Крылья - авиация в Украине:    Главная | ФОРУМ | Фотогалерея | Видео | Продажа авиатехники
Главная arrow Статьи arrow Статьи - Авиастроение arrow Замминистра Юрий Бровченко о развитии отечественной авиации и гособоронзаказе
Замминистра Юрий Бровченко о развитии отечественной авиации и гособоронзаказе
08.04.17 
ImageБровченко не понаслышке знаком с проблемами, которые стоят перед оборонно-промышленным комплексом

Заместитель министра экономики Юрий Бровченко в Минэкономики курирует вопросы оборонно-промышленного комплекса. Полковник запаса Бровченко не понаслышке знаком с темы вызовами, которые стоят перед украинским оборонно-промышленным комплексом. В 2010 он занимал должность директора департамента утилизации ракет и боеприпасов в Министерстве, а в 2012 в том же министерстве он курировал департамент экономики обороны и безопасности.

Накануне интервью Кабинет министров впервые утвердил государственный оборонный заказ 3 года. Впервые этот документ предусматривает прогнозируемость затрат оборонного бюджета в среднесрочной перспективе. Однако нельзя не вспомнить, что с выполнением гособоронзаказа минувшего года возникли сложности, так как он предусматривал, что 50% финансирования оборонного заказа будет осуществляться за счет средств полученных от конфискации активов, конфискованных у семьи бывшего президента Виктора Януковича.

А так как закон о спецконфискации принят не был, 50% средств, предусмотренных гособоронзаказом на счета предприятий ОПК так и не поступили.

О том, что предусматривает гособоронзаказ на 2017-2019, стратегии развития обороно-промышленного комплекса Українським Новинам рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Бровченко.

Как изменился объем бюджетных расходов в общем, на оборону в текущем году по сравнению с прошлым?

Государственный бюджет на 2017 год предусматривает расходы на уровне около 140 млрд гривен. Это издержки на содержание вооруженных сил и военных формирований: Национальная гвардия, СБУ, Служба внешней разведки, Главное управление разведки Министерства обороны и т.д. Они были немного увеличены по сравнению с 2016 годом. Если говорить в разрезе Министерства экономического развития и торговли, то мы являемся координаторами государственного оборонного заказа. Гособоронзаказ 2017 года отличается от гособоронзаказа 2016 года введением трехлетнего планирования. Такое среднесрочное планирование позволит нам прогнозировать издержки под гособоронзаказ, и понимать, какая техника будет поставляться вооруженным силам и другим военным формированиям в следующие несколько лет. Оно позволит производителям определиться в вопросе создания производственных мощностей, обновления технологий. В 2017 году доля расходов на государственный оборонный заказ из общего фонда госбюджета повысилась с 50% до 81%.Только 19% - это средства специального фонда государственного бюджета. В гособоронзаказе на 2016 год почти 50% средств предусматривались из специального фонда, который должен был наполняться за счет средств, полученных от реализации закона о спецконфискации.

Но закон о спецконфискации так и не приняли...

Да. Поэтому мы говорим о достаточно низком уровне выполнения гособоронзаказа за 2016 год. Те проекты, которые финансировались из общего фонда, были выполнены практически на 100%, те, которые должны были финансироваться из спецфонда, не были выполнены совсем.

Если депутаты не примут закон о спецконфискации, то в этом году финансирования гособоронзаказа из спецфонда также не будет.

Возможно, но сейчас речь идет о 19%, а не о 50%. Есть надежда на то, что этот закон все же примут. Правительство и Генеральная прокуратура сейчас принимают меры, чтобы урегулировать это вопрос возможно даже без изменений в законодательство, чтобы обеспечить привлечение средств за счет имущества, которое было присвоено незаконным путем.

Рассматривалась ли возможность финансирования гособоронзаказа исключительно за счет общего фонда государственного бюджета, чтобы финансирование не зависело от принятия закона о спецконфискации?

Это было бы очень хорошо, мы отстаивали такую позицию, но она не была поддержана Министерством финансов, а это их сфера ответственности. В госбюджете на подготовку производства с 775 млн гривен предусмотрено 400 млн гривен из общего фонда и 300 млн - за счет спецконфискации. Правительство все же не оставляет надежды, что изменения в законодательство, которые позволят осуществить спецконфискацию, все-таки будут приняты.

 А аргументы для такой надежды есть?

Я не сказал бы, что мы не имели никаких аргументов. Есть взаимопонимание с Верховной Радой. В прошлом году все верили, что закон о спецконфискации будет принят, поэтому львиная доля издержек была предусмотрена для финансирования силового блока. В этом году по предложению правительства издержки из спецфонда были распределены между всеми министерствами. Сегодня в этом заинтересован каждый министр, а не только Министерство обороны.

В октябре Кабмин принял решение о сокращении обязательных отчислений от прибыли в госбюджет для предприятий "Укроборонпрома" с 75% до 30%. Ранее руководство "Укроборонпрома" заявляло, что такой уровень отчислений не позволяет предприятием концерна развивать производство. Какие еще барьеры в работе отечественного ОПК Вы видите?

Отчисления в размере 75% были на самом деле очень высокими. Мы оцениваем, что сокращение обязательных отчислений от прибыли с 75% до 30% в 2017 году позволит "Укроборонпрому" оставить для развития производства предприятий концерна 1-1,3 млрд гривен. Степень изношенности оборудование на предприятиях от 60% до 80%. На сегодня практически нет барьеров, которые мешают предприятиям работать. Почему мы сделали гособоронзаказ на 3 года? Чтобы предприятие понимало, какие будут заказы, и имело возможность развивать свое производство. Сегодня соотношение государственных и частных предприятий, которые принимают участие в оборонных заказах, примерно 50% на 50%. Минэкономики, которое отвечает за развитие оборонно-промышленного комплекса, создает равные условия для всех. Мы не делаем отличия для государственных и негосударственных предприятий. Государственные предприятия в прошлом году больше пострадали за счет отчислений чистой прибыли. У частных предприятий чистую прибыль не забирал никто.

Какое производство предусматривает гособоронзаказ?

Если мы говорим о танках, то это до сотни танков, если об автомобильной технике - то автотехника высокой проходимости, в том числе автотягачи, будет заказано около 500 единиц.

А по импорту?

Я думаю, будут импортировать небольшие микроавтобусы для перевозки личного состава.

 

Ранее в СМИ была распространена информация, о том, что технология производства самолета "Мрия" была передана Китаю. Насколько это соответствует действительности?

Это не соответствует действительности.

Летом Президент анонсировал масштабную программу развития отечественной авиации. Эта программа уже разработана?

На сегодняшний день работа над этой программой на стадии завершения. В ближайшее время программа будет рассмотрена на Национальном комитете по развитию промышленности, после она будет опубликована для общественного обсуждения. Только после этого она будет подана для межведомственного согласования и представлена для рассмотрения правительства.

Что предусматривает данная программа?

Большую часть программы составляют планы по развитию линейки самолетов "Антонов" как военно-транспортных,так и гражданских. Там также рассматриваются различные варианты развития.

Программа предусматривает развитие беспилотной техники и боевой авиации для украинских ВВС?

По беспилотной технике у нас очень много интересных предложений от черниговского предприятия "Чезара". В 2015-2016 году эта техника была поставлена в вооруженные силы, она прошла испытания на передовой, отработала достаточно качественно, и мы надеемся, что в этом году ее также закупят. Что касается боевой авиации, то сегодня рассматривается возможность создания отечественного истребителя. Над этим работают конструкторы. Сегодня это очень сложный вопрос, и мы более склоняемся к варианту международной кооперации. Истребитель - это очень сложный образец вооружения. Создание такой техники подразумевает наличие определенных технологий. К сожалению, сегодня у нас и технологии, и опыт, который необходим для создания боевой авиации, - минимальны.

Если говорить о вертолетной авиации, то у нас есть очень хороший опыт. Сегодня "Мотор Сич" и Минобороны работают над созданием отечественного вертолета и модернизации существующих образцов. Существующая в Украине База вертолетной техники позволяет делать глубокую модернизацию и выводить технику на достаточно высокий конкурентный уровень для удовлетворения существующих военных потребностей и задач.

То есть, создание истребителя - это в долгосрочной перспективе?

Да, здесь мы говорим о перспективе в 5-10-15 лет.

 

Ранее была информация о возможности производства вертолетов в кооперации с польскими предприятиями...

Мы сотрудничаем с "Мотор Сич", с Конотопским заводом "Авиакон". А они в свою очередь работают в кооперации с предприятиями Польши, Канады и многих других стран. Кооперация очень широкая. Поставка импортных комплектующих и запчастей при ремонте вертолетной техники где-то от 20 до 40% в зависимости от модели. Поэтому говорить, что в этом вопросе мы работаем только с Польшей не очень корректно.

В каких странах наблюдается наибольший спрос на украинскую военную продукцию?

Если говорить об экспорте, то БТР-3 поставляется в Таиланд. По контракту мы поставили в эту страну более 200 машин. Это очень мощная, очень эффективная, достаточно конкурентоспособная продукция, которая сегодня поставляется на внешние рынки. Мы должны понимать, что наши предприятия, в том числе через "Укрспецэкспорт", кроме самой продажи техники предоставляют очень много услуг по обслуживанию и ремонту.

Сейчас Наблюдательный совет "Укроборонпрома" состоит из двух человек - главы Государственной службы финансового мониторинга Игоря Черкасского и генерал-лейтенанта запаса Ярослава Скалько. Достаточно ли двух человек для работы этого органа? Планируется ли увеличить состав Набсовета?

Сейчас правительство работает над этим вопросом. Я думаю, что в ближайшее время будет принято соответствующее решение. Вопрос в том, что при создании нормативно-правовой базы не был полностью учтен вопрос участия общественности. В последнее время было много как позитивных, так и критических оценок работы "Укроборонпрома". Поэтому Минэкономики сейчас рассматривает вопрос изменения нормативно-правовой базы с целью привлечения в набсовет концерна, как специалистов, так и общественности.

Сейчас набсоветы госпредприятий формируются по принципу: минимум людей от государства и максимум от общественных институтов. В частности, там также представлены кредиторы: ЕБРР, Мировой Банк и т.д. Набсовет "Укроборонпрома" также будет формироваться по такому принципу?

Да. В том числе с привлечением представителей кредиторов и общественности.

Но на заседаниях набсовета "Укроборонпрома" наверняка обсуждаются вопросы, которые являются государственной тайной.

Вопросы с ограниченным доступом не будут рассматриваться на заседаниях набсовета.

Вы говорили об изношенности основных фондов предприятий "Укроборонпрома". Есть ли программа, которая предусматривает модернизацию производственных мощностей этих предприятий? Сколько времени и средств потребуется для модернизации?

Да, Минэкономики завершило согласование государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса на среднесрочную преспективу. В основе - вопросы подготовки производства и модернизации основных средств. На сегодняшний день у нас законодательно закреплено, что на развитие оборонно-промышленного комплекса должно выделяться 0,5% ВВП. Это приблизительно от 11 до 13 млрд гривен ежегодно. Сегодня довольно сложная ситуация, но мы работаем над тем, чтобы такие средства направлялись на развитие ОПК. Также для поддержки отрасли правительство привлекает кредиты под государственные гарантии. В этом году, если брать только Минэкономики, то на подготовку производства было привлечено 785 млн гривен, а если брать кредиты привлеченные в том числе для развития предприятий Государственного космического агентства, то это более 1 млрд гривен, которые будут направлены непосредственно на подготовку производства. Но мы также понимаем, что сегодня в Украине есть много предприятий частного сектора, которые смогли вложить значительные средства в подготовку производства и построить производство, которое соответствует современным образцам и стандартам. Некоторые предприятия частного сектора уже работают по стандартам НАТО.

Недавно Президент заявил, что Укроборонпром разработал новое ракетное оружие. Что это за оружие и когда оно поступит на вооружение?

Эти ракеты прошли опытные стрельбы. Есть определенный жизненный цикл создания образца вооружения: разработка, проектирование, опытное производство, принятие на вооружение и серийное производство. Сейчас эти ракеты разработаны, они успешно прошли испытания и планируем перейти к серийному производству этих ракет для авиационной техники.

Сколько времени их разрабатывали, и сколько времени понадобится для их серийного производства?

Разработка этих ракет длилась больше года. Я думаю, что до конца 2018 года будет налажено серийное производство этих ракет. Сегодня мы разрабатываем всю нашу технику уже с учетом норм и стандартов НАТО, и с учетом изучения конкуренции на мировом рынке. Все вооружение, которое сегодня производится в Украине, очень интересует внешних заказчиков, поскольку оно проходит боевые испытания. На любой международной выставке продукция украинского оборонно-промышленного комплекса вызывает очень большой интерес.

 Недавно планировалось рассмотреть вопрос о выдачи разрешения "Ленинской Кузне" на экспорт и импорт продукции военного назначения. Данное решение принято?

Сейчас министерство совместно с СНБО прорабатывает вопрос о предоставлении таких полномочий комплексно. Мы завершаем разработку закона об организации производства вооружения и военной техники, в котором прописываются определенные моменты, в том числе и по предоставлению разрешений на право осуществления импортно-экспортных операций. Мы хотим, во-первых, упростить эту систему, минимизировать встречи заказчика и госэкспортконтроля и сделать так, чтобы всем, принимающим участие в выполнении гособоронзаказа или контрактов в интересах Минобороны и силовых структур, такие полномочия предоставлялись автоматически.

Предусматривает ли программа развития ОПК развитие судостроения, морского флота?

Да. В разрезе этой программы и в разрезе создания кораблей класса "корвет", мы предусматриваем возможность возобновления финансирования. Но если говорить откровенно, это достаточно трудно. Ведь мы стараемся спланировать финансирование таким образом, чтобы в первую очередь обеспечить потребности сухопутных войск. Сегодня у нас большие проблемы с материально техническим обеспечением и с обеспечением военной техникой и проведением ремонта. Значительные средства выделяются, но техника эксплуатируется в максимально жестком режиме особенно на востоке страны. Поэтому в первую очередь финансирование планируется на подготовку военной техники. Также Турчинов неоднократно заявлял о проблемах с боеприпасами. В этом году мы будем осуществлять подготовку производства боеприпасов и создания спецхимсредств. В бюджете на этот год предусмотрено финансирование этих проектов.

Недавно были заявления о разработке противотанкового комплекса "Стугна-П" и нового танка "Азовец". Что это за продукция?

Если мы говорим о танке "Азовец", он не создавался в рамках программы развития ОПК и в рамках программы развития военной техники. Это модернизация одного из образцов танков силами частного предприятия. "Стугна-П" - противотанковый ракетный комплекс, который неплохо зарекомендовал себя, в том числе в зоне боевых действий. Сейчас мы готовим серийное производство этого вооружения. В зависимости от финансирования будем поставлять его в вооруженные силы. На этот год есть заказы и на этот комплекс. У КБ "Луч", кстати, очень широкая линейка изделий. В том числе "Скиф". Это также противотанковый ракетный комплекс.

КБ "Южное" в свое время разработало оперативный тактично-ракетный комплекс "Гром-2", какая судьба этого проекта?

Этот проект успешно развивается. Сейчас мы находимся на стадии подготовки производства и создания макета. Я думаю, в этом году уже будет произведен первый образец этой техники. В этом разрезе мы сможем говорить о серийном производстве где-то в 2019-2020 годах.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что "Ленинская кузница" стал победителем тендера на ремонт фрегата "Гетман Сагайдачный". Этот действительно так?

Сегодня Минобороны рассматривает вопрос о ремонте "Сагайдачного" и выбор исполнителя находится в их компетенции.

То есть, вопрос о том, кто будет проводить, ремонт этого корабля еще не решен?

Я не могу что-то однозначно утверждать. На сегодняшний день решение Минобороны не принято.

 

Ранее гендиректор "Укроборонпрома" заявлял, что принятие Минобороны на ваооружение каких-либо новых разработок - довольно длительный бюрократических процесс. Как обстоят дела сейчас?

Сегодня есть постановление Кабинета министров, которое упрощает данную процедуру. Но тут следует помнить, что принятие на вооружение нового образца требует целого ряда мероприятий. Здесь надо понимать, что за каждым образцом вооружения стоит жизнь наших воинов. Поэтому есть определенная бюрократическая процедура перед принятием на вооружение. Она связана с тем, что должны быть выполнены определенные стандарты. Поэтому, я думаю, что Минобороны в этом плане действует правильно и в соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Что касается моего личного мнения - то чем жестче условия, тем качественнее техника.

Сейчас предприятия российского "Оборонпрома" находятся под санкциями. Можно ли сказать, что многие зарубежные заказчики покупают продукцию "Укроборонпрома" так как не могут купить ее у россиян и насколько может сократиться наш экспорт продукции военного назначения если санкции с российского "Оборонпрома" будут сняты?

Нет, у нас разные рынки. Мы должны помнить, что наращивание экспорта сегодня целесообразно, поскольку это привлечение валюты в нашу страну. Мы должны понимать, что все экспортные контракты выполняются за счет средств иностранных заказчиков. Также экспортные заказы способствуют созданию технологий и подготовке к производству новых изделий. Заказчик вкладывает средства и получает соответствующую продукцию. На протяжении последних лет у нас сильно упал экспорт за счет того, что было принято решение о первоочередном обеспечении вооруженных сил. Сегодня без согласования Министерства обороны не проводится ни одна внешнеэкономическая операция относительно военной техники. Исключения составляют собственные разработки предприятий, которые работают на внешних рынках через спецэкспортеров.

Ранее ГП "Антонов" подписал 2 внешнеэкономических контракта на поставку самолетов Ан-132 в Азербайджан. Как обстоят дела с выполнением данного контракта?

Контракт выполняется и это позволяет предприятию работать. ГП "Антонов" сейчас загружено не на полную мощность. Мы хотим, чтобы это предприятие работало. Благодаря государственной поддержке, в том числе и финансовой, и созданию нормативно-правовой базы можно будет говорить, что Украина - авиационная страна и у нее лучшие в мире самолеты.

Что необходимо сделать, чтобы "Антонов" начал серийно производить самолеты?

В первую очередь нужен заказ. Заказ Минобороны, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы и ГосЧС. Я думаю, что в качестве одного из вариантов развития предприятия было бы целесообразно создание лизинговой компании, которая сможет привлечь средства, взять у "Антонова" самолеты в долгосрочный лизинг и запустить самолеты на внутренних авиарейсах. Это интересный вопрос и наши самолеты будут достаточно конкурентоспособны. Тем более у нас авиационные двигатели сейчас одни из лучших в мире. Наш конструкторский и производственный потенциал позволяет нам создать довольно комфортный самолет для внутренних авиаперевозок. Но для этого предприятию необходима определенная помощь со стороны государства. В этом случае мы получим около тысячи рабочих мест, у наших людей будет работа.

Сколько денег нужно для создания такой лизинговой компании?

Речь идет о сумме от несколько сотен миллионов до нескольких миллиардов гривен. Мы рассчитываем, что в ближайшем времени такая программа у нас появится. Сейчас мы работаем над этой программой, проходят соответствующие рабочие согласования и в ближайшем времени мы рассмотрим ее на заседании комитета промышленности, потом будет межведомственное согласование, общественное обсуждение.

Рассматриваете ли вы возможность создания авиаконцерна для кооперации предприятий авиационной промышленности?

Такой концерн уже создан, это "Украинская авиационная компания". Она объединяет ряд предприятий, в том числе и ГП "Антонов", и в кооперации эти предприятия смогут стать достаточно конкурентоспособными и поднять нашу авиапромышленность на новый уровень. В том числе сейчас идут переговоры с канадскими компаниями об оснащении украинских самолетов их авионикой. Мы понимаем, что наша авиапромышленность была очень зависима от России в плане комплектующих. Сегодня "Антонов" сделал серьезные шаги в плане импортозамещения. Мы плодотворно сотрудничаем с концерном и у них создан реестр продукции, которая требует импортозамещения, создан каталог критической номенклатуры. Сейчас Минэкономики рассматривает вопрос создания национального реестра импортозамещения. Я знаю, что "Укроборонпромом" сейчас подписан меморандум со всеми областными государственными администрациями о сотрудничестве в сфере импортозамещения и предприятия области могут работать с таким каталогом, смотреть, какая продукция нужна оборонной промышленности, что они могут изготовить для "Укроборонпрома". Если говорить о бронетанковой технике, то по отдельным образцами мы достигли импортозамещения до 80%.

Ранее у "Антонова" была проблема с закупкой шасси. Они закупались в "России", а "Южмаш" мог изготавливать лишь 2 шасси в год. Эта проблема решилась?

Этот вопрос прорабатывается. Он довольно сложный. "Южмаш" может изготавливать больше шасси, но есть проблема с определенными материалами, которые закупались в России. Если мы решим этот вопрос, то проблем с шасси не будет.

Ранее была достигнута договоренность о производстве винтовки М16. Сколько нам будет стоить освоение такого производства, где его будут делать и где она будет применяться.

Это намерение "Укроборонпрома", они изучают спрос на эти винтовки среди силовых структур и на сегодняшний день не принято решение о непосредственном выборе того или иного предприятия, на котором могла бы изготовляться эта винтовка. Она будет принята на вооружение только после того как мы будем четко понимать потребности силовых структур, которые позволят нам спрогнозировать целесообразность и стоимость создания такого предприятия. Необходимо понимать, сколько будет стоить подготовка производства, где оно будет размещено, каким будет государственный заказ на это производство. Если же мы рассматриваем это как коммерческий проект только для поставки на экспорт, то "Укроборонпром" может его развивать. Могу сказать больше: недавно я посещал предприятие "Зброяр" в Броварах. Они уже перешли на изготовление штурмовых винтовок типа М16, которые прошли государственные испытания и, при этом, их модульная конструкция позволяет устанавливать стволы для стрельбы патронами, как стандартов СССР, так и стандартов НАТО. У них очень современное, высокотехнологичное и инновационное производство. Оно меня поразило.

Источник ukranews

 



Добавьте статью в закладки
Facebook! Twitter


 

Добавить комментарий



hiat.gif

hiat.gif

zodiac.jpg

elenaroy.jpg

 

Крайнее в разделе