11.12.17 
ImageВоздушные Силы закупят новые защитные средства для наших летчиков, вдвое легче и дешевле российских аналогов

 

Мало кто знает, что защитный шлем пилота тактической авиации стоит около 10 000 долларов США. Цена действительно большая. Однако, как утверждают специалисты, обоснованная. Ведь военное летное снаряжение - довольно специфический и высокотехнологичный товар, имеющий свой ограниченный рынок. Во время его изготовления используются дорогие современные материалы и технологии, а вся продукция проходит строгий контроль качества на всех этапах производства

 

В Украине такое снаряжение не производят. Наладить производство реально, однако - невыгодно. Ведь начинать такое дело «с нуля» - слишком дорогое удовольствие. Требуется сложное и дорогостоящее оборудование, а также сертификация по международным стандартам. При незначительных объемах заказов такое производство будет убыточным, а продукция даже дороже импортной.

 

Сегодня Воздушные Сил ищут новые пути решения проблемы обеспечения украинских летчиков новым современным обмундированием. Поскольку то, что осталось в наследство от советской эпохи до сих пор находится на вооружении исчерпало все возможные ресурсы. В частности, речь идет о таких важных элементах системы жизнеобеспечения летчика, как защитный шлем (ЗШ) и авиационные кислородные маски.

 

- Большинство изделий, которыми пользуются наши летчики, принадлежат к поставкам 1990-1991 годов. Срок их эксплуатации приближается к максимуму, который мы смогли продолжить - 28 лет (!) вместо заложенных изначально шести, - рассказывает старший инженер отдела эксплуатации авиационного оборудования подполковник Олег Наумук.

 

Еще недавно авиаторы вынуждены были закупать необходимое снаряжение на российских предприятиях, однако параллельно искали другие варианты. Критерии поиска были таковы: европейская или американская продукция эксплуатируется на аналогичных нашим типам летательных аппаратах и которая без проведения комплексных испытаний могла бы использоваться нашими летчиками. Альтернативу нашли во Франции.

 

- Наши летчики уже ознакомились с характеристиками нового снаряжения. Одно из основных преимуществ защитного шлема LA 100 французского производства, которую отмечают наши летчики, - вес. Если российский аналог ЗШ-7 весит около двух килограммов, то «француз» - вдвое меньше. А это значит, что в случае катапультирования, когда перегрузка достигает более 20 g, нагрузка на шейный отдел позвоночника летчика составит уже не 40, а 20 килограммов, что существенно снижает вероятность травмирования, - объясняет подполковник Олег Наумук. - Несмотря на малый вес, этот шлем достаточно прочный, ведь изготовлен из арамидно-углеродного волокна. Он с легкостью выдерживает скоростной напор, возникающий при катапультировании на скорости до 800 км / ч, и способен защитить голову летчика от осколков и действия высоких температур.

 

Новый шлем имеет модульную конструкцию, позволяющую в зависимости от задач размещать на нем разнообразное легкосъемная оборудования. Это могут быть системы целеуказания и индикации, очки ночного видения и различные светофильтры.

 

В комплекте со шлемом пойдет также совместима с ним кислородная маска UA21S производства французской компании Ulmer Aeronautique. Маска вместе с кислородным оборудованием самолета обеспечивает летчика кислородом при выполнении высотных полетов и в случае аварийного покидания самолета.

 

До конца этого года украинские авиаторы получат комплект конечного варианта снаряжения, которое протестуют и определятся с точным количеством комплектов для закупки.

 

- Сейчас потребность для тактической авиации - несколько сотен комплектов. Далее рассмотрим целесообразность закупки этого снаряжения и для учебно-тренировочных самолетов, - отмечают в командовании Воздушных Сил.

 

Окончательную цену на новое снаряжение озвучат позже. Однако, как уверяют военные, она будет существенно меньше аналогов производства РФ.

 

Американское снаряжение адаптируют для нашей авиации

 

На одном из военных аэродромов состоялась очередная рабочая встреча представителей Воздушных Сил ВС Украины со специалистами из авиационного оборудования из США. Стороны обсудили варианты приведения к совместимости кислородного оборудования и оборудования связи различных типов самолетов ВС с гермошлемами, которые в декабре 2015 года американская сторона предоставила как материально-техническую помощь.

 

- Для того, чтобы использовать американские защитные шлемы (ЗШ) и кислородные маски, их необходимо сначала адаптировать под наши типы воздушных судов. Например, в ЗШ нужно установить компенсаторы натяжения кислородной маски, а в кислородных масках заменить дополнительные клапаны и патрубки. Также нужно заменить радиогарнитуру. Провести такую модернизацию в Украине пока невозможно, поэтому мы работаем над решением этого проблемного вопроса вместе с нашими западными партнерами, - комментируют специалисты Воздушных Сил ВС Украины.

 

На встрече присутствовал также представитель американской компании-производителя гермошлема, который предложил вариант модернизации, что уже ранее был успешно реализован в Республике Сербия. Тогда удалось достичь совместимости американского обмундирования с сербскими самолетами с помощью специальных переходников. Американская сторона пообещала учесть все пожелания украинских авиаторов и в кратчайшие сроки представить окончательный вариант модернизации оборудования. Все работы по модернизации будут выполнены для Украины бесплатно.

Защитные устройства с дополненной реальностью

Современные шлемы военных летчиков - невероятно сложные и дорогие устройства, возможности которых иногда являются фантастическими. С их помощью пилоты могут смотреть сквозь самолет, летать без приборов и атаковать цель взглядом.

 

Image«Божье око» для F-35

Такое нескромное неофициальное название имеет разработанный американской компанией Rockwell Collins шлем Gen III, созданный специально для новейшего истребителя F-35 Lightning II. Его стоимость тоже «космическая» - 400 000 долларов (!). На сегодня это наиболее технологически совершенный шлем, который когда-то создавали инженеры. Gen III до отказа напичкан электроникой и различными датчиками, благодаря которым пилот может даже смотреть «сквозь» обшивку самолета, как будто самолет изготовлен из прозрачного стекла. Для этого шлем считывает данные от шести электрооптических сенсоров, установленных на обшивке истребителя, и проецирует термальное изображение на визор шлема. Если есть задача выбрать цель на земле, оборудования сразу зафиксирует ее, причем менее чем за 5 секунд. А движением глаз пилот может приводить ракеты на цель .На экран шлема можно вывести как всю информацию, так и отдельные показатели вроде высоты, скорости, курса. Gen III оборудован и встроенным прибором ночного видения. Каждый шлем подгоняют под индивидуальные анатомические особенности пилота. Для этого техники сканируют голову летчика, отмечая все особенности черепа, чтобы готовый шлем точно подходил конкретному человеку.

ImageБританский «нападающий» - Striker II

Высокотехнологичный шлем Striker II HMD британской компании BAE Systems используется пилотами истребителей Typhoon и Gripen. Хотя, как утверждают специалисты, система шлема может сочетаться с системами практически всех имеющихся военных самолетов, даже тех, которые имеют устаревшие аналоговые электронные дисплеи. Его электроника проецирует на передней щиток изображения от систем ночного видения, обнаружения и отслеживания целей и другой информации, позволяющей пилоту ориентироваться в условиях быстрых воздушных боев. Проектор обеспечивает практически нулевое задержание и четкое изображение в условиях любого освещения.

Striker II HMD имеет новую гибридную оптико-инерционную систему, которая контролирует положение головы пилота. Она позволяет компьютеру отследить, куда точно смотрит пилот, даже тогда, когда не срабатывает оборудования оптического отслеживания. Совместная работа вышеупомянутых систем гарантирует, что символы и изображения, которые проецируются на щиток, совпадает с направлением взгляда пилота. Это обеспечивает более высокую точность прицеливания и отслеживания захваченных целей.