21.02.18 

ImageОпыт боевых действий показывает, что военной авиации необходима широкая сеть современных военных аэродромов на всей территории страны, а также «запасные» аэродромы на отдельных участках автомобильных трасс.

С начала создания Вооруженных Сил Украины части военной авиации активно сокращались вместе с аэродромной сетью. Из почти 100 военных аэродромов, которые были в начале 90-х годов, на сегодня в Украине осталось около четверти. Но и они нуждаются в капитальном ремонте.

Когда началась российская агрессия в Крыму и на Востоке Украины, Командование Воздушных Сил ВС Украины столкнулось с тем, что на определенных направлениях для выполнения заданий в полном объеме авиации не хватало подготовленных аэродромов. Один из немногих аэродромов, который в начале лета 2014 года принял боевую авиацию, находился недалеко от города Днепропетровска (Днепр). В советское время здесь был военный аэродром истребительного авиационного полка, который использовался и гражданской авиацией. С начала нового тысячелетия аэродром стал сугубо гражданским. С тех пор его вспомогательные здания перешли в сферу управления Министерства инфраструктуры, а взлетно-посадочную полосу, диспетчерский пункт и здание радиолокационного ретранслятора ближнего маяка контролировала частная авиакомпания. В начале ноября 2015 Кабинет Министров Украины подписал распоряжение о передаче этого аэродрома из сферы управления Министерства инфраструктуры и авиакомпании под контроль Министерства обороны Украины. Однако долгое время не по вине Вооруженных Сил это решение не исполнялось.

- На сегодня еще продолжаются судебные заседания, но я уверен, суд примет положительное решение, и вскоре аэродром и его инфраструктура будут возвращены оборонному ведомству, - говорит начальник инженерно-аэродромного управления логистики Командования ВС полковник Павел Яворский. - Это действующий аэродром, и средства, необходимые на его содержание, относительно невелики. Гораздо больше придется потратить при возвращении в государственную собственность аэродромов, которые длительное время не эксплуатировались.

Анализ опыта боевых действий показывает, что военной авиации крайне необходима широкая сеть современных аэродромов на всей территории страны. Поэтому уже с 2015 года специалисты Воздушных Сил начали «возвращать в строй» те из них, которые военные много лет назад передали в коммунальную собственность местных органов самоуправления. Теперь ежегодно восстанавливают по несколько таких аэродромов. Сначала возвращается авиационная комендатура, техника, оборудование. Затем специалисты восстанавливают взлетно-посадочную полосу, здания, казармы, устанавливают современную аппаратуру. За несколько месяцев еще недавно «мертвый» аэродром оживает и принимает транспортники, истребители, штурмовики, учебно-тренировочные самолеты. Так было, например, в 2016 году в Чернигове и в 2017 году в Умани. Есть соответствующие планы и на текущий год.

Даже самый прочный аэродромный бетон - не вечен, а летные поля государственной авиации Украины капитально не ремонтировались со времени своего создания. Несколько лет назад было принято решение о качественном улучшении государственных аэродромов. В качестве пилотного проекта был выбран военный аэродром в Озерном (Житомирская область). По предварительным расчетам, это будет стоить 700-800 млн грн. Уже началась разработка проектной документации. Планируется, что уже осенью начнется непосредственная реконструкция аэродрома.

Еще в конце 2015 года Советом национальной безопасности и обороны Украины было принято решение о восстановлении и создании аэродромных участков дорог оборонного значения. Это решение утверждено Указом Президента Украины.

- Со своей стороны мы должны определить участки автомобильных трасс, которые в дальнейшем будут играть роль «запасных» аэродромов, и разработать технические требования к каждому из них, - говорит полковник Павел Яворский. - На сегодняшний день уже определены такие участки, подготовлен проект соответствующего постановления Кабмина. Дальше - дело Министерства инфраструктуры. Нюанс заключается в том, что сегодня почти все основные автомобильные дороги Украины строятся, ремонтируются и обслуживаются только после концессионного конкурса. Концессионеры - известные международные корпорации. Бесспорно, они имеют возможность подготовить участок автотрассы, которая будет использована как аэродром. Но это нужно заранее обсудить, выделить на работы средства.

Во времена независимости Украины только однажды, в начале 2000-х, пара истребителей МиГ-29 приземлялась и взлетала с участка автомобильной дороги. Хотя в советское время на территории нашего государства было определенное количество таких участков, на сегодня все они нуждаются в ремонте и реконструкции. Во время практической фазы учений «Небесный щит-2016» самолеты МиГ-29 и Су-24М успешно осуществили имитационную посадку на определенный участок автомобильной дороги сообщением Киев - Чоп, теперь пришло время для реальных посадок. Далеко не каждый отрезок автомобильной дороги может стать полевым аэродромом. Требования к ВПП довольно-таки жесткие: не менее 2,5 км идеальной дороги - участок ровный, без трещин, значительно выше, чем на обычной автостраде, несущая способность асфальта и тому подобное. Кроме того, на концах участка вдоль дороги должны быть расположены места для размещения самолетов и автомобилей обслуживания и обязательно - качественная объездная дорога. И это только несколько основных общих требований. Есть дополнительные требования к каждому конкретному участку, который в перспективе должен стать полевым аэродромом. Например, надо демонтировать рекламные щиты, перенести пешеходные переходы, убрать автозаправочную станцию.

Такие существенные улучшения аэродромов государственной авиации Украины проводятся впервые за четверть века. Поэтому есть основания надеяться, что через несколько лет украинская военная авиация получит качественно новую аэродромную сеть.

Виктор ГЕДЗ, «Народная армия»