03.07.17 
Image2 июля 2014 во время выполнения боевого вылета в районе города Славянск, фронтовой разведчик Су-24МР (бортовой номер 11 «желтый») был обстрелян 4 ракетами из ПЗРК российскими боевиками.

От трех экипаж смог уклониться с помощью противоракетного маневра и отстрела тепловых ловушек, но одна ракета попала в левый двигатель самолета, что вызвало пожар в двигателе.

 

ImageЭкипаж смог сбить пожар и на одном двигателе вернуться на аэродром вылета, расстояние до которого составляло около 300 км. При приземлении на борту снова возник пожар, однако самолет успешно совершил посадку.

В дальнейшем, несмотря на имеющиеся повреждения, самолет был отремонтирован и введен в строй (в частности заменили киль, левый стабилизатор и двигатель).

 

Восьмого июля 2014 Указом Президента Украины экипаж МР-ки был награжден орденами Богдана Хмельницкого III степени.

 

Вот что написали в Староконстантиновской газете «Наш город» о том случае:

 

Любые меры имеют смысл, когда они выполняются полностью и своевременно. Особенно это касается выполнения военных приказов, заданий и распоряжений.

 

Именно так произошло в начале августа во время проведения АТО по освобождению украинских городов Славянск и Краматорск от сепаратистов. Боевики не оставляли города, пока у них было подкрепление, отлаженная система поставок оружия и боеприпасов. На конец июня единственным таким путем оставалась дорога в Славянск через населенный пункт Семеновка. Сильно пересеченная реками и каналами местность затрудняла ее перекрыть. Без свежих разведывательных данных о местности - не обойтись. Это понимали и сами боевики, поэтому ими было организовано зенитно-ракетное прикрытие этого района.

 

Боевую задачу по выполнению данной разведки была поставлено экипажу разведывательного самолета авиации Воздушных Сил Украины. Время подготовки к полету, составление программ и выполнения необходимых расчетов прошли тщательно и своевременно.

 

«Ну что, полетели?» - сказал командир экипажа майор Б. и включил форсаж. Вот так спокойно и буднично начался этот полет. Экипаж не знал, что ему предстоит пережить самые длинные 30 минут в своей жизни.

 

Сосредоточенность выросла до максимума, когда при входе в район разведки заметили белый хвост от пущенной по самолету ракеты ПЗРК. А вот еще один! Летчик маневром самолета уклонился от них и вышел на необходимый объект. Не успели выключить развод оборудования, как штурман дал команду «Слева две по нам идет, уходим!». «Отстрел» - коротко дал команду летчик. И начали тепловые ловушки вылетать из самолета как петарды ...

 

- Одна ушла наверх - доложил штурман капитан Т.

 

- А вторая? ...

 

Но ответ экипаж почувствовал сильным ударом по крылатой машине. Сразу же табло отказов замигало как новогодняя елка. Пожар ... Горит левый двигатель, самолет плохо слушается органов управления ...

 

Летчик перевел самолет на снижение, чтобы скрыть от других ракет, поскольку возможности для управления уже не было. Потушив пожар, экипаж одержал первую победу в этом полете. На пути было 2 запасных аэродрома, но экипаж выбрал посадку на своем, поскольку только он обеспечивал своевременное выполнение поставленной боевой задачи по воздушной разведке.

 

Впереди 30 минут полета и 300 км до аэродрома. Набрав 200 м высоты, поврежденная машина легла на курс.

 

Время словно остановилось, минуты превратились в часы, секунды - в минуты. Но грустить экипажу не пришлось - из-за поврежденного двигателя самолет чрезмерно терял топливо. Штурман начал сложные расчеты, их варианты и последствия. И в который раз штурман доказал свой профессионализм, закрепленный большим опытом.

 

- Командир, топлива до аэродрома хватит, но у нас на посадку будет одна единственная попытка ... и то - с ходу! - доложил штурман.

 

Это была еще одна победа экипажа в борьбе за выполнение боевой задачи.

 

За плечами 200 км и 20 минут напряженного полета. В поле зрения появляется крайний запасной аэродром на дороге к своему. Желание как можно скорее завершить этот полет начало новый бой с желанием выполнить задание. Как говорится, сама высокая победа - это победа над собой. И экипаж записал на свой счет еще одну победу - посадка на аэродроме назначения!

 

Вот на горизонте появились очертания родного аэродрома. Там, уже проинформированные о случившемся, в ожидании стояли все службы. Все, как один - готовы к оказанию немедленной помощи экипажу и самолету в случае самого непредвиденного сценария развития событий.

 

Сажать самолет на одном двигателе - экипажу не в первый раз. В предыдущие годы судьба уже дважды испытывала экипаж на прочность и выдержку. И он с достоинством их проходил. Но сажать поврежденную 25-тоннну машину с одной попытки без права на ошибку - задача из самых тяжелых.

 

10 км до посадки ..., 8 км ..., 6 ..., 4 ...

 

- 395, ты горишь !!! - перебивая друг друга начали информировать экипаж руководитель полетами и его помощник.

 

Опять пожар ..., снова огонь ... Но решение неизменно - посадка!

 

 

Вот полоса ... Снижение ... Выравнивание ... Снижение ... Выравнивание ... Касание колесами полосы ... Летчик выключает двигатели, применяет систему пожаротушения и принимает меры к полной остановке самолета в пределах взлетно-посадочной полосы. Еще мгновение - и поврежденная машина остановилась. Сразу возле нее вынырнула пожарная машина, машина медицинской помощи, тягач. Считанные минуты - и самолет на буксире продолжил свое движение на место стоянки и ремонта, а экипаж докладывал о выполнении воздушной разведки штабу .Бой за успешное выполнение полета экипаж выиграл с крупным счетом. Материалы боевой задачи были установленном порядке обработаны и предоставлены в заинтересованный штаб своевременно. Через пару дней силы АТО вошли в Славянск и Краматорск.

ImageЗа самоотверженность и разумный риск экипаж указом президента Украины Петра Порошенко награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени. Экипаж достойно выполнил свой долг и свою победу в маленькой битве за выполнение боевой задачи,  внес посильный вклад в копилку побед Украины за свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. На момент написания статьи самолет отремонтирован и введен в строй самолетов, продолжает нести свое боевое дежурство. Экипаж еще не раз успешно выполнял задачи в зоне АТО и в дальнейшем готов к выполнению задач по назначению.

Джерело UMP