12.04.18 

ImageСамолет Ту-104, на котором летал Юрий Гагарин и тренировались другие космонавты, сохраняется в музее Харьковского авиазавода (теперь ХГАПП).

Об этом рассказывается на странице ХГАПП в Фейсбук. 

Благодаря изготовлению Ту-104 Харьковский авиазавод вошел в историю мировой авиации. Это был первый советский и третий в мире турбореактивный пассажирский самолет. 

Ту-104А по номеру 8350704 «СССР-42389» изготовлен 24 января 1959, передан в эксплуатацию Московскому Транспортном УГА, а / п Внуково. 

Image28 апреля 1961 на этом самолете совершил визит в Прагу Юрий Алексеевич Гагарин. 

14 сентября 1966 передан в Военно-воздушные силы СССР, где он получил красный бортовой номер 47 и был переоборудован в вариант Ту-104АК (буква «К» означала «космический вариант»), предназначенный для тренировок космонавтов в условиях невесомости. 

«При резком снижении самолета с максимальной высоты, создавалось состояние невесомости, в котором и отрабатывались координация и перемещения космонавтов, потребление пищи (твердой и жидкой), выполнение различных работ», - рассказывает директор музея ХГАПП Владимир Котляр. 

На первом этапе проводилась оценка, как выдерживают кратковременную невесомость люди и животные, затем - испытание различного оборудования и снаряжения с участием испытателей и космонавтов.

ImageПоследний полет этот самолет совершил в Харьков зимой 1979 года, когда группа космонавтов передала его музея Харьковского авиазавода на хранение. 

«Я присутствовала, когда этот самолет после длительной службы, вернулся к нам на вечную стоянку, - вспоминает редактор заводской многотиражки Александра Ляшенко. - Чтобы встретить легендарный самолет, вышел весь завод. Все невероятно волновалось, потому что в то время заводская взлетно-посадочная полоса не была приспособлена для посадки таких больших машин. Однако экипажу разрешили рискнуть. И вот самолет появился на горизонте. Сердце буквально замерло. Но машина раз - и приземлилась. Даже ближе, чем рассчитывали. К забору еще и место осталось. Шапки полетели вверх! Еще помню, как один из рабочих, который лично участвовал в строительстве самолета, подошел к нему, погладил какую-то нижнюю деталь и тихо сказал: «Это я делал» ....