Крылья - авиация в Украине:    Главная | ФОРУМ | Фотогалерея | Видео | Продажа авиатехники
Главная arrow Статьи arrow Статьи - Военная авиация arrow ПАНы - глаза авиации
ПАНы - глаза авиации
31.10.17 
ImageРабота авианаводчиков - одна из самых опасных. Ведь они работают как можно ближе к позициям противника, кроме того, могут попасть под огонь своих войск.

  Майор Руслан Ткачук считает один из июньских дней 2014-го своим вторым днем ​​рождения. Тогда во время одного из боев украинские подразделения понесли существенные потери. Впрочем авианаводчику Ткачуку удалось выжить, хотя он находился в каких-то 500 метров от позиций врага

- Я как раз находился в первом эшелоне, мой наблюдательный пункт находился в лесополосе, с которой хорошо видно врага, а тот, скорее всего, видел меня, ведь постоянно вокруг свистели пули, - рассказывает офицер.

- Да и бегал, как заяц, туда-сюда, чтобы определить координаты цели. Так что в подразделении не было должности корректировщика огня артиллерии, то приводил и авиацию, и артиллерию. Сначала била арта, я смотрел, куда она наносит удары, и докладывал, были ли они точные. Когда должны были прилететь вертолеты, давал отбой артиллерии и приводил авиацию. В тот день мы врага уничтожили ...

 

Руслан Ткачук, рассказывая об этом случае, точно описал суть работы авиационного наводчика. Он должен точно указать экипажу самолета или вертолета координаты цели и, по возможности, характерные наземные ориентиры, которые помогут летчику узнать цель, уничтожить ее, одновременно стараясь не задеть свои войска, задействованные в боевой операции. Кроме того, передовые авианаводчики, или сокращенно ПАНы, помогают командиру принять правильное решение по использованию авиации.

Примерный алгоритм работы таков: авинаводчика доставляют как можно ближе к точке нанесения удара. Это должно быть место, где можно надежно замаскироваться и с которого удобно наблюдать за противником и действиями своих войск и авиации. Лучше всего подходят холмы или высоты. Чтобы повысить оперативность и надежность взаимодействия, у авианаводчика должен быть надежный канал связи с командным пунктом.

Находясь на посту, передовой авианаводчик с помощью оптических средств наблюдения или визуально определяет координаты цели, которую нужно уничтожить, передает летчику необходимую информацию и команды. Для этого он использует радиосвязь или различные условные сигналы с помощью трассирующих, зажигательных или дымовых средств, сигнальных ракет, полотнищ и тому подобное.

Стоит отметить, что ПАНы и общевойсковые авианаводчики выполняют разные функции. Так, первые имеют право не только сообщать летчику координаты цели, они могут давать команды наведения. Авианаводчик не имеет такого права. Он только информирует о местонахождении цели относительно выбранного ориентира или себя. А дальше летчик действует самостоятельно.

Если в начале военных действий на Востоке Украины авианаводчики приводили авиацию на цели, то после подписания Минских договоренностей в районе проведения АТО они выполняют только задачу по выбору места и обеспечения посадки вертолетов, доставляющих грузы на передовую и проводят медицинскую эвакуацию.

 

Факты из истории

 

Первыми авианаводчиками можно назвать корректировщиков огня артиллерии времен Первой мировой войны, когда появилась авиация. В 1943 году из списанных пилотов создали маленький подразделение, которое могло приводить и давать указания авиации, но тогда только бомбардировочной.

 

Наиболее востребованными авианаводчики были во время войны в Афганистане в 1979-1989 годах. Именно тогда появилась ощутимая потребность в офицерах, которые могли бы управлять ударной авиацией и вертолетами непосредственно с земли. Таких специалистов на весь контингент советских войск в Афганистане было примерно 30 человек. Их постоянно бросали в горячие точки.

 

Среди авинаводчиков было много раненых, ведь противник всегда пытался вычислить местоположение ПАна и уничтожить его, уменьшив тем самым эффективность ударов авиации.

 

Международный опыт

 

В отличие от Вооруженных Сил Украины в армиях некоторых стран - членов НАТО, в частности США и Великобритании, действуют целые подразделения передовых авианаводчиков. Они комплектуются сержантами с высшим образованием, которые заключают пятилетний контракт. Через год подготовки они уже готовы участвовать в небольших операциях, а через три года способны приводить авиацию на цель при любых условиях.

 

Штатные авианаводчики есть в подразделениях армейской авиации Сухопутных войск, с 2014 они появились и в Воздушных Силах. Их назначают из самых подготовленных авиационных специалистов, в основном офицеров боевого управления, которые в совершенстве знают, как работает авиация.

 

Готовят ПАНов в одном из центров подготовки авиационных специалистов, где они проходят теоретический и практический курсы обучения.

 

- Мы обучаем их, общем порядке работы авианаводчика, действиям в различных ситуациях, когда приходится работать в отрыве от основных сил, - объясняет старший преподаватель-инструктор подполковник Павел Джебженяк.

- Учим читать карты, ориентироваться на местности, использовать подручные средства, правильно наводить авиацию для выполнения боевой задачи, но одновременно сохранить жизнь свою и летчика.

После сдачи экзамена по теории авианаводчики выходят тренироваться на полигон. В первый день они ищут и выбирают ориентиры на местности с помощью карты и оптических средств наблюдения, определяют их координаты. Инструктор фиксирует, сколько времени офицер потратил на выбор места для наблюдения и ориентиров и насколько правильно он это сделал. На следующий день определяется определенная цель, например, черное пятно на холме - условный дот противника. Авианаводчику предстоит сдать заявку, вызвать авиацию и, предоставив летчику правильные координаты или направление, навести самолеты на определенную цель.

Согласно Курса боевой подготовки офицер должен выполнить 10 таких наводок под руководством инструктора. После контрольного наведения с инструктором выполняется самостоятельное наведения. Последнее упражнение - это выбор места посадки вертолета. Авианаводчик должен уметь выбрать место, предоставить координаты, обозначить (подсветить) площадку, показать направление ветра не только с помощью радиостанции, но и без нее, используя руки, носовой платок, ленту и другие подручные предметы.

 



Добавьте статью в закладки
Facebook! Twitter


 

Добавить комментарий



hiat.gif

hiat.gif

zodiac.jpg

 

Крайнее в разделе