14.04.18 

»збежать беспилотного хаоса√осударственна€ авиационна€ служба ”краины инициировала обсуждение нормативно-правовой базы по использованию в ”краине беспилотных авиационных систем. ѕредлагаетс€ ввести электронный учет, сертификацию, регистрацию, право на управление беспилотными системами. ¬ воздухе должны быть установлены правила, как на дорогах

Ќебо нашей страны довольно быстро наполн€ют ЅѕЋј различного типа, а это, как ни крути, содержит определенные риски: безопасность полетов, угроза жизни людей, утечка «ограниченной» информации и тому подобное.

 вадрокоптеры уже падали на головы люд€м! “акие случаи зафиксированы. —лава Ѕогу, обошлось легкой травмой. ј что будет, когда с большой скоростью спикирует ЅѕЋј и сила удара возрастет в разы ?! —ела батарейка или «пилот» не справилс€ с фигурами высшего пилотажа - это уже второстепенное.  ак классифицировать это «злодейство» в правовом поле?

¬ ”краине сотни беспилотников различного класса ежедневно приобретают новых собственников, потому что станов€тс€ более доступными как дл€ бизнеса, так и дл€ р€довых граждан. Ќебольшие коптеры часто дар€т дет€м на дни рождени€, а большие и дорогие давно используютс€ в коммерческой и военной сферах.  азалось бы, отрасль развиваетс€ в позитивном ключе, но «беспилотное законодательство» и до сих пор в процессе разработки ...

—ейчас в √осавиаслужбе ”краины идут активные дискуссии с «беспилотной общественностью» по проекту  онцепции применени€ ЅѕЋј в украинском небе. ќпира€сь на опыт ведущих государств, необходимо утвердить правила, которые устроили бы всех, потому что есть множество вопросов, которые беспоко€т и производителей, и пользователей, и контролирующие органы.

«а основу √осавиаслужба ”краины прин€ла европейские нормы. ¬ проекте  онцепции предлагаетс€ разделить ЅѕЋј на категории: до 250 граммов, до 4 кг, до 20 и до 150 кг. “акже их классифицируют как коммерческие и некоммерческие. „ем больше и технологичней ЅѕЋј, тем жестче должен быть контроль за его использованием.

ѕредлагаетс€ установить и возрастные ограничени€ дл€ операторов ЅѕЋј. ћинимальный возраст дистанционного пилота 250-граммового дрона - 14 лет, дл€ аппарата до 4 кг - 18 лет, плюс необходимые знани€. ѕредлагаетс€ ввести электронный учет, сертификацию, регистрацию, право на управление беспилотными системами.

ѕростыми словами, в воздухе должны быть установлены правила, как на автодорогах. —кажем, в случае угрозы столкновени€ двух ЅѕЋј, операторы должны действовать, как на автомобильном перекрестке: помеха справа - набери высоту, слева - снижайс€.

—ами же беспилотные системы должны быть крепкие, устойчивые к полету, оборудованные средствами ограничени€ высоты, не иметь острых выступов, способные автономно завершить полет в случае потери сигнала управлени€. ¬о многих случа€х должно быть разрешение на выполнение полетов, а экземпл€р должен иметь ограниченный сертификат летной годности. » это лишь незначительна€ часть общеприн€тых требований.

—огласно европейским нормам полеты не выполн€ютс€ над:

- дорогами государственного значени€;

- по центральным улицам населенных пунктов;

- пут€ми железной дороги;

- лини€ми электропередач;

- электростанци€ми;

- железнодорожными станци€ми;

- морскими портами;

- хранилищами топлива;

- промышленными зонами;

- местами аварий и катастроф;

- учреждени€ми исполнени€ наказаний;

- объектами силовых ведомств;

- зонами полицейских, антитеррористических, специальных операций.

ѕолеты не выполн€ютс€ ближе:

- 30 м до 1-го лица;

- 50 м до 12 человек;

- 150 м до 12+ человек.

Ѕез таких шагов дальнейшее насыщение украинского неба летательными аппаратами различных типов несет угрозу дл€ граждан и государства в целом, убежден председатель √осавиаслужбы ”краины јлександр Ѕильчук. ќн говорит, что пока ”краина в разы уступает ≈вропе по насыщенности воздушного движени€, но отрасль развиваетс€ по всем направлени€м. ¬ частности, речь идет о коммерческих перевозках и существенном увеличении полетов военной авиации.

¬ стране немало стратегических, важных государственных и военных объектов.  онечно, пролет над ними запрещен. ќсобенно это касаетс€ фото- и видеофиксации с воздуха. ¬ контексте последних событий с «неопознанными летающими объектами» военные особенно церемонитьс€ не будут.

»збежать беспилотного хаосаЌачальник управлени€ беспилотной авиации штаба  омандовани€ ¬оздушных —ил ¬— ”краины полковник “арас ѕот€гач:

- Ќа многих военных объектах уже работают системы раннего вы€влени€ ЅѕЋј. —оответственно есть и средства поражени€. “о, что √осавиаслужба инициирует процесс легализации гражданских беспилотных систем, хорошо. ѕо крайней мере это существенно уменьшит количество нарушителей и воздушных «хулиганов».

¬ ¬ооруженных —илах, конечно, не сидели сложа руки в ожидании упор€дочени€ нормативно-правовой базы по применению беспилотных систем на общегосударственном уровне. ” нас это определено ведомственным приказом ћинистра обороны ”краины. ≈сть соответствующие положени€ и тому подобное.

Ќа ¬остоке страны продолжаютс€ боевые действи€, поэтому без применени€ ЅѕЋј различных типов нам не обойтись. ¬ отличие от гражданских коллег, мы немного иначе классифицируем наши аппараты - речь идет о классе, весе, уровне применени€ и боевом радиусе.

Ѕеспилотные системы, поступают в армию, проход€т соответствующие государственные испытани€, дл€ них готов€т операторов. ƒл€ каждого подразделени€ свои задачи в соответствии с определенным типом беспилотного аппарата. ¬олонтерские ЅѕЋј, которые помогали воевать в начале конфликта, тоже будем замен€ть на штатные - прин€тые на вооружение.