрета на полеты между Украиной и Россией, рейсы через аэропорт Минска, который является базовым для этой фирмы, стали самыми короткими по времени для полетов между этими странами.

В результате за год "Белавиа" нарастила число рейсов из Украины в 2,2 раза - до 139 в декабре 2015 г. Если в прошлом году этот перевозчик летал в Минск только из киевского аэропорта "Борисполь", то уже в декабре этого года он стал выполнять рейсы из второго столичного аэропорта - "Киева", а также из аэропортов Одессы и Харькова.

Такое расширение полетов позволило "Белавиа" также попасть в ТОР-5 авиакомпаний, летающих из украинских аэропортов.

Кроме того, стоит добавить, что в 2015 году на украинском авиарынке начала полеты новая авиакомпания - Atlasjet Ukraine. Она сейчас летает из Львова, Харькова и Запорожья в Стамбул (Турция).

ТОР-20 авиакомпаний по числу полетов из украинских аэропортов  

Вся Украина

Декабрь 2015 г.

Декабрь 2014 г.

"Международные авиалинии Украины"

1540

1243

"Днеправиа"

228

367

Turkish Airlines

218

187

"Мотор Сич"

152

114

"Белавиа"

139

62

Lufthansa

134

135

Austrian Airlines

105

94

LOT Polish Airlines

105

99

Wizz Air

94

33

Pegasus Airlines 

57

49

airBaltic 

53

52

Air France 

48

61

Atlasjet Ukraine

46

0

flydubai

44

48

EL AL

37

35

CSA

36

16

Air Arabia 

31

31

KLM

31

31

British Airways 

30

26

Azerbaijan Airlines 

25

21

Другие

272

927

Источник: flightmapsanalytics.com

 

 

Загадочное будущее

Вместе с тем мнения экспертов и участников авиарынка разделились в прогнозах относительно того, какие перевозчики начнут полеты в Украину в 2016 году. Директор консалтинговой компании Style Avia Евгений Хайнацкий заявил, что пока что рано давать прогнозы о том, какие иностранные авиакомпании начнут полеты в Украину в 2016 году.

"Сейчас могут заявиться на полеты и 100 компаний, но все они будут принимать окончательное решение не раньше весны, когда будет ясность с датой введения безвизового режима с ЕС и возможной либерализацией межправительственных отношений Украины в сфере авиации с другими странами мира", - объяснил он.

Эксперт по транспорту Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк считает, что если экономическая ситуация в Украине останется в том же состоянии как и сейчас, то о массовом выходе на украинский рынок иностранных авиакомпаний говорить не приходится.

"Возможно, будут новые единичные рейсы, как например, уже анонсированный рейс испанского лоукостера Vueling из Рима в Киев (Жуляны)", - предположил он.

Сергей Хижняк отметил, что европейские авиакомпании, как правило, планируют свое расписание на год вперед.

"Это связано с планом поставок новых самолетов, подготовкой экипажей, получением необходимых разрешений. Если бы планы были - они были бы уже озвучены, рейсы были бы в расписании и велась продажа билетов", - пояснил он.

По мнению Сергея Хижняка, в целом, украинский рынок остается малопривлекательным для иностранных авиакомпаний по нескольким причинам: низкая покупательная способность, экономический спад, нестабильность обменного курса гривны, визовые ограничения, так и не подписанное соглашение об общем авиационном пространстве с ЕС.

"Инвесторы не любят неопределенности, ведь каждый новый рейс требует немалых инвестиций. Понапрасну рисковать своими деньгами никто не будет", - пояснил он.

Также не в пользу Украины играет и оживление мирового авиационного рынка.

"Низкая стоимость нефти значительно снизила расходы авиакомпаний, у которых топливо - одна из наиболее ощутимых статей затрат. А это в свою очередь привело к снижению стоимости авиабилетов и росту пассажиропотока. Иностранные авиакомпании получили множество рынков для развития и открытия новых рейсов. Рисковать в Украине им попросту незачем", - отметил Хижняк.

Вместе с тем, исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко прогнозирует, что в следующем году в Украину восстановят полеты некоторые европейские авиакомпании, которые ранее отказались от рейсов в нашу страны.

"Например, ими могут стать швейцарская авиакомпания Swiss, итальянский лоукостер Meridiana. Вполне возможно, что выйдут и другие европейские лоукостеры. Это связано как с ожидаемой либерализацией визового режима для украинцев в ЕС, так и определенной экономической и политической стабилизацией в Украине", - заявил он.

Кроме того, Анатолий Мазуренко ожидает старта полетов в Украину иранской авиакомпании Mahan Air, которые уже анонсированы по маршруту Тегеран-Киев.

"Иранцы видят перспективы в сотрудничестве между Украиной и Ираном. С них снимаются международные санкции, что открывает поле для сотрудничества с остальным миром. В Украине их интересует сельхозпродукция, самолетостроение, военное сотрудничество, в свою очередь они заинтересованы в поставках энергоносителей в нашу страну. Все это повысит деловую активность, а также приведет к росту количества иранских студентов в украинских вузах", - отметил он.

Помимо этого, Анатолий Мазуренко не исключил возвращения в Украину одной из крупнейших авиакомпаний мира - Emirates. Он объяснил это ожидаемым ростом деловой активности.

"У Украины в ближайшее время ожидается интенсификация сотрудничества с арабским миром. Например, контракт с Саудовской Аравией по совместному строительству самолета Ан-132. Этот контракт существенно увеличит пассажиропоток в тот регион. Тем более что и сами Объединенные Арабские Эмираты, "родина" Emirates, интересуются подобными проектами. Кроме того, ожидается рост туристического потока из Украины в этот регион. Сейчас отмечается падение турпотока из-за низкой покупательной способности, но благосостояние украинцев будет постепенно увеличиваться. Не так быстро, как хотелось бы, но будет", - предположил Анатолий Мазуренко.

Коммерческий директор по авиационной деятельности аэропорта "Харьков" Владислав Ильин предположил, что пассажиропоток будет увеличиваться не за счет выхода новых игроков, а за счет расширения карты полетов из украинских аэропортов уже летающих перевозчиков.

"Вполне возможно, что выйдут какие-то мелкие авиакомпании. Но я склоняюсь к мнению, что рынок если и вырастет, то за счет существующих игроков. К примеру, из аэропорта Харькова уже начала летать белорусская авиакомпания "Белавиа", а с марта начинает выполнять полеты польская авиакомпания LOT, которая сейчас летает в Украину только в "Борисполь", "Львов" и "Одессу", - пояснил он.

В целом Анатолий Мазуренко прогнозирует рост авиаперевозок в 2016 году, особенно во второй его половине, то есть после ожидаемой отмены визового режима Украины с ЕС.

"Все будет зависеть от экономической и политической, в том числе военной, ситуации в стране. Но перспективы к улучшению положения дел в авиации прослеживаются", - отметил он.

Евгений Хайнацкий также считает, что в следующем году стоит ожидать роста пассажиропотока из Украины.

"Все идет к тому, что будет введен безвизовый режим между Украиной и ЕС. А страны ЕС - это сейчас основной массовый рынок для полетов из Украины", - подчеркнул он.

Джерело rbc.ua