07.08.17 
¬ћ‘ »ндии отказываетс€ от бракованных российских ћи√-29 , посадка которых выгл€дит как Ђавиакатастрофаї Ч Defense News—кандальна€ истори€ с продажей бракованной партии палубных истребителей ћи√-29 , которые –осси€ поставл€ла военно-морскому флоту »ндии в период с 2004 по 2010 годы, получила продолжение.

¬ августе 2016 года Newsader, ссыла€сь на государственный доклад индийских контролеров, рассказывал о грандиозной неудаче, постигшей индийский ¬ћ‘: практически все закупленные у ћосквы самолеты, предназначенные дл€ использовани€ на авианосцах, оказались непригодны не только дл€ бо€, но и дл€ обычных вылетов.

 

ѕо словам автора публикации Defense-Aerospace, системы купленных у –оссии военных самолетов оказались буквально "пронизаны проблемами". ќсобенно удручающим этот вывод звучит в св€зи с тем, что ћи√-29  и ћи√-29 ”Ѕ прин€ты на вооружение в качестве единственной ударной военно-воздушной силы дл€ авианесущего флота »ндии.

 

 ак вы€сн€етс€ из опубликованного накануне материла Defense News, ¬ћ‘ »ндии потер€л надежду на принципиальное исправление проблемы и поэтому фактически решил отказатьс€ от использовани€ ћи√-29 .

 

ѕроблема не только в том, что кажда€ их посадка на палубу выгл€дит буквально как "авиакатастрофа" (именно такую формулировку примен€ет автор DN), после которой приходитс€ снимать двигатель и отправл€ть самолет в мастерскую.

 

»ндийских чиновников возмущает и тот факт, что –осси€ отказалась проводить бесплатное обслуживание и ремонт своего некачественного товара: этот шаг индийские партнеры ћосквы расценили как нарушение деловой этики.

 

“еперь Ќью-ƒели объ€вил мировой тендер на закупку палубной авиации. ѕредложением заинтересовались ведущие западные державы.

 

 ак рассказывает DN, военно-морской флот »ндии продолжает сталкиватьс€ с острой проблемой ремонта и техобслуживани€ 45 самолетов ћи√-29  российского производства. Ёти машины, поставленные –оссией по контракту, остаютс€ единственными палубными истребител€ми на авианосце "¬икрамадить€". ќб этом за€вил высокопоставленный чиновник ¬ћ‘ »ндии, высказывание которого приводит издание.

 

"“ребуетс€, чтобы ћи√-29  был надежен в ходе выполнени€ операций. —ейчас его приземление на палубу авианосца выгл€дит практически как жестка€ посадка. »стребитель нуждаетс€ в частом ремонте. »з-за таких посадок посто€нно про€вл€ютс€ структурные дефекты", — сказал чиновник.

 

ћежду тем, в пакет услуг по договору стоимостью $2,2 млрд. не входило техническое обслуживание самолета, отмечает издание. "—егодн€ они полностью завис€т от –оссии во всем, что касаетс€ обслуживани€, — сказал официальный представитель министерства обороны »ндии в ¬ћ‘.

 

— »ндийское ћинистерство обороны неоднократно прорабатывало эти вопросы с русскими. ’от€ русские отправили команды специалистов, мы не увидели никаких решений".

 

јрун ѕракаш, отставной адмирал ¬ћ‘ »ндии и бывший начальник службы, настроен еще более критично. "ѕравда в том, что индийский военно-морской флот фактически профинансировал развитие этого самолета (который сейчас использует также и российский военно-морской флот — DN). ≈сли бы у русских была хоть кака€-то совесть, они бы гарантировали, что каждый недостаток будет устранен без доплаты", — цитирует его издание.

 

ѕо словам официального представител€ ћинобороны, индийска€ государственна€ компани€ Hindustan Aeronautics Limited (HAL) не может исправить ситуацию, объ€снив, что без технической помощи со стороны производител€ "едва ли представл€етс€ возможным вносить изменени€" в машины.

 

—ейчас HAL изыскивает у ¬ћ‘ »ндии средства дл€ того, чтобы провести капитальный ремонт 113 двигателей на ћи√ах, занима€сь в том числе поиском запчастей дл€ них. ѕо данным официального представител€ ћќ, правительство предпочло бы заключить соглашение с ¬ћ‘, –оссией и HAL о проведении структурных усовершенствований истребителей ћи√-29 .

 

DN по€сн€ет, что корнем всех проблем остаетс€ все та же жестка€ посадка на палубу, из-за которой постепенно разрушаетс€ весь самолет: каждый раз после приземлени€ на авианосец приходитс€ целиком снимать силовую установку истребител€ ћи√-29 .

 

 ак подчеркивает DN, фактически речь идет о том, что кажда€ така€ посадка дл€ ћи√а — это "практически авиакатастрофа". "ѕосле каждой посадки оператора компоненты самолета ломаютс€ либо прекращают работу. ѕосле такого мы вынуждены отправл€ть истребитель в мастерскую дл€ ремонта или замены части, которую зачастую приходитс€ завозить из –оссии", — рассказал ѕракаш.

 

¬ прошлом году доклад независимого аудиторского агентства, контролера и генерального ревизора »ндии показал, что ћи√-29  был прин€т в состав флота, несмотр€ на многочисленные несоответстви€ и аномалии. "— момента введени€ в строй в феврале 2010 года 40 двигателей (62 процента) двухмоторных истребителей ћи√-29  были изъ€ты из эксплуатации по причине конструктивных дефектов", — говоритс€ в отчете (подробности которого представлены ниже).

 

¬ начале прошлого года индийский военно-морской флот вышел на мировой рынок дл€ закупки 57 многоцелевых истребителей, которые будут использоватьс€ на будущих авианосцах.  ак указывает DN, по сути »нди€ отказываетс€ от истребителей ћи√-29 .

 

»нтерес уже про€вили р€д ведущих западных производителей — американский "Ѕоинг" с его Super-Hornet, французский Dassault с его Rafale M, шведский Saab с его Gripen Maritime. ¬прочем, и русские не отказались от участи€ в тендере: они по-прежнему готовы предложить »ндии свои ћи√-29K, несмотр€ на историю гигантского провала.

 

ƒолжностные лица из ¬ћ— »ндии и ћинобороны не стали комментировать судьбу программы закупок. ¬ но€бре прошлого года два ћиг-29  потерпели крушение во врем€ выполнени€ военной операции в —ирии, где –осси€ проводит интервенцию с сент€бр€ 2015 года на стороне режима Ѕашара јсада. ќдин самолет упал в воду, не долетев до палубы. ƒругой свалилс€ в море пр€мо с палубы во врем€ посадки: не выдержал тормозной трос.

 

¬ прошлом году российские эксперты прогнозировали такое развитие событий. ¬ частности, газета ¬«√Ћяƒ уже тогда писала, что "аналогичные самолеты будут базироватьс€ и на российском авианосном крейсере «јдмирал  узнецов»", поэтому "можно предположить, что с аналогичными недочетами в конструкции столкнетс€ и российский вариант ћи√-29 –".  ак вы€снилось позже, это опасени€ были верны, если учесть, что было потер€но два самолета.

 

 —огласно упом€нутому выше докладу, основными изъ€нами машин оказались проблемы с планером самолетов, двигателем –ƒ-33ћ  и электродистанционной системой управлени€. ¬ целом работоспособность ћи√-29  (главный показатель эффективности) оценивалась на уровне от 15,93 процента до 37,63 процента, а ћи√-29 ”Ѕ — в пределах от 21.30 процента до 47,14 процента. ƒанный факт означает существенное сокращение срока эксплуатации, который изначально за€вл€лс€ производителем в пределах 6 тыс. часов. ѕри этом 40 из 65 (то есть 62 процента) поставленных двигателей –ƒ-33 ћ  признаны негодными, поскольку дефекты в механизмах серьезно снижали безопасность полетов.

 

¬ конечном итоге к августу 2015 года общее количество вышедших из стро€ и выведенных из эксплуатации авиадвигателей из –‘ составило 46 единиц. Ѕыл сделан вывод о том, что надежность –ƒ-33 ћ  оказалась под вопросом.

 

Ќе меньше нареканий вызвали и планеры самолетов, которые выходили из стро€ пр€мо во врем€ палубных операций. Ќедостатки не исчезли даже после многочисленных ремонтных и модификационных изменений, которые вносились российскими производител€ми по требованию индийской стороны. ƒокладчики пришли к выводу, что указанна€ проблема негативно вли€ет на возможность продолжительного развертывани€ самолетов.

 

Ёлектродистанционна€ система управлени€ также оставл€ла желать лучшего: ее надежность в период с 2012 по 2014 годы индийские специалисты оценивали крайне невысоко — в пределах от 3,5 до 7,5 процентов. ѕретензии выдвигались и к тренировочной программе-симул€тору, призванной научить индийских пилотов летать на российских самолетах: специалисты пришли к выводу, что он совершенно непригоден дл€ выполнени€ поставленных задач.

 

ќбщее количество самолетов указанного выше типа, которое решили приобрести индийские вооруженные силы, составл€ет 45 единиц. ”казанные самолеты эксплуатируютс€ в »ндии с сент€бр€ 2014 года. ѕерспективы их эксплуатации пока не вполне €сны в свете вы€вленных отклонений.

ќтметим, что в насто€щее врем€ в рамках западных санкций —Ўј и их союзники ввели запрет на поставку в –‘ товаров военного и двойного назначени€.

»сточник sprotyv