02.06.16 
МАУ назвала условия возврата долгов Госавиаслужбе: если суд признает пассажирские сборы законными и прояснит по какому курсу насчитали 147 млн. грн.

МАУ готова уплатить сборы за пассажиров, если суд признает их законными, заявил гендиректор авиакомпании Юрий Мирошников.

Напомним: у авиакомпании идет многолетний судебный спор с Госавиаслужбой по этому вопросу. Суды начались еще в августе 2014 г. Юристы МАУ аргументируют прекращение оплаты сбора нестыковками в изменившемся законодательстве. "Сбор существует с 1993 года, и мы его исправно платили. Однако законодательная ситуация изменилась, когда были введены новые Налоговый и Воздушный кодекс. Наш юранализ показал, что сбор перестал соответствовать нормам украинского законодательства, поэтому мы перестали его платить", — пояснил Юрий Мирошников.

Был подан административный иск к Госавиаслужбе о начислении этого сбора, тяжбы продолжаются до сих пор. В январе 2016 г. Верховный суд Украины определил, что спорный сбор относится к неналоговым платежам.

"Это обязательный, целевой, фактически возмездный платеж, который поступает в госбюджет. На законодательном уровне согласован вид этого платежа, порядок, условия и сроки его оплаты, определено, в какой сфере деятельности он формируется, кто его платит, кто получает и обязан перечислить в Фонд", — говорится в решении суда.

Иск МАУ к Госавиаслужбе в результате был направлен на новое рассмотрение суда первой инстанции. МАУ перестала платить сборы летом 2014-го (а это по $0,5 за каждого пассажира внутренних рейсов и по $2 — на международных линиях). На сегодняшний день долг компании перед Госавиаслужбой превысил 147 млн. грн.

"Даже если предположить, что действующая норма может применяться, до сих пор не урегулированы ключевые моменты: куда, сколько и когда платить. Почему сбор установлен в долларах, а не национальной валюте? По какому курсу его считать, особенно в условиях резких колебаний курса?" — говорит партнер юридического бюро "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь. По его мнению, нестыковки в законодательстве должны быть устранены на уровне Верховной Рады. Госавиаслужба же нашла свой способ заставить авиакомпании платить.

17 мая вступили в силу изменения в "Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатациювоздушных линий в Украине", которые, в частности, называют одним из условий обязательную уплату в полном объеме госсборов, предусмотренных Воздушным кодексом.

"Мы прекрасно понимаем, что введение сейчас этой нормы — это рычаг для шантажа и давления на МАУ. Мы неоднократно предлагали Госавиаслужбе внести изменения в законодательство, убрать нестыковки, чтобы мы могли законно оплачивать сборы из доходов. Но вместо этого нам предлагают: наплюйте на право, наплюйте на решения судов и заплатите, только тогда получите новые назначения. Впрочем, если суд постановит платить — мы подчинимся и оплатим", — сообщил Юрий Мирошников.

Пока же МАУ оспорила изменения в Правила в Окружном административном суде Киева. 26 мая 2016 г суд вынес определение, которым запретил Госавиаслужбе учитывать задолженность авиакомпаним перед спецфондом при рассмотрении вопроса о выдаче назначений на маршруты. Госавиаслужба, со своей стороны, оспорила в суде решение Окружного админсуда Киева, дескать, оно создает на рынке преференции для одной авиакомпании.

"Мы считаем, что сбор незаконный для всего рынка, но просили приостановить применение этих норм для МАУ, ведь мы представляем ее интересы", — пояснил Бондарь. При этом он высказал сожаление, что остальные авиакомпании выбрали выжидательную тактику, хотя им предлагали присоединиться к иску.

Первым делом — самолеты

Как пояснили в Госавиаслужбе, оспариваемый МАУ пассажирский сбор должен идти в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных трат на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях. Госфонд пополняют также иные платежи, список которых законодательно прописан. В частности, туда идут государственные сборы за сертификацию, регистрацию воздушных судов, аэродромов, авиаперсонала и эксплуатантов техники, разрешений на использование коммерческих прав и т.д.

Как сообщила пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская, в Госбюджете-2016 прописаны поступления в Госспецфонд в сумме 188,9 млн. грн.

"Сбор за каждого пассажира, вылетающего из украинских аэропортов и за каждую тонну груза, платят в Госфонд все без исключения авиакомпании, в том числе международные. Бывают задолженности, но они гасятся, как, к примеру, у "Днеправиа" или UM Air". Иностранные авиаперевозчики в 2015 году уплатили 82,4 млн. грн.", — сообщила UBR.ua Ирина Кустовская.

В нынешней экономической ситуации, считают эксперты, сбор с каждого вылетающего пассажира — неизбежная мера. Как рассказал UBR.ua эксперт направления транспорта Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк, целевые сборы с пассажиров довольно распространенная практика в мире, как правило, они применяются для развития авиации.

"Мы бедная страна. Из этих сборов сейчас оплачиваются членские взносы Украины в ИКАО, обеспечивается подписание международных договоров и пр. Может быть, после значительного расширения авиасообщения, мы и сможем отказаться от сборов с каждого пассажира, но пока другого способа наполнять Госфонд нет", — заметил партнер ЮФ "Анте" Андрей Гук.

Наша норма в $2 с каждого вылетающего за границу пассажира — не самая большая. Например, в Германии она составляет от 10 до 70 евро на билет.

"Крайне важно, что такие сборы взимаются с пассажиров всех авиакомпаний без каких-либо преференций. То есть, конкуренция не ограничивается, весь рынок работает в одинаковых условиях", — подчеркнул Хижняк.

А пока, как сообщила Ирина Кустовская, очередное судебное заседание по иску МАУ к Госавиаслужбе запланировано на 6 июня.

 

Джерело ubr