19.09.17 

Image«Внимание! Пожар! »

Бортинженер: «Пожар на первом двигателе».

Командир «Отключить 1-й двигатель, закрыть пожарный кран, включить систему пожаротушения».

Бортинженер: «Выключаю 1-й двигатель, закрываю пожарный кран, включаю 1-ю очередь системы пожаротушения».

«Пожар ликвидирован». Полет продолжается на трех двигателях

 

- Вот так, не поднимаясь в воздух, я отработал на комплексном тренажере алгоритм действий в случае пожара на одном из двигателей, - рассказывает полковник А., который приехал в Николаев переучиваться на новый тип самолета - Ил-76МД.

 

- На этом тренажере я налетал более 18 часов. Да, это похоже на игру, не всегда полностью соответствует реальным ощущениям. Но это хорошая возможность отработать свои действия до автоматизма, чтобы во время реального полета быть готовым ко многим форс-мажорам.

 

В военной части, в Николаеве, на тренажерах и в учебных классах ежегодно около 500 авиационных специалистов Воздушных и Военно-Морских Сил, Сухопутных войск, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии и других силовых структур Украины проходят переподготовку и повышают квалификацию. Кроме того, с 2016-го курсанты 5-го курса Харьковского национального университета ВС обязательно перед выпускной летной практикой проходят в части теоретическую и тренажерную подготовку, в которую вовлечены николаевские летчики-инструкторы.

 

Комплексный тренажер КТЛ-32 - это кабина пилотов самолета Ил-76МД со всеми приборами и органами управления, а также расположена отдельно кабина штурмана, макет взлетно-посадочной полосы, координатор по видеокамерой и рабочее место инструктора. На тренажере можно осуществить «полет по прямоугольному маршруту» и «полет в зону», «заправить самолет» горючим, «забросить груз» на борт и отработать полет по маршруту на десантирование. Однако для большей реалистичности тренажер воспроизводит шумы запуска и работы двигателей, выпуска-уборку шасси и в зависимости от условий «полета» - качание кабины. Также визуально отображается внекабинное пространство в районе взлетно-посадочной полосы аэродрома, линия полета или линия горизонта.

 

- На нашем «Ил-76» тренируются не только те, что переходят на новый тип авиатехники, - рассказывает начальник группы обслуживания тренажеров (КТЛ-32, КТЛ-21) капитан Николай Касаткин, - но и курсанты Харьковского национального университета ВС, и специалисты экипажей гражданской авиации. Приезжают также иностранцы, в частности из арабских стран и стран Африки, чтобы налетать часы для получения соответствующего допуска к полетам.

 

Впрочем настоящей гордостью Центра является КТЛ-21. Это современный с тренажеров заведения. Он способен по-настоящему воссоздать боевой вылет. Но только виртуально. Пилоты истребителя МиГ-29 могут потренироваться в уничтожении воздушных и наземных целей и даже выполнить фигуры высшего пилотажа, например петлю Нестерова. Также в составе тренажера есть рабочее место второго летчика. Поэтому можно отрабатывать боевые задачи в составе пары.

 

- Все имеющиеся тренажерные комплексы нам дают возможность отрабатывать отдельные элементы летной подготовки и боевого применения, - говорит командир воинской части полковник Александр Абрамчук, - а вот потренироваться в перехвате воздушной цели, пусках ракет в виртуальной среде или бомбометании поможет только КТЛ-21. Это значительно дешевле и безопаснее, чем учиться на настоящей технике. И даже в странах-членах НАТО сегодня движутся путем перевода учений из реальной в виртуальную среду.

 

У них соотношение реальных и смоделированных учений 50:50. Прогнозируют, что в будущем ситуация будет меняться в сторону увеличения доли именно виртуальных мероприятий с учетом необходимости экономить средства на военные расходы. Такой подход актуален и в Украине. Надеюсь, что в будущем наш центр станет частью единого виртуального поля боя ВС Украины.

 

В то же время здесь убеждены, что только на виртуальных воздушных поединках не подготовишь хорошего летчика. Нужна практика. Поэтому не меньше внимания во время переподготовки уделяют практическим занятиям на самолетах-тренажерах Су-24М, Су-25, МиГ-29 и Ил-76. Это обычные самолеты. Здесь слушатели имеют возможность ознакомиться с оборудованием и строением летательных аппаратов, которые сегодня эксплуатируют в авиационных частях Вооруженных Сил Украины. Проходят в Николаеве обучения, тренировки и переподготовку и офицеры боевого управления и личный состав групп руководства полетами.

 

- На тренажно-моделирующем комплексе «Репитер» у нас тренируются руководители полетов, руководители ближней зоны, дальней зоны, зоны посадки, штурманы наведения и другие, - рассказывает старший летчик-инструктор летно-методического отделения полковник Игорь Олейник.

 

- В 2008 году для повышения качества подготовки «Репитер» частично переоснастили на новую компьютерную базу типа тренажно-имитируемого комплекса «Вираж-Т». Это позволило уменьшить в десять раз энергозатраты в его эксплуатации, увеличить перечень задач для подготовки, оперативно изменять навигационно-тактическую обстановку непосредственно во время выполнения тренировки.

 

Однако перед тем, как сесть за штурвал тренажера или начать управлять полетами, слушатели вспоминают свои годы учебы в вузах, садясь снова за парты. Для теоретической подготовки в части оборудованы учебные и специализированные классы, где есть и стендовые комплексы, натурные макеты. Здесь знакомятся со строением и принципами работы авиационных двигателей, средств поражения, радиоэлектронного и авиационного оборудования, различных станций, комплексов или систем.

 

К инструкторско-преподавательскому составу - особые требования. Он формируется в основном из специалистов  строевых частей. В Центре служат уникальные инструкторы, которые имеют более десятка освоенных типов самолетов.

- Наши преподаватели не только имеют большой практический опыт эксплуатации авиатехники, - продолжает Александр Абрамчук. - Не менее важное - умение передать необходимые знания и опыт. Также постоянно идет работа по анализу и обобщению опыта применения авиации в боевых условиях.