24.02.17 
Image«В самолет попала ракета и ты выжил. Мы не имеем права забирать твою жизнь ...» Так сказали бортмеханику сбитого боевиками самолета Ан-26 Сергею Грибневу жители оккупированной Луганщины и приютили украинского военнослужащего.

 Бывают ситуации, когда даже от высокопрофессионального и хорошо сплоченного экипажа уже ничего не зависит.

14 июля 2014 экипаж Ан-26 осуществлял 23-й плановый вылет в район боевых действий. Правда, в тот раз состав экипажа изменился. Борт, которым постоянно летали, вышел из строя, и механик техником остались его ремонтировать. Их место заняли другие.

Самолет держал курс на аэропорт Луганска с водой и продуктами питания для блокпостов. На борту - семь членов экипажа и один сопровождающий. ... Все шло по плану. Высота - 6300 метров. Штурман вывел самолет на боевой курс. Уменьшили давление. Начали открывать рампу, чтобы сбросить груз. И в этот момент в самолет попала ракета.

Грузовую кабину начало затягивать дымом. Командир экипажа Дмитрий Майборода дал команду покинуть горящую машину. А сам вместе с правым летчиком Дмитрием Шкарбуном до последнего удерживали самолет от вхождения в штопор, что позволило другим членам экипажа эвакуироваться.

Многих с вражеской территории вывели хмельницкие спецназовцы. Сергей Мордвинов, который сопровождал груз, попал в плен, а бортмеханика Сергея Грибнева спасли и вывезли местные жители.

- Когда я выпрыгнул из самолета, - вспоминает бортмеханик, - начал отсчет и в нескольких километрах открыл парашют. Пока летел, молился Богу, думал о семье. Приземлился, сбросил парашют и шлем. Закопал под деревом оружие и амуницию. Остался только в брюках и футболке.

Несмотря на страх встретить растяжки, Сергей почти час полз мимо лесополосы и таки добрался до окраины населенного пункта. Мужчина увидел недалеко людей. Попытался замаскироваться под местного.

- Люди спрашивают: «Ты военный с упавшего самолета?» Говорю, что да. Они видели, как мы приземлялись.

«Тебя срочно надо ехать в Луганск, потому что тебя сейчас будут искать». Сажают меня в машину на заднее сиденье. Пока ехали, раздевали и искали татуировки на принадлежность к «фашистам». Если бы нашли хоть какой-то намек - не спасали, а отдали бы в жертву.

Но Сергей не имел большого доверия к своим спасителям, потому что за несколько недель до того те потеряли сына, который пошел воевать за «ЛНР». Пленный думал, что его жизнь заберут за жизнь умершего сына и таким образом отомстят.

К счастью, люди попались отзывчивые и верующие, позвонили жене.

- Местные ее заверили, что отдадут меня живым. Сказали, что если Бог дал выжить при падении с такой высоты, то я буду жить. Машина остановилась. Человек, Михаилом звали, пошел в магазин. Купил мне бутылку воды и пачку мороженого. Вижу из машины, едет мотоциклист, а в коляске везет винт и переднюю втулку от нашего самолета. Понял, что «сепары» уже начали растягивать наш борт на металлолом ...

Привезли мужчину в Луганск. Закрыли в комнате, а сами поехали на место падения самолета. И сразу же маякнули Сергею.

- Звонит Михаил, говорит, что нашел золотую цепочку. Она принадлежала командиру экипажа майору Дмитрию Майбороде. За две минуты снова звонит. Говорит, что обнаружили еще одного погибшего. Снял шлем и увидел, что у него светлые волосы. Это был помощник командира экипажа Дмитрий Шкарбун. Все, больше тел не нашли.

Возможности выбраться из Луганска у Сергея Грибнева не было, ведь документы и деньги он спрятал после вынужденного десантирования. Пришлось позвонить матери в Винницу.

- Маме 67 лет. Плачет, переживает, но едет спасать сына. Когда добралась до меня, зазомбированные российской пропагандой люди около 2 часов читали ей морали. Вроде: «Россия воюет с Америкой, а не Украина с Россией», «Америка хотела качать сланцевый газ, и здесь не должно было остаться никого живого» и другие. Даже угрожали расстрелять.

И все же человечность взяла верх, и нам помогли выбраться из Луганска. Дошли слухи, что меня уже начал искать Царев. На каждой остановке в поезд заходили вооруженные «сепары». Слава Богу, Михаил дал мне свой адрес и телефон. По легенде, они - мои родственники, и я приезжал к ним, чтобы забрать на мирную территорию. Но они не захотели. Но  этим не пришлось воспользоваться. Только в Полтаве я облегченно выдохнул и лег спать.

Прошло уже более двух лет, и каждый раз упоминание этих событий терзает Сергею сердце. По определенным объективным причинам он больше не выполняет задания в воздухе. Теперь он техник группы авиационной ТЭЧ бригады и надежно готовит технику.