23.12.06 
Ќесмотр€ на то что ”краина стала субъектом мирового рынка вооружений практически сразу после обретени€ независимости, а заключение крупного танкового контракта с ѕакистаном в 1996 году стимулировало украинское руководство создать завершенную модель военно-технического сотрудничества (¬“—), военно-техническа€ политика государства и сегодн€ осуществл€етс€ несистемно и непоследовательно. Ќормативно-правова€ база в сфере ¬“— не позвол€ет эффективно работать с западными компани€ми, в государстве отсутствует даже закон о ¬“—, не урегулирован до конца вопрос интеллектуальной собственности, почти непосильным €вл€етс€ привлечение иностранных инвестиций в разработки новых систем оружи€ и кредитование, не налажена торговл€ технологи€ми. Ќаконец, отсутствует внутренний рынок продукции военного назначени€. ¬се это создает предпосылки дл€ отставани€ ”краины как на рынке, так и в области модернизации своих ¬ооруженных сил и, естественно, отставани€ самого ќѕ .

’от€ украинска€ модель системы ¬“— в целом жизнеспособна, она требует оперативной модернизации. —ам рынок вооружений, как и национальные системы ¬“— большинства стран, не представл€етс€ чем-то застывшим Ч посто€нно мен€ютс€ формы работы, совершенствуютс€ методы продвижени€ продукции, рынок €вл€етс€ живым организмом, и если ”краина не желает оказатьс€ в аутсайдерах, она должна непрерывно работать над коррекцией своей военно-технической политики.

”крупнение сети спецэкспортеров. »зменение формы Ђ”крспецэкспортаї

ƒл€ любой страныЧучастницы мирового рынка, и не только в сегменте спецпродукции, создание и усиление брендов Ч первостепенна€ задача. ”крупнение спецэкспортеров должно идти по двум параллельным направлени€м: во-первых, усилением существующих брендов путем нанизывани€ на единый базовый стержень новых направлений работы и самих структур; во-вторых, формированием новых путем создани€ интегрированных структур. Ќе углубл€€сь в идеологию создани€ новых брендов, таких, как самолетостроительна€ корпораци€ Ђјнтоновї, ЂЅоевые бронированные машиныї или Ђ¬ысокоточное вооружениеї, заметим, что страна, котора€ способна создавать и производить лишь четыре-шесть процентов от общего производства продукции военного назначени€, не имеет возможности представл€ть и поддерживать на рынке большое количество брендов. », если откровенно, надо бы навести пор€док с одним брендом, прежде чем братьс€ за другой.

ƒаже уникальные украинские комплектующие, такие, как авиадвигатели или газовые турбины дл€ военных кораблей, достаточно сложно выводить в самосто€тельные самодостаточные направлени€. ”вы, слишком мало кто из потенциальных заказчиков украинской оборонной продукции знает, что, скажем, на российском вертолете  а-50-2 (Ђ„ерна€ акулаї) или российских фрегатах, стро€щихс€ дл€ »ндии, сто€т украинские авиадвигатели и газовые турбины.

Ќыне √  Ђ”крспецэкспортї уникальна€ структура: это полностью государственное предпри€тие; это узнаваема€ марка в мире; это структура, имеюща€ оборотные средства, усто€вшуюс€ систему маркетинга и сеть собственных представительств. “о, что Ђ”крспецэкспортї создан исключительно дл€ продажи оружи€ иностранным государствам Ч лишь закрепившеес€ заблуждение. Ќа самом деле государство предусмотрительно позаботилось о широком спектре задач госкомпании, но пока еще почти не использует колоссальный потенциал, заложенный в идею централизации и государственной монополии в оборонно-экономическом секторе. » совершенно напрасно, потому что и опыт иностранных лидеров оружейного экспорта, и даже скромные инициативы самого Ђ”крспецэкспортаї свидетельствуют о целесообразности расширени€ функций госкомпании.

“от же российский ‘√”ѕ Ђ–особоронэкспортї достаточно давно реализовывает курс укрупнени€ своего бренда и сегодн€ имеет акции и непосредственно участвует в работе советов директоров более двух дес€тков крупных оборонных структур различных форм собственности. ¬ их числе, к примеру, ј’  Ђ—ухойї, концерн ѕ¬ќ Ђјлмаз-јнтейї, корпораци€ Ђ“актическое ракетное вооружениеї, ќјќ Ђ”лан-”дэнский авиационный заводї, ќјќ Ђћосковский вертолетный завод им. ћил€ї. Ќебезынтересно, что акции приобретаютс€ за счет той прибыли, которую аккумулирует госпосредник в результате сделок на рынке. ќбъедин€етс€ госпосредник и с крупным финансовым капиталом Ч недавно ‘√”ѕ Ђ–особоронэкспортї и Ђјльфа-банкї объ€вили о намерении создать совместное предпри€тие.

„то могла бы дать реализаци€ подобной идеи в ”краине? ¬о-первых, возможность существенно улучшить решение задач по кредитованию и инвестированию перспективных разработок. ¬ нынешних услови€х Ђ”крспецэкспортї просто не имеет возможности вт€гиватьс€ в некоторые перспективные проекты, которые просто не по зубам в финансовом смысле. ј ведь значительна€ часть таких проектов определенно улучшила бы и возможности ќѕ  по оснащению ¬—” новыми системами оружи€ и военной техники, и оживила бы р€д предпри€тий, и способствовала бы сохранению лидерства ”краины в оружейном экспорте. ¬о-вторых, такие действи€ позвол€т увеличить капитализацию оборонных предпри€тий. ¬ услови€х мизерного государственного оборонного заказа участие спецэкспортера в реструктуризации задолженности, привлечении инвестиций дл€ развити€ и модернизации производственных линий этих предпри€тий и в целом в управлении активами государства в сфере ќѕ  кажетс€ вполне логичной. ”крупнение открыло бы также новые возможности по созданию совместных предпри€тий с компани€ми иностранных государств. ”спешный опыт функционировани€ российско-индийских —ѕ, например, по созданию и продвижению ракет Brahmos вполне может быть использован и ”краиной.

 онечно, капитализаци€ и укрупнение не снимают необходимости участи€ всех государственных учреждений, причастных к представлению государства ”краина на мировой политической арене. ≈сли, к примеру, дочернему предпри€тию Ђ”крспецэкспортаї Ђ”кроборонсервисуї удалось создать такой новый перспективный вид услуг специального назначени€ как проведение гуманитарного разминировани€, то кроме самого Ђ”крспецэкспортаї и его дочерних структур, это нигде не рекламируетс€ и не упоминаетс€ представител€ми ”краины. ¬ то же врем€ без продвижени€ украинских идей и ноу-хау на всех государственных уровн€х реализаци€ многих проектов просто невозможна или маловеро€тна.

»нвестиционна€ политика и кредитование

ѕр€мым следствием укрупнени€ Ђ”крспецэкспортаї и всей сети спецэкспортеров может стать сбалансированна€ инвестиционна€ политика. ’от€ осуществление инвестиций уже давно стало характерной чертой работы Ђ”крспецэкспортаї, сегодн€ возможности компании серьезно ограничены. —реди разработок оружи€, в которые госкомпани€ продолжает вкладывать ресурсы, создание нового унифицированного боевого модул€ дл€ бронетехники, разработка нового бронетранспортера и новых высокоточных средств поражени€ наземного базировани€. ¬ свое врем€ Ђ”крспецэкспортї вкладывал средства в модернизацию радиолокации и станций пассивной радиоэлектронной разведки, в завершение работ по комплексу радиоэлектронной борьбы, в разработку новых высокоточных средств поражени€.

Ђ”крспецэкспортї осуществл€ет и сопровождение р€да проектов, среди которых есть весьма успешные. ƒостижением можно считать реализацию с французской компанией Sagem проекта в области модернизации вертолетов марки Ђћиї, что должно положительно отразитьс€ на обороноспособности ”краины. Ќо, к сожалению, это единичные достижени€, не свидетельствующие о работе системы. —реди ключевых проблем в создании совместных предпри€тий и реализации крупных совместных проектов роль играет даже не политический фактор, а элементарное отсутствие прозрачных и пон€тных правил игры. ѕоэтому нар€ду с успехами есть и негативные примеры свертывани€ работы в рамках совместных проектах. ¬ частности, это имело место в сфере разработки высокоточных боеприпасов, средств защиты от высокоточного оружи€ и модернизации некоторых высокоточных средств поражени€. Ѕыла практически свернута работа с весьма перспективным инвестором одного из арабских государств.

≈сли говорить о возможност€х существенно повли€ть на будущее развитие украинского ќѕ , то, принима€ во внимание экспортную ориентацию оборонно-промышленного сектора, логичным и вполне целесообразным было бы создание в Ђ”крспецэкспортеї инвестиционного фонда. “акой фонд мог бы наполн€тьс€ за счет части, например, половины прибыли от контрактов предпри€тий ќѕ , которые выполн€ют контракты через госкомпанию. Ёти средства должны расходоватьс€ исключительно на новые разработки вооружений и военной техники. ѕодобный шаг мог бы заметно улучшить проблему инвестировани€ и способствовать системному стимулированию развити€ ќѕ . ¬едь не секрет, что многие предпри€ти€, получа€ прибыль от экспортных заказов, так и не сумели использовать ее дл€ усовершенствовани€ техники. “от же завод им. ћалышева, выполнив гигантский танковый контракт, проигнорировал в свое врем€ даже модернизацию производственных мощностей.

¬заимодействие с предпри€ти€ми и проблема управлени€ ќѕ 

¬ целом же в ”краине нет стратегии развити€ ќѕ , как нет и пр€мой правительственной вертикали управлени€ Ђоборонкойї. ћинистерство промышленной политики ”краины априори не может вз€ть на себ€ такую задачу. ѕрежде всего, в силу того, что львина€ дол€ предпри€тий ќѕ  находитс€ в управлении ћинистерства обороны ”краины и Ќационального космического агентства ”краины. ≈ще часть предпри€тий имеет смешанную форму собственности или вообще находитс€ в частных руках. ¬ таких услови€х управл€ть ќѕ  возможно путем распределени€ государственного оборонного заказа и выдачи лицензий на экспорт продукции военного и специального назначени€. » к первому, и ко второму ћинистерство промышленной политики ”краины имеет лишь косвенное отношение и не может претендовать на курирование оборонным комплексом. Ќамерение же ћинистерства промышленной политики ”краины расширить де€тельность предпри€ти€-спецэкспортера Ђ“аско-экспортї до уровн€ структуры, дублирующей функции Ђ”крспецэкспортаї, €вл€етс€ по сути шагом к демонополизации системы оружейного экспорта в принципе. Ќе говор€ уже о том, что при наличии двух параллельных компаний об€зательно возникнет внутренн€€ конкуренци€, которой будут пользоватьс€ и конкуренты за рубежом, и сами покупатели. Ёто двусмысленный и слишком противоречивый путь развити€ системы.

„то же касаетс€ Ђ”крспецэкспортаї, то вполне логичной в нынешних услови€х (экспортной ориентации ќѕ ) была бы посредническа€ роль в организации оборонно-промышленной кооперации. “о есть, чтобы все международные проекты, св€занные не только с экспортом-импортом продукции военного назначени€, но и с реализацией специализированных задач по предоставлению услуг, организацией взаимодействи€ по использованию полигонов дл€ учебно-боевых стрельб и проведением военных маневров Ч словом, все то, что имеет коммерческую составл€ющую, решались бы через госкомпанию. ѕримеры такого участи€ Ђ”крспецэкспортаї и его дочерних фирм свидетельствуют о целесообразности такого подхода. “ак, когда работы по обслуживанию российских –¬—Ќ стали реализовыватьс€ через спецэкспортеров, была сн€та излишн€€ напр€женность вокруг этого вопроса. ѕодобным образом спецэкспортеры принимают активное участие в проекте создани€ на базе яворовского полигона ћеждународного центра подготовки миротворческих сил. ќдно из предпри€тий-спецэкспортеров стало государственным оператором по привлечению иностранных инвестиций в такую важную дл€ ”краины область, как утилизаци€ боеприпасов. Ќа стадии завершени€ проект создани€ совместного с –оссией предпри€ти€ по модернизации зенитно-ракетных систем —-300 и «–  ЂЅукї в интересах украинского военного ведомства, в котором украинским уполномоченным субъектом будет дочернее предпри€тие Ђ”крспецэкспортаї Ђ”кроборонсервисї. ”краинска€ сторона, владе€ 51% акций совместного предпри€ти€, будет осуществл€ть финансирование проектов, св€занных с обеспечением обороноспособности страны, российской стороне будет принадлежать 49% акций предпри€ти€, а в состав учредителей войдут те предпри€ти€ и разработчики вооружений, которые владеют документацией производства.

Ќа мой взгл€д, важным нюансом €вл€етс€ тот факт, что спецэкспортеры активно подключились к проектам, направленным на повышение боевых возможностей украинской армии. Ќаличие оборотных средств делает использование возможностей спецэкспортеров выгодным дл€ государства, формирует единый механизм и унифицированный подход к проектам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. ѕри этом показательно, что сопровождение проекта в –оссии возложено как раз на ‘√”ѕ Ђ–особоронэкспортї, что само по себе поддерживает идею о широком диапазоне задач дл€ спецэкспортеров.

Ћогично и использование украинского полигона дл€ подготовки пилотов авианосцев ЂЌиткаї, и получение информации с таких уникальных объектов, как станции предупреждени€ о ракетном нападении (—ѕ–Ќ), осуществл€ть через спецэкспортеров Ч это так или иначе проекты военно-технического сотрудничества. ¬ то же врем€ Ђ”крспецэкспортї мог бы и приобретать недостающие комплектующие дл€ ¬—”.

Ђ”крспецэкспортї создан как механизм дл€ реализации военно-технической политики, и вполне обоснованным было бы использование его возможностей дл€ приобретени€ технологий и лицензий на производство на территории ”краины тех видов вооружений и военной техники, которые необходимы ¬—” и которые не может полностью произвести национальный ќѕ . ј также и комплектующих дл€ производства вооружений в интересах украинской армии.

—о стороны государства в отношении Ђоборонкиї также не было предложено оптимальных рецептов дл€ ее трансформации в соответствии с вызовами отечественной реальности. ѕрограммы реформировани€ так и остались лишь деклараци€ми. ѕри этом недостаток ресурсов дл€ развити€ ќѕ  предлагалось компенсировать за счет допуска зарубежных или частных инвестицией в оборонно-промышленную сферу, но и эти предложени€ не получали документально утвержденного обосновани€. ¬едь негосударственное финансирование требует создани€ достаточно сложного механизма, в рамках которого можно сбалансировать преимущества рыночной экономики с необходимостью сохранени€ контрол€ со стороны государства в этой сфере. –еализаци€ планов по приватизации тех или иных предпри€тий ќѕ  никоим образом не приближает нас к поиску такого баланса.

–осси€ уже имеет опыт частичной приватизации ќѕ . —егодн€ Ђ–особоронэкспортї там выполн€ет роль Ђвеликого экспроприатораї, возвраща€ под государственный контроль предпри€ти€ ќѕ , пребывающие в частных или получастных руках, но сохранение профил€ которых принципиально важно дл€ развити€ российского оборонно-промышленного комплекса в целом. ѕри этом стоит заметить, что восстановление контрол€ идет через выкуп пакетов акций этих предпри€тий и введение представителей Ђ–особоронэкспортаї в управл€ющие структуры интегрированных объединений. “ака€ стратеги€ позвол€ет Ђ–особоронэкспортуї реализовать себ€ как уникальный инструмент не только экспортной, но и промышленной политики государства в целом.

Ёта практика в полной мере может быть использована в ”краине Ч при условии, что именно Ђ”крспецэкспортї будет отвечать за сохранение позиций государства в контрольных пакетах значимых дл€ экспорта и обороноспособности предпри€тий ќѕ , постепенно выход€щих на путь акционировани€. ”читыва€, что процесс приватизации ќѕ  ”краины только начинаетс€, еще есть определенное врем€ дл€ выработки оптимальной модели.

Ѕелые п€тна национального законодательства и нормативно-правовой базы

  сожалению, отсутствие р€да законодательных актов в сфере ¬“— не только заметно снижает маневр государства на мировом рынке вооружений, но и порождает совершенно надуманные проблемы во взаимоотношении ветвей власти внутри ”краины.   примеру, отсутствие закона о ¬“— в текущем году породило напр€женность в работе структур власти и, как следствие, в работе спецэкспортеров. ’от€ совершенно очевидно, что существуют два уровн€ военно-технического сотрудничества Ч правительственный и президентский. ѕравительственный уровень касаетс€ всей хоз€йственной и экономической де€тельности предпри€тий, в том числе внешнеэкономической де€тельности, котора€ пон€тна и не имеет политического окраса. –ечь идет о сделках, регулирующихс€ лицензи€ми √осударственной службы экспортного контрол€ ”краины без обращени€ в —овет национальной безопасности и обороны ”краины. ¬се же вопросы, относ€щиес€ прежде всего к политическим и требующие рассмотрени€ на —ЌЅќ”, попадают в разр€д внешнеполитических решений в первую очередь, оставл€€ за скобками коммерческий эффект сделки.

—егодн€ необходимо в срочном пор€дке прин€ть закон об офертных сделках, как и закон о ¬“—.  ажетс€ удивительным, что конкуренты ”краины на мировом рынке вооружений так давно решили эту задачу, что, кажетс€, забыли даже о существовании этой проблемы.   примеру, ёј–, котора€ уже заметно обошла ”краину по уровню кооперации с европейскими фирмами и по динамике развити€ оборонных технологий, еще в 1996 году определилась, что все контракты на закупку иностранной военной техники, превышающие $10 млн., должны сопровождатьс€ офсетными об€зательствами в размере не менее 50% от суммы сделки.

¬ соседней ѕольше закон об офсете был прин€т в 1999 году, об€зав иностранных поставщиков вооружений в ѕольшу компенсировать контракты на сумму более 5 млн. евро. ј ведь именно офсеты, нар€ду с действующим внутренним рынком, могут позволить ”краине активно развивать ¬“— с европейскими компани€ми. Ёто отчетливо подтвердила практика таких стран, как ѕольша, „ехи€, ёј–.

ѕока законодательно не урегулировано и участие украинских субъектов в международных объединени€х, что сужает возможности ќѕ  и не позвол€ет активно действовать в этом направлении спецэкспортерам. ¬веденный в действие в 2004 году “аможенный кодекс ”краины осложн€ет процедуру таможенного оформлени€ товаров военного назначени€ и двойного использовани€, которые перемещаютс€ через таможенную границу ”краины. ƒл€ спецэкспортеров дл€ осуществлени€ временного вывоза вооружений и военной техники за границу, скажем, дл€ участи€ в международных выставках вооружений, необходимо уповать на чудо, а ведь это простейша€ задачка. “о же можно сказать и о пресловутых 90 дн€х дл€ возвращени€ валюты Ч этот анахронизм порой просто делает невозможным заключение выгодных сделок.

¬оенно-техническа€ политика и оснащение ¬—”

ќтечественный ќѕ  остаетс€ практически полностью экспортно-ориентированным: государственный оборонный заказ загружает производственные мощности оборонных предпри€тий не более чем на 3Ч5%. —реди этих предпри€тий ведь есть и такие, которые в силу экономических факторов не могут позволить себе активный маркетинг, участие в престижных выставках и дорогосто€щую рекламу. Ќет на большинстве предпри€тий и соответствующих служб, департаментов, системно занимающихс€ сбытом продукции иностранным государствам. я уже не говорю о представительствах за рубежом, специалистах, которые, владе€ €зыками и знанием национальных особенностей той или иной страны-покупател€, ведут переговорный процесс. ѕодписание контракта Ч это не одна-две встречи с потенциальными покупател€ми. „аще это изнурительный многомес€чный, а в некоторых случа€х многолетний процесс с дорогосто€щими командировками, презентаци€ми и участием в тендерах. «десь просто воли государства бывает мало, необходима мощна€ хоз€йственна€ структура, имеюща€ оборотные средства, опыт и соответствующие кадры. ¬от почему после подписани€ танкового контракта с ѕакистаном был создан Ђ”крспецэкспортї, чтобы на выполнение об€зательств работала вс€ страна. ƒл€ сравнени€ можно напомнить, что украинские оборонные предпри€ти€ начали выходить на мировой рынок вооружений едва ли не сразу после обретени€ государством независимости. Ќо вот об ”краине как о мощном поставщике вооружений и военной техники узнали лишь после 1997 года, когда по€вилась централизованна€ система государственного оружейного экспорта.

√оскомпани€ сегодн€ активно работает над восстановлением потенциала Ђоборонныхї Ќ»» и  Ѕ за счет зарубежного заказчика, который готов вкладывать солидные средства в совместные разработки оружи€. “акие наработки реализовываютс€ и в интересах украинской армии, но существует много узких мест в св€зи с пробелами в законодательстве. Ќа практике Ђ”крспецэкспортомї доказано, что при таком подходе можно экономить до 40Ч50% средств, необходимых дл€ создани€ оружи€ с нул€. —реди конкретных примеров в этой области можно привести контракт на поставку одному из иностранных государств партии модернизированных истребителей ћи√-29. ¬ этой сделке за деньги заказчика отрабатываютс€ элементы, которые дл€ ¬—” будут определенно интересны. ≈стественно, что эти задачи отрабатываютс€ в тесной св€зи с украинским военным ведомством, и тут есть полное взаимопонимание. –еализаци€ этого проекта серьезно сэкономит ”краине средства на проведение модернизации собственного парка истребителей. “аких проектов могло бы быть на пор€док больше, если усовершенствование законодательного пол€ позволит ”краине стать более прогнозируемой и прозрачной дл€ партнеров в оружейном бизнесе. ≈сли ”краина откроет свой внутренний рынок продукции военного назначени€ и начнет на полную мощность использовать возможности спецэкспортеров дл€ переоснащени€ ¬ооруженных сил.

’от€ сегодн€ никто в ”краине не может точно обозначить, на каких, например, самолетах будут летать украинские пилоты через 10 лет, будут ли это Eurofighter, —у-30 или F-16. ¬ св€зи с такими дилеммами, которых дес€тки, дл€ украинского ќѕ  нет ориентиров по созданию, скажем, авиационных ракет, систем св€зи, управлени€ и многого другого. ¬ любом случае, сегодн€ совершенно очевидно, что необходима диверсификаци€ международных научных и производственных св€зей предпри€тий ќѕ  и диверсификаци€ источников поставок вооружений и военной техники дл€ ¬ооруженных сил ”краины. »менно открытые прозрачные тендеры могут сформировать наиболее приемлемые дл€ ”краины решени€ по оснащению ¬—” и, естественно, такие решени€ должны максимально учитывать вопрос привлечени€ предпри€тий украинского ќѕ .

ќборонно-промышленна€ коопераци€ с –‘

¬заимодействие с –‘ в оборонно-промышленной сфере остаетс€ краеугольным камнем развити€ ќѕ , а оборонно-промышленна€ коопераци€ открывает возможности двум государствам расшир€ть ¬“— с иностранными государствами.

ќтношени€ спецэкспортеров двух государств остаютс€ ровными, деловыми и конструктивными. «начительные надежды возлагаютс€ на реализацию подготовленного соглашени€ об охране прав на результаты интеллектуальной де€тельности в сфере ¬“—. ѕозици€ спецэкспортеров состоит в отказе от излишней политизации тех проектов, которые нос€т взаимовыгодный характер и не требуют дополнительных решений со стороны президента и внешнеполитического ведомства ”краины. ”читыва€, что львина€ дол€ комплектующих предназначена дл€ современных вооружений, выпускаемых –оссией, мы, несомненно, заинтересованы в сохранении и развитии ¬“— с соседним государством.

≈сли, к примеру, ¬¬— –оссии намерены приобрести в ближайшие годы до 60 ”Ѕ— як-130, то поставки к этим воздушным машинам авиадвигателей вполне отвечают духу двустороннего ¬“—. Ёто частный пример, но така€ идеологи€ касаетс€ и других проектов, в том числе дл€ третьих стран. “ак, до 40% комплектующих поставл€ют украинские предпри€ти€ дл€ десантных кораблей на воздушной подушке проекта Ђ«убрї, ѕоэтому при поставке такой техники –оссией украинские предпри€ти€ получат свои субподр€ды. ѕодобные заказы пр€мо св€заны с поставками российской боевой авиатехники, боевых кораблей, в некоторых случа€х Ч систем ѕ¬ќ и высокоточных средств поражени€. —пектр номенклатуры весьма широк. ¬ целом, украинские комплектующие к российским системам оружи€ продолжают поставл€тьс€ и тенденции к снижению их закупок пока не наблюдаетс€. „то касаетс€ возможного вытеснени€ украинской авиатехники с российского рынка в пользу российских проектов путем создани€ дублирующих производств, то каждое государство имеет свои интересы и намереваетс€ их реализовывать, естественно, часто за счет ущемлени€ интересов других государств. ƒл€ нас уроки могут состо€ть лишь в том, чтобы не сто€ть на месте и демонстрировать лидерство в развитии технологий военного назначени€. “огда дублирующие производства перестанут возникать.

¬ подтверждение сказанному могу сказать, что, к примеру, средства автоматизированного контрол€ высокоточных ракет и целый р€д комплектующих дл€ высокоточного оружи€ продолжают пользоватьс€ особым спросом со стороны российских партнеров. Ќо на сегодн€шний день нет никаких преград дл€ того, чтобы реализовывать совместные проекты как в интересах обороноспособности двух государств, так и чисто коммерческие проекты на рынках третьих стран.

ѕредложени€

»так, что может предложить Ђ”крспецэкспортї дл€ решени€ задач роста объемов оружейного экспорта и гармонизации системы с оборонным реформированием внутри государства.

ѕервое. «аконодательно закрепить сферу ¬“— за ћинистерством обороны ”краины.

¬торое. —охранить жесткую монополию государства на военно-техническое сотрудничество, оставив, кроме Ђ”крспецэкспортаї и его дочерних фирм, лицензии лишь тем предпри€ти€м или объединени€м, которые способны обеспечить полный цикл жизни создаваемого оружи€ Ч от разработки до послепродажного сервиса и последующей модернизации.

“ретье. –асширить диапазон работы Ђ”крспецэкспортаї, возложив на него работу по всем международным проектам оборонного назначени€, включа€ импорт комплектующих, программы в интересах обеспечени€ обороноспособности страны и т.д. —оздать услови€ дл€ укрупнени€ самого Ђ”крспецэкспортаї и других объединений-предпри€тий (таких, как —  Ђјнтоновї). ¬ частности, логичным представл€етс€ участие Ђ”крспецэкспортаї в управлении не менее дес€тка предпри€тий, как минимум тех, дол€ экспорта которых иностранным государствам на пор€док превышает уровень государственного оборонного заказа.

„етвертое. —оздать при Ђ”крспецэкспортеї инвестиционный фонд, наполн€ющийс€ за счет части прибыли государственных предпри€тий от экспортных контрактов. „то позволит систематизировать и расширить инвестиционную де€тельность спецэкспортеров.

ѕ€тое. Ќеобходимо в кратчайшие сроки прин€ть законы об офсетных сделках, о ¬“— и решить р€д проблемных задач, таких, как интеллектуальна€ собственность на разработки военного и двойного назначени€, участие украинских субъектов в международных объединени€х предпри€тий оборонного назначени€, создание совместных предпри€тий, привлечение иностранных инвестиций и правила игры дл€ этих инвесторов.

Ўестое. Ќеобходимо сформировать внутренний рынок продукции военного назначени€ и указать четкие ориентиры дл€ ќѕ  в виде перспектив развити€ ¬ооруженных сил ”краины.

—едьмое. ≈сть смысл сн€ть излишнюю политизацию с проблемы ¬“— ”краины с –оссией и четко за€вить о возможных проектах сотрудничества, включа€ проекты дл€ третьих стран и программы, касающиес€ обеспечени€ обороноспособности двух государств.

Ёто тот минимальный набор действий, который позволит национальному ќѕ  идти в ногу со временем, а ”краине Ч не выпасть из дес€тки мировых лидеров оружейного экспорта.

—ергей ЅќЌƒј–„”    
 (генеральный директор √  Ђ”крспецэкспортї)

»сточник: zerkalo-nedeli.com