09.04.18 

Некурортная служба в курортном городеВ Миргородском гарнизоне авиаторам не до отдыха

В своей военной судьбе мне почти 10 лет пришлось, а точнее - повезло, служить в отдаленных гарнизонах. Жизнь в них наполнена особой атмосферой: военные помогают друг другу и в службе, и в быту, ходят в гости без предупреждения, встречают вновь прибывшего, как новорожденного, а к следующему месту службы провожают всей большой гарнизонной семьей. Именно ностальгию по такой жизни почувствовал, когда получил задание на командировку в Миргородский гарнизона

Военные авиаторы - бренд курортного города

Основанный на рубеже XII-XIII веков как сторожевой пункт восточной окраины Киевской Руси, Миргород уже в 1576 стал центром реестрового казацкого полка. С тех пор за ним закрепилась слава полкового города. В 1812 году в Миргороде квартировал Северский драгунский полк, где служил основатель новой украинской литературы капитан Иван Котляревский. А после того, как в 30-е годы прошлого века здесь был построен аэродром, город связывает себя с военной авиацией.

- Мы свято чтим славное прошлое родного Миргорода, - отметил в разговоре городской голова Сергей Соломаха. - Но и гордимся тем, что у нас уже длительное время дислоцируются военные летчики. Бригада авиаторов - это в определенной степени бренд нашего города.

По словам Сергея Павловича, в части проходят службу немало коренных миргородцев. Кстати, у военных есть возможность воспользоваться уникальной диагностико-лечебной базой санаториев города, оздоровиться, не выезжая из Миргорода. Концерты звезд украинской эстрады, которые выступают в городском доме культуры, военнослужащие, как правило, посещают бесплатно.

- Мы не оставляем без внимания и проблемы жилищного фонда военных, - отметил мэр города. - Например, на этот год запланировали масштабную реконструкцию гарнизонных котельных, теплосетей и коммуникаций. На базе военного городка вскоре заработает первый в области пилотный проект по обустройству теплопунктов в каждом доме. Мы должны помогать военным еще и потому, что от части в городской бюджет ежегодно поступает разного рода налогов почти на 25 млн грн. Для нашего города это значительные средства.

«Не важно, где служить, главное - как»

С командиром бригады полковником Алексеем Захарчуком мы общались, когда он получил известие о своем переводе на новое место службы. И хотя по глазам офицера было видно, что ему не просто будет расставаться с подчиненными, с которыми достигал успехов в службе, которым доверял, как себе, Алексей Николаевич о неотвратимом говорил сдержанно.

- Я давно усвоил правило военного человека: все равно, где служить, главное - как, - делая ударение на последнем слове, отметил комбриг. - Поэтому приказ о назначении на новую должность воспринимаю как должное. Счастлив, что пришлось некоторое время командовать одной из лучших авиационных бригад наших Воздушных Сил - со своими традициями, высокой летной подготовкой и прекрасными людьми.

Полковник Захарчук признал, что прибыл в Миргород не на пустое место - предыдущие комбриги сформировали боеспособный коллектив, наладили эффективную систему повышения мастерства летчиков, немало внимания уделяли готовности техники к выполнению различных задач.

Комбриг заметил, что сегодняшняя подготовка молодых летчиков значительно лучше, чем в его офицерской молодости. За последние годы интенсивность полетов выросла в разы. Он рассказал, что, например, в 1999 году у него было три полета на Л-39 общей продолжительностью 1 час 30 минут. В 2000 поднимался в небо лишь дважды, поэтому имел годовой налет в 56 минут.

- Курсанты-выпускники прошлого года на стажировке выполняли полеты не только на учебных самолетах, но и на Су-27 и даже пускали ракеты, - не без гордости говорил о воспитанниках Харьковского национального университета Воздушных Сил командир бригады. - А это уже «без пяти минут» летчики второго класса.

В завершение разговора Алексей Николаевич посоветовал пообщаться со своим заместителем по летной подготовке полковником Александром Оксанченко, чтобы иметь представление о системности повышения профессионального мастерства авиаторов бригады.

Некурортная служба в курортном городеЗаботы военного летчика Украины №1

Прежде чем зайти в кабинет Александра Оксанченко, прокрутил в памяти информационные сообщения о его победных полетах на авиашоу последних лет - SIAF-2016 в Словакии, авиапоказ на Мальте, The Royal International Air Tattoo в Великобритании, International Airshow-2017 в польском городе Радом, Czech International Air Fest в Градец Кралове (Чехия).

Воздушный ас оказался удивительно искренним собеседником, изрядно болеющим за свой служебный участок - летную подготовку офицеров бригады. Уроженец Днепропетровщины Оксанченко В 1989 году окончил военное авиационное училище и начал офицерскую службу в том же учебном заведении летчиком-инструктором.

- Работа инструктора, хоть и ответственная и почетная, потому что приобщаешься к обучению курсантов, - но для совершенствования личного мастерства она не слишком благодарное дело. Другое дело, когда инструктором становится опытный первоклассный летчик, налетался вдоволь, - рассказывает Александр Яковлевич.

По воспоминаниям Оксанченко, во время его учебы из училища по разным причинам отчислили почти две трети курсантов - низкая дисциплина, ненадлежащее состояние здоровья, психологические проблемы, отсутствие мотивации и тому подобное. Сейчас же профотбор на летную специальность еще суровее, но отсев составляет в среднем 15%.

На стене кабинета полковника Оксанченко  находится немалого размера стенд графика летной подготовки офицеров бригады, который содержит 60 летных смен.

- На нем наглядно виден весь ход летной подготовки, на каком этапе находится тот или иной пилот, - объясняет Александр Яковлевич. - Вот напротив нашего старшего штурмана полковника Александра Мостового - сплошные зеленые фишки. Они означают, что он без перерывов выполняет летную программу. Красные фишки свидетельствуют о пропусках полетных заданий. Некоторым нужно будет восстановить навыки по технике пилотирования после длительных перерывов.

Восстановление - это обязательный этап летной подготовки для всех пилотов, которые из-за длительной командировки, учебных курсов или болезни пропустили плановое выполнение полетного задания.

- У меня как летчика первого класса после выполнения сложного пилотажа перерыв не должен превышать три месяца, - объясняет Александр Оксанченко. - Превысил срок - должен восстановить навыки в контрольном полете с инструктором, а затем возвращаться к плановым полетам. Это закон летной подготовки, который никому не позволено нарушать. Был случай, когда у нас один майор уволился, а через некоторое время вернулся на службу и начал восстановление навыков по полетам с инструктором и простых упражнений. Сейчас он снова в длительной командировке - изучает иностранный язык. Вернется и начнет все сначала.

По словам заместителя командира бригады, плохо, когда приходится восстанавливать навыки из-за нехватки горючего. Отсутствие керосина приводит не к его экономии, а к перерасходу - летчики выполняют контрольные полеты, а затем - плановые ...

Некурортная служба в курортном городеЕсли летчик не готов психологически к полету, никто не может заставить его лететь

Перед тем, как подняться в небо, каждый летчик бригады проходит предварительную подготовку, в которую входят постановка задач на полеты, изучение соответствующих документов и конкретной задачи, прокладка маршрута, мишеневого поля, занятия на тренажере и тому подобное. Особым пунктом считается психологическая подготовка летчика к полету.

Эту тему поднял с офицерами бригады том, что не так давно во время посадки самолета возникла проблема с основной стойкой. Авиаторы действовали уверенно, хладнокровно, техника не претерпела повреждений. Стойку теперь обследуют специалисты ремонтного предприятия.

- Этот случай никак не повлиял на полетную подготовку, а тем более - на психологическое состояние летчиков, - рассказывает Александр Оксанченко. - Прежде всего потому, что в кабине самолета были опытные авиаторы, которые не растерялись и не нервничали.

- В общей психологии есть отдельная отрасль - авиационная психология, возникшая одновременно с авиационной медициной в начале ХХ века, - присоединяется к обсуждению темы старший штурман бригады Александр Мостовой. - Большая скорость самолета, выполнения сверхсложных пилотажных задач, возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений, действий. Поэтому возникает необходимость психологически готовить пилота к полету.

По словам офицеров, в Руководстве по летной эксплуатации для каждой нештатной ситуации прописаны действия летчика в особых случаях. Сначала эти действия анализируются на теоретических занятиях пилотов бригады, где прогнозируются различные ситуации. А затем в ходе предполетной подготовки каждый летчик отрабатывает действия в особых случаях на тренажере в кабине самолета, на котором будет осуществлять полет.

Особую роль в психологической подготовке, а затем и в формировании умения пилота хладнокровно действовать в нештатной ситуации играет летчик-инструктор. Именно он во время тренировочных полетов в определенной мере психологом.

 

- К каждому молодому авиатору нужен индивидуальный подход со знанием особенностей его характера, - убежден летчик-инструктор майор запаса Степан Чобану.

- Важно спокойно, без лишних эмоций указывать подопечному на ошибки, которые он допускает при пилотировании самолета. Ни в коем случае не обижать. Хотя в моей практике встречался инструктор, который отправлялся в полет с курсантом, употребляя бранные слова, и таким же образом возвращался из полета. Степан Иванович привел пример из своей службы, когда нервозность и растерянность молодого летчика во время самостоятельного полета привела к выводу из строя двигателя самолета.

- В сигнальную сеть попала влага, из-за чего засветилась лампочка, которая должна сообщать о пожаре в двигателе, - вспоминает Степан Чобану. - Молодой летчик не оглянулся, чтобы убедиться в наличии дыма и осмотреть приборы, выключил двигатель и нажал на кнопку ликвидации пожара. Такие поспешные действия пилота привели к тому, что пришлось снимать двигатель, отправлять его на ремонт и восстанавливать пожарную систему. Конечно, даже самая лучшая инструкция по действиям летчика в нештатной ситуации не сможет предсказать всех случаев, которые могут возникнуть в полете. Поэтому летчику важно научиться оценивать уровень своего психологического состояния на разных этапах к нему.

- Помню, как один лейтенант переучивался на Су-27, - поделился воспоминаниями полковник Оксанченко. - Он полетал с инструктором, прошел предполетную подготовку и должен был уже лететь сам. Но на аэродроме подошел к командиру и попросил еще дважды слетать с инструктором. Психологически он оказался не готов к самостоятельному полету. Сделал еще несколько взлетов с инструктором и получил уверенность. Это нормально. Никто не имеет права заставить пилота подняться в небо, если он не готов к полету. Сейчас этот летчик уже подполковник и занимает должность заместителя командира части по летной подготовке.

Силами ИАС было восстановлено 40% самолетов бригады

На аэродром бригады я попал после мощного снегопада. Поразило то, что уборкой снега вокруг самолетов поочередно были заняты все подразделения воинской части, включая управленческое звено. Полеты здесь действительно является делом каждого военнослужащего. У специалистов инженерно-авиационной службы, кроме временных проблем со снегопадом, задача значительно сложнее - обеспечение исправности авиационной техники. С 2014 года силами инженерно-авиационной службы было восстановлено 40% самолетов бригады. Было трудно, потому что не хватало многого необходимого для работы: запчастей, расходных материалов, жидкостей, оборудования. На помощь пришли работники авиаремонтных предприятий всей Украины, волонтеры.

 - Все активнее восстанавливается техника и на специализированных заводах, чтобы обеспечить боеспособность бригады, - рассказывает заместитель начальника инженерно-авиационной службы Владимир Белоножко.

- За два последних года наш парк пополнился четырьмя модернизированными самолетами. Есть в ближайшее время получить еще пять обновленных машин.

С 2011 новоселий в гарнизоне НЕ было

Если с мотивацией к службе, готовностью авиационной техники к выполнению боевых задач у летчиков бригады все в порядке, то с обеспечением жильем огромное проблема.

- Сегодня в гарнизонной очереди находятся 529 семей военнослужащих и пенсионеров Вооруженных Сил, - с горечью в голосе отметил секретарь жилищной комиссии капитан Юрий Назаренко. За последние три года девяти семьям военнослужащих было выделено денежную компенсацию за неполученное жилье. Не трудно посчитать, через сколько лет при таких темпах выплаты компенсации исчезнет очередь бесквартирных в этом гарнизоне. Жилой фонд гарнизонного городка составляют примерно 1200 квартир, но статус служебного имеют лишь 38 из них. И это неудивительно, ведь «новейшие» дома города построены в 80-е годы прошлого века. 11 лет назад здесь переоборудовали на жилье для военных казарму. С тех пор новоселий в гарнизоне не было ... Поэтому основная функция жилищной комиссии, по словам капитана Назаренко, это постановка на очередь новоприбывших, выдача справок тем, кто оставляет гарнизон, и содействие получению бесквартирными компенсации за аренду жилья. Единственная категория бесквартирных, которая в последнее время повеселела, это контрактники, которые с этого года смогут получать компенсацию стоимости аренды жилья ...