Крылья - авиация в Украине:    Главная | ФОРУМ | Фотогалерея | Видео | Продажа авиатехники
Главная arrow Статьи arrow Статьи - Военная авиация arrow Противостояние беспилотных технологий в небе Донбасса
Противостояние беспилотных технологий в небе Донбасса
22.08.17 
ImageОсобенностью антитеррористической операции на востоке нашей страны стало активное применение противоборствующими сторонами беспилотных авиационных комплексов. Такое обоюдное использование современных беспилотников во время боевых действий случается едва ли не впервые в истории локальных войн и вооруженных конфликтов.

 

Начиная с 2014 года в небе Донбасса, кроме простейших самодельных коптеров, фиксировали новые беспилотные авиационные комплексы (БПАК) различных классов отечественного и иностранного производства и серийные образцы, которые есть на вооружении армии Российской Федерации

 

Безусловными преимуществами беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) являются малые размеры, низкое радиолокационное, инфракрасное и акустическое излучение, что значительно усложняет их обнаружение и уничтожение. К тому же использование БПЛА намного дешевле и безопаснее, чем самолетов и вертолетов.

 

В начале антитеррористической операции на вооружении украинской армии находились БПАК тактической разведки ВР-2 «Стриж» (с БПЛА Ту-141) и ВР-3 «Рейс» (с БПЛА Ту-143), разработанные в СССР в 70-80 годах прошлого века (в 2014-м их еще активно применяли). Однако, российско-оккупационные войска развернули в захваченных районах Донецкой и Луганской областей современные системы ПВО и РЭБ, установив над этими территориями бесполетную  зону и закрыв ее от аэроразведки. Поэтому в 2015 украинской армии пришлось отказаться от дальнейшего использования в районе проведения АТО не только боевой авиации, но и морально и технически устаревших беспилотных комплексов.

 

В то время у оккупантов все чаще стали появляться передовые БПАК, конечно же, российского производства, которые активно вели разведку, корректировали огонь артиллерии и выполняли задачи РЭБ. Такие, как, например, «Леер» с БПЛА "Орлан-10», в 2012 году принят на вооружение сухопутных войск Российской Федерации. Кстати, по информации российских интернет-ресурсов, оборонное ведомство страны лишь в течение 2009-2010 годов потратило на программу разработки беспилотников около 170 млн долларов.

 

В Украине первые частные компании по производству БПЛА созданы в 2014-2015 годах. Их учредителями стали выходцы из авиамодельного спорта, предприниматели и волонтеры. Следует отметить, что в 2013 году специалисты Центрального научно-исследовательского института вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины (ЦНИИ ВВТ ВСУ) совместно с Государственным научно-исследовательским институтом авиации разработали первое тактико-техническое задание для беспилотного авиационного комплекса тактического класса (бригадного уровня) для потребностей наших ВС. С тех пор военные ученые разработали около десяти тактико-технических задач для беспилотных авиационных комплексов всех классов - от БПАК класса «микро» до  ударных стратегических комплексов. Поэтому сегодня перед отечественными производителями, которые начинают работу над новыми образцами БПЛА военного назначения, ставят конкретные требования по их тактико-технических характеристикам. К примеру, беспилотник-разведчик «поля боя» должен непрерывно находиться в воздухе не менее 2 часов, скрыто вести качественную фото- и видеосъемку как днем, так и ночью на минимально безопасной для себя высоте, которая гарантирует сохранность от поражения стрелковым оружием и зенитно ракетными и артиллерийскими средствами противовоздушной обороны, передавать полученную информацию в режиме реального времени на определенное расстояние.

 

Интересно, что благодаря наработкам военных ученых предварительно оценить результаты работы производителей, в том числе и зарубежных, возможно даже до начала испытаний БПАК.

 

- В ЦНИИ ВВТ ВСУ разработан ряд методик по всесторонней оценке коэффициента технического совершенства перспективных и существующих беспилотных авиационных комплексов, в частности относительно определения летно-технических характеристик, целевой нагрузки и других. Оценка базируется на математических методах и проводится по более чем 70 параметрам. Это позволяет предварительно определить технический уровень образца к проведению испытаний и предоставить руководству Минобороны предложения относительно целесообразности проведения дальнейших испытаний на полигонной базе ВС Украины, - отметил временно исполняющий обязанности начальника научно-исследовательского отдела развития авиационной техники и вооружения научно-исследовательского управления развития вооружения и военной техники Воздушных Сил ВС Украины ЦНИИ ВВТ ВСУ подполковник Андрей Зирка.

 

Учитывая характер боевых действий на Донбассе, особенно востребованы разведывательные беспилотники, которые по масштабу действия классифицируются как «поля боя», «малые тактические» и «тактические» с соответствующими пространственно-временными показателями их применения. Такие БПЛА выполняют задания разведки (передают в любое время суток информацию в режиме реального времени, осуществляют фото- и видеосъемку), корректируют огонь артиллерии и помогают в оценке результатов огневых ударов. Сейчас во всех механизированных и артиллерийских бригадах украинского войска, выполняющие боевые задачи на востоке страны, созданы специальные подразделения, оснащенные БПАК.

 Сейчас достаточно эффективно работают на победу над врагом разведывательные БПАК ( «поля боя») отечественного производства, например, такие, как А1-С «Фурия», Spectator-М, «Мара-2М», «Аист-100», польский БПАК Fly Eye и ближайший по своим ТТХ к «тактическим» украинский БПАК PD-1. Подсистема передачи данных последнего обеспечивает значительный радиус действия, в том числе в глубине построения обороны противника.

В Украины также начата разработка ударных БПАК. Такие комплексы требуют установки на них сложных систем прицеливания и наведения, а также, учитывая небольшую массу самого летательного аппарата, разработки специальных боеприпасов. Нужно понимать, что из-за малой боевой нагрузк  такие беспилотники можно использовать только для решения специальных задач. В последнее время приобретают популярность ударные БпЛА- «камикадзе» одноразового действия. Таков, например, БПЛА Warmate совместной разработки польской компании WB Electronics и ОАО «ЧеЗаРа». Радиус действия и боевая нагрузка такого аппарата позволяет поражать определенные цели на линии боевого соприкосновения и в ближний глубине построения порядков противника. Наведение беспилотника на цель оператор осуществляет с переносного пульта управления.

В рамках научно-технического сопровождения создания беспилотных авиационных комплексов специалисты ЦНИИ ВВТ ВСУ установили тесное сотрудничество со всеми разработчиками и производителями таких комплексов в Украине. Кстати, сейчас в стране подобных предприятий не менее десяти. Повышению эффективности сотрудничества способствует работа ученых в районе проведения АТО в военных подразделениях, где непосредственно проходят подконтрольную эксплуатацию беспилотные авиационные комплексы.

 Именно в боевой обстановке, в условиях воздействия вражеских средств РЭБ возможно объективно оценить способность БПАК выполнять задания. Кроме того, они постоянно осуществляют мониторинг мировых тенденций развития беспилотных авиационных комплексов, анализ технических решений, применяемых в БПАК зарубежного производства, в том числе, на вооружении у противника.

Накопленный таким образом опыт впоследствии трансформируется в конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию собственной беспилотной техники, а также методов борьбы с вражескими БпЛА.

Например, по статистике, с начала проведения АТО подразделениями украинской армии с помощью стрелкового оружия и зенитно-ракетными и артиллерийскими средствами противовоздушной обороны сбили уже более 70 БПЛА противника.

Правда, на практике выявить и уничтожить таким образом беспилотник довольно трудно. Альтернативой уничтожения беспилотного аппарата является препятствование выполнению его задач путем подавления средствами РЭБ командного радиоканала, по которому оператор им управляет, и сигналов навигационной системы самого БПЛА. И наоборот, необходимо позаботиться о создании закрытого канала управления на своих беспилотниках, чтобы обезопасить их от аналогичного действия вражеских средств РЭБ.

В целом же успешный опыт применения БПЛА в районе проведения АТО свидетельствует о перспективности дальнейшего развития этого вида военной техники, без которого сегодня уже невозможно представить Вооруженные Силы Украины.



Добавьте статью в закладки
Facebook! Twitter


 

Добавить комментарий



hiat.gif

hiat.gif

zodiac.jpg

 

Крайнее в разделе