09.05.16 
Линейка Су-27 на аэродроме Миргород, 2013 г.Линейка Су-27 на аэродроме Миргород, 2013 г.Принятый на вооружение ВВС СССР перехватчик Су-27 на тот момент был одним из лучших в своем классе в мире. На эти машины массово перевооружали полки ПВО, поэтому после распада СССР большая их часть осталась в России. Лишь около 30 машин отошло Беларуси и 74 самолёта (включая 2 прототипа Су-33) достались Украине.

Они были сосредоточены в четырех полках: 831 иап (Миргород), 62 иап (Бельбек), 100 киап (Новофедоровка) и 3-е управление ГНИИ ВВС (Кировское). Интересно, что в отличии от большинство типов самолетов и вертолетов их количество практически не подвергалось сокращению. Кроме двух потерянных в катастрофах Су-27УБ за рубеж были проданы 9 машин: 2 - в США, 1 - в Великобританию, 3 - в Эфиопию, 2 - в Эритрею и 1 - в Китай. 

Естественно, что при крайне ограниченном финансировании состояние машин было разным, однако значительно лучше, чем, например, у МиГ-29, составляющих основу украинской истребительной авиации.

Что в принципе имело под собой весьма серьезные основания. В плане боевых возможностей Су-27 существенно превосходит МиГ-29 - в несколько раз больший радиус действия, значительно большая боевая нагрузка, более мощная РЛС с более чем в 2 раза большей дальностью обнаружения и т.д. Кроме того, все полученные Украиной машины были достаточно «молодыми», к тому же Су-27 имеет более чем в 2,5 раза больший ресурс (по сравнению с тем же МиГ-29).

Су-27 над Краматорском, апрель 2014 г.Су-27 над Краматорском, апрель 2014 г.Однако события 2008 года (когда после продажи двух машин в США Россия прекратила поставки запчастей для истребителей Су-27)  значительно подкосили боеготовность перехватчиков - в итоге количество  Су-27 уменьшилось до 30 с небольшим машин.

В 2013 году  Украине удалось провести капитальный ремонт 6 машин, при этом он осуществлялся за счёт «технического каннибализма». Эти Су-27 в новом «цифровом» камуфляже стали своеобразным символом ВВС Украины.

На начало крымских событий  в строю ВС Украины насчитывалось 19 летающих самолетов: 5 - в составе 9-й бригады тактической авиации (бта), 9 - в 831-й гвардейской бригаде тактической авиации и 5 - в «МиГремонт». Еще 32 борта находились в отстойнике на аэродроме Миргород, 4 - в Озерном.  

Су-27 ВВС Украины, март 2015 (с)Spotters.net.uaСу-27 ВВС Украины, март 2015 (с)Spotters.net.uaИстребители - перехватчики в марте 2014 года были переброшены на приграничные аэродромы - так, четыре Су-27 были приданы 229-й бта в Николаеве. Одновременно начались показательные полеты на «горячих» направлениях - в частности в Чернигове. С развитием ситуации на Донбассе летчики парами и в одиночку стали «показывать флаг» над крупными городами: так, 7 апреля пара осуществила облет Донецка, 15-го числа - Краматорска, 16-го - Славянска.

Летом 2014 года в приграничных сражениях Су-27 выступили и в роли ударных самолетов. Правда, по всей видимости, не слишком эффективно, что впрочем и неудивительно - летчиков учили «работать» по воздушным целям.  Автору известен только один достоверный случай применения Су-27: 20 июля под Суходольском под раздачу попали позиции боевиков.

Передача ВВС Украины очередного восстановленного «борта»Передача ВВС Украины очередного восстановленного «борта»После подписания Минских соглашений усиленными темпами началось восстановление самолетного парка ВВС Украины, в том числе и Су-27-х. Это тема является военным секретом и о возрожденных из небытия бортах узнаешь как правило только после фотографий споттеров на каком-то из аэродромов или редких сообщений СМИ.

По состоянию на осень 2015 года известно уже о пяти восстановленных перехватчиках, а по некоторым данным в начале 2016 года в строю должно быть 36 машин (то есть полноценная бригада).

Наличный парк Су-27 ВВС Украины (по состоянию на осень 2015 г.)

Тип камуфляжа

Кол-во

Бортовые номера

«Флора»

11

15, 26, 28, 38, 39, 52, 53, 69, 70, 74 (УБ), 75 (УБ)

«Цифра»

12

33, 37, 45, 46, 50, 54, 55, 58, 71, 73 (УБ), 100 (П), 101 (П)

«Осколок»

8

06, 08, 27, 30, 41, 43, 56 + один не идентифицированный борт