11.12.17 
О реалиях и перспективах обеспечения украинской армии беспилотными авиакомплексами и проблемах, с которыми сейчас сталкиваются отечественные производители этой техники
 

В начале антитеррористической операции на вооружении украинской армии находились беспилотные авиационные комплексы (БПАК) тактической разведки ВР-2 «Стриж» (с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) Ту-141) и ВР-3 «Рейс» (с БПЛА Ту-143), разработанные в СССР в 70-80-х годах прошлого века (в 2014-м их еще активно применяли). Однако российско-оккупационные войска развернули в захваченных районах Донецкой и Луганской областей современные системы ПВО и РЭБ, установив над этими территориями бесполетную зону. Поэтому в 2015 украинской армии пришлось отказаться от использования в районе АТО не только боевой авиации, но и морально и технически устаревших беспилотных комплексов

 

В то время в нашей армии была острая потребность в современных беспилотных аппаратах и комплексах. В обществе это подняло настоящую волну энтузиазма, направленного на закупку, изготовление и передачу беспилотников в армейские подразделения волонтерами и спонсорскими организациями, а также способствовало налаживанию производства БПАК на отечественных предприятиях. В Украине первые частные компании по производству БПЛА были созданы в 2014-2015 годах.

 

На сегодня в стране разработан ряд концептуальных документов, определяющих количественную потребность войска в этом виде военной техники и определенные требования к беспилотным комплексам различного класса. В частности, это Концепция оснащения Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами на период до 2025 года и Государственная целевая программа развития вооружения и военной техники на период до 2020 года.

 

Очевидно, что когда речь идет об оснащении Вооруженных Сил беспилотными системами, то по их качеству и количеству можно судить о технологическом уровне армии. Например, по словам директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца, на вооружении американской механизированной бригады «среднего» типа «Страйкер» (Stryker Brigade Combat Team) находится около 50 БПАК. Из них три тактические (типа RQ-7 Shadow), остальные - «поля боя» (RQ-11 Raven). То есть беспилотный комплекс есть почти в каждом подразделении бригады. И если этот показатель внедрения беспилотных технологий спроецировать на Вооруженные силы в целом, то общая цифра поражает.

 

Понятно, что для украинской армии количественная потребность в БПЛА значительно скромнее. Упор делают на создании (или закупки) беспилотников, которые по масштабу задач классифицируют как «поле боя», малые тактические и тактические с соответствующими пространственно-временными показателями их применения. В районе АТО они успешно выполняют задачи разведки, корректируют огонь артиллерии и помогают оценивать результаты огневых ударов. Сейчас во всех механизированных и артиллерийских бригадах украинского войска, выполняющих боевые задачи на востоке страны, созданы специальные подразделения, оснащенные БПАК. В частности разведывательными беспилотниками ( «поле боя») отечественного производства, такими, как А1-С «Фурия», Spectator-М, «Мара-2М», «Аист-100», польским БПАК Fly Eye, а также отечественным БПАК PD-1 , который ближе по своим ТТХ к тактическим. Подсистема передачи данных последнего обеспечивает значительный радиус действия, в частности в глубине обороны противника.

 

Интересно, что в соседней Польше до 2020 года планируют иметь в армии около 60 комплексов различного класса. К тому же треть из них - это тактические и выше классом комплексы, которые должны обеспечить способность в осуществлении разведки на расстоянии, которая превышает 100 км. Именно на это и направлены главные усилия их конструкторов.

 

Кстати, по мнению военного эксперта, в ближайшее время такие БПАК также могут быть актуальными и для нашей армии. Ведь определенные успехи в создании ракетного комплекса с корректируемой боеприпасом отечественного проекта «Ольха» побуждают уже сейчас задумываться над разработкой соответствующих средств, обеспечивающих осуществление разведки и анализа целей на расстояниях более 100 км.

 

- Сейчас украинское войско обеспечивают беспилотными комплексами из трех источников. Речь идет о производстве их отечественными частными компаниями, закупку комплексов зарубежного производства и по волонтерским проектам, - пояснил Сергей Згурец. - На сегодняшний день еще не утвержден государственный оборонный заказ, поэтому ни одно государственное и частное предприятие не знает, каким образом они будут загружены в следующем году. Невозможность заранее планировать свою работу является существенной проблемой, особенно для частных компаний. Возможно, именно поэтому их количество ежегодно уменьшается. В частности, в 2015-м разработкой беспилотных комплексов занималось около 50 отечественных частных предприятий, а сейчас их осталось только десять. К тому же половина из этих компаний уже переориентировалась на производство беспилотников для гражданского применения и думает о выполнении экспортных заказов. Вторая половина компаний, по-прежнему ориентируется исключительно на внутренний рынок и готова и в дальнейшем работать с Минобороны. Правда, сейчас они способны удовлетворить лишь часть от потребности войска.

 По словам специалиста, эффективность использования авиационных комплексов в войсках прежде всего зависит от обученности их операторов и тактики применения. Нередко бывает так, что командиры подразделений, за которыми закреплено беспилотник, нечасто его используют, ведь аппарат не является дешевым, поэтому они и опасаются ответственности за его повреждение или утрату. В свою очередь директор компании «НПП« Атлон Авиа » Артем Вьюнник отметил, что нынешний контракт с оборонным ведомством компания почти выполнила. По его условиям, осталось до конца текущего года поставить в войска еще один комплект БПАК А1-СМ «Фурия». Поэтому уже сейчас встает проблема по планированию дальнейшей загрузки производственных мощностей и распределения полученных доходов.

В компании, которая с 2014 года работает только в интересах силовых структур Украины, отсутствие утвержденного оборонного заказа вызывает серьезное беспокойство. Ведь, без преувеличения, речь идет о дальнейшем существовании предприятия. Это, кстати, касается и других отечественных компаний, работающих на рынке беспилотных технологий.

 А еще Артем Вьюнник озабочен тем, что пока не заключено ни одного договора на ремонт или закупку компонентов для поддержания боеспособности БПАК «Фурия», которые находятся на подконтрольной эксплуатации. Средства для этого не предоставляют, так как этот образец БПАК пока не принято на вооружение. Поэтому в текущем году почти прекратилась подконтрольная эксплуатация БПАК «Фурия», который поставлен в Вооруженные Силы в конце 2015 года.

 Еще одной проблемой, на которую обратил внимание руководитель отечественной компании - производителя БПАК, является то, что украинские предприятия, которые за свой счет производят образцы военной техники для нашей армии, в соответствии с утвержденным Порядком поставки вооружения, военной и специальной техники на особый период, введение чрезвычайного положения и в период проведения антитеррористической операции, от самого начала попадают в неравные условия с иностранными производителями.

В частности, решение о принятии их изделий на вооружение принимают по результатам подконтрольной эксплуатации и государственных испытаний, тогда как для образцов иностранного производства основанием для этого являются результаты осуществления подконтрольной эксплуатации и определяющих ведомственных испытаний. Это значительно проще, ведь очевидна разница между государственными (осуществляет государственная комиссия с целью определения соответствия характеристик и свойств образца требованиям национальных стандартов и других нормативных документов, действующих в Украине) и определяющими ведомственными (осуществляет комиссия госзаказчика для определения значений характеристик образца военной техники с установленными значениями показателей точности и достоверности) испытаниями.

В конце напомню, что за все то время, что проходит АТО, на вооружение приняли только один образец БПАК, причем иностранного производства. Не вызывает сомнения то, что поставленные проблемные вопросы требуют внимательного изучения и решения. Кто знает, не станут ли они большим камнем преткновения на пути того небольшого количества отечественных производителей, которые еще остаются на этом рынке ...