30.03.16 
Белорусские авиалинии сильно выиграли от закрытия авиасообщения между Украиной и Россией. Насколько увеличился пассажиропоток из Украины, а также, какие у компании планы на 2016 год в интервью порталу ЦТС рассказывает заместитель гендиректора "Белавиа" Игорь Чергинец. 

Закрытие прямого авиасообщения между Украиной и Россией стало причиной появления нового транзитного хаба для украинцев – аэропорта Минск. С началом зимнего сезона 2015/2016 количество рейсов в эту воздушную гавань увеличилась в разы, а маршрутная сеть полетов из Минска в Украину расширилась. Главным перевозчиком на транзитном маршруте Украина – Беларусь – Россия стала белорусская компания "Белавиа". Сейчас флагманский перевозчик Беларуси ежедневно летает в четыре украинских аэропорта: два столичных, а также в Одессу и Харьков. А на днях объявил о запуске дополнительных рейсов в Украину.

Мы пообщались с заместителем генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности "Белавиа" Игорем Чергинцом о популярности и загрузке рейсов в Украину, о том, в какие страны украинцы летают через Минск, о конкуренции с железной дорогой, а также о планах и перспективах в Украине на летний сезон.

Как изменилась деятельность "Белавиа" в Украине после закрытия прямого авиасообщения с Россией?

До прекращения прямого авиасообщения между Украиной и Россией мы выполняли 2 рейса в день по маршруту Киев (Борисполь) – Минск. Здесь преимущественно летали Embraer 175 на 76 кресел. Этого самолета было достаточно. При изменении коммерческой загрузки в ту или иную сторону мы использовали другие самолеты. Например, Bombardier CRJ200 на 50 кресел или Embraer 195 на 107 кресел. Иногда пускали "Боинги" с большей вместимостью.

Когда авиасообщение было прервано, мы практически сразу увеличили количество рейсов в Киев. Мы поставили две дополнительные частоты в аэропорт Жуляны и увеличили провозную емкость. На линию мы поставили более вместительные самолеты – Boeing 737-500 на 123 кресла или Boeing 737-300 на 148 кресел. Иногда стали пускать Boeing 737-800 вместимостью 189 кресел.

Также с начала зимнего расписания мы запустили рейсы в Одессу. Маршрут обслуживается самолетами Boeing 737-500, иногда Boeing 737-300. Еще мы открыли ежедневный рейс в Харьков. Планировали запустить сюда "Боинги", но остановились на меньших самолетах.

Какая загрузка эти рейсов?

Загрузка этих рейсов достаточно хорошая, кроме Харькова. На направлениях Минск – Киев (Жуляны) и Минск – Киев (Борисполь) она превышает 80%, в Одессу – колеблется на уровне 75-80%. В Харькове ситуация намного хуже. Загрузка рейсов не достигает и половины. Мы стараемся перейти на меньшие самолеты. Сейчас в Харьков пускаем Bombardier CRJ200 на 50 кресел.

Почему в Харькове загрузка низкая?

Ситуация в Харькове обусловлена близостью к конфликту на востоке Украины. С момента начала вооруженных действий местное население стало отдавать предпочтение российскому аэропорту Белгород. Расстояние из Харькова в Белгород около 90 км. Люди привыкли пересекать границу и летать оттуда. До событий на востоке Украины аэропорт в Белгороде обслуживал небольшое количество регулярных рейсов, а россияне из приграничных регионов ездили в аэропорт Харьков. Сейчас в Белгороде увеличилось количество авиакомпаний и направлений. Для российских авиаперевозчиков там действуют специальные условия. Харьковчане начали ездить в Белгород. Эта тенденция видна и сегодня. Очень сложно приучать харьковчан летать из самого Харькова, а не ехать в Россию. Кроме того, конкуренцию нам составляет и железная дорога.

Но мы боремся за это направление, проводим акции, предоставляем скидки на полеты. Особо хотелось отметить руководство аэропорта Харькова. Я в авиации больше 20 лет, и я впервые сталкиваюсь с такой активной позицией аэропорта по продвижению конкретного рейса.

Почему вы летаете сразу в два киевских аэропорта? Это уникальный случай среди авиакомпаний, летающих в Киев.

Для нас это не особо уникальный случай. У нас в практике были подобные прецеденты. Лет пять назад мы летали сразу в три аэропорта Москвы. Почему так было? Там были разные пассажиропотоки, и мы сотрудничали с разными авиакомпаниями. Да и сама Москва очень большая, поэтому пассажирам из разных ее частей удобнее добираться в разные аэропорты. Сейчас мы летаем только в аэропорт Домодедово.

Что касается Киева, то исторически мы летали в аэропорт Жуляны. Со временем аэропорт перестал соответствовать нашим требованиям, и мы перешли в Борисполь. Сейчас в Жулянах все изменилось. Киев также очень большой город, кому-то удобнее летать из Жулян, кому-то из Борисполя. Через аэропорт Борисполь идет большего транзитного пассажиропотока. Через Жуляны мы пока не видим транзита. Пока нас такая модель устраивает.

А как обстоят дела с открытием рейса в Запорожье?

В Запорожье мы не планировали открывать рейсы. Этот маршрут открыла и обслуживает авиакомпания "Мотор Сич". Это наш партнер, у нас есть коммерческое соглашение. Мы работаем с ними по транзиту пассажиров через аэропорт Минск по нашей сети маршрутов. Сейчас рассматриваем возможность заключения код-шерингового соглашения.

А другие украинские города рассматриваете? Например, Днепропетровск, Львов.

Нам постоянно поступают предложения от других аэропортов Украины. Мы смотрим, анализируем, решения пока нет. Но я не исключаю, что новые рейсы появятся.

Из других аэропортов Беларуси не планируете летать в Украину?

Кроме Минска, в Беларуси есть еще пять международных аэропортов. В летнее время мы выполняем регулярные рейсы из Гомеля, Гродно и Бреста. По этим аэропортам могу сказать, что спроса на полеты в Украину пока нет.

Другие страны для транзита?

Из Украины через Минск идет транзитный пассажиропоток в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, есть пассажиры в Краснодар, в Сочи. Но есть поток и в других направлениях, связанных с нашими партнерами. Например, у нас код-шеринг с компанией Etihad Airways. По коммерческим причинам она прекратила полеты в Киев. В Минск они продолжают летать ежедневно. С Etihad Airways мы заключили код-шеринговое соглашение. Рейсы в Киев, а сейчас еще и Харьков являются совместными. Поэтому из Киева мы везем транзитных пассажиров в Абу-Даби и дальше. Из Украины на Абу-Даби идет неплохой поток пассажиров.

Еще есть транзитный поток на Европу и в другие страны СНГ. В Европу практически по всем нашим направлениям – Амстердам, Берлин, Стокгольм, Хельсинки и другие. Поток на этих направлениях не громадный, но есть. Также идут пассажиры на Грузию, Казахстан. Достаточно неплохие потоки у нас на Туркменистан из-за закрытия прямого авиасообщения с Украиной. Такая же история с Узбекистаном. В Ташкент мы сами не летаем, но мы сотрудничаем с Узбекскими авиалиниями. Хотя в Такшкент украинские пассажиры, в основном, летают через Астану.

Какие авиакомпании вы считаете конкурентами? Какие у вас преимущества?

Если говорить о рейсах Киев – Минск, то это, прежде всего, компания airBaltic. Есть еще и комбинация авиакомпаний. Условно говоря, Аэрофлот и МАУ, их рейсы стыкуются в Минске. Также можно назвать молдавского перевозчика Air Moldova. Но у "Белавиа" есть свои преимущества. Во-первых, транзит через Минск – это самый короткий маршрут, и по расстоянию, и по времени. Во-вторых, у нас высокая частота полетов в Киев – четыре раза в день, из Минска в основные пункты Российской федерации. Например, в Москву мы летаем семь раз в день, в Санкт-Петербург – четыре раза в день, в Калининград – дважды в день. Есть еще рейсы в Сочи и Краснодар. И, в-третьих, это цена, гораздо ниже по сравнению с конкурентами.

Также мы конкурируем с наземными видами транспорта. Увеличив частоту рейсов в Киев и запустив рейсы в Одессу и Харьков, мы забрали большое количество пассажиров, в первую очередь, с железной дороги. Если посмотреть на стоимость билета на маршруте Минск – Киев на поезд и на самолет, то мы сравнялись со стоимостью билета в купейном вагоне. Цена практически одинакова, но самолетом быстрее. Сейчас бизнесмен может утром вылететь из Киева в Минск, а вечером вернуться домой.

Вы забрали часть пассажиров с железной дороги. Это произошло благодаря снижению стоимости ваших билетов или подорожанию ж/д билетов?

Здесь несколько причин. Расставлю их по приоритетности. Первая – это удобство, то есть увеличение частоты рейсов. Вторая – эта цена. Мы чуть снизили стоимость билетов, а на железной дороге наоборот.

Чего вы ожидаете от украинского рынка в этом году?

В этом летнем сезоне мы открываем дополнительные рейсы в Одессу. Раньше одесских рейсов вообще не было. Белорусы ездили в Одессу поездом, автобусом или личным транспортом, или отдыхали в других местах. Действующий рейс достаточно загружен, я об этом говорил. Мы постоянно ведем переговоры с белорусскими туроператорами. Спрос на полеты в Одессу есть и нынешних провозных мощностей летом не хватит, поэтому мы приняли решение об увеличении частоты полетов. Киевское направление тоже будет усилено уже в апреле.

В целом, украинский рынок мы видим перспективным. Это связано не только с прекращением авиасообщения между Украиной и Россией. Украина дает нам возможность увеличивать количество транзитных пассажиров по всей нашей сети маршрутов.

Источник ЦТС   Автор: Николай Засядько