25.06.18 

ImageКак известно, общепринятой во всем мире практикой являются ознакомительные полеты авиадиспетчеров в кабине пилотов. У Украэроруха соглашения с украинскими авиакомпаниями, чтобы авиадиспетчеры минимум раз в три года могли выполнять такие полеты в составе экипажа воздушного судна. Но также и пилотам важно знать, как работают авиадиспетчеры, видеть реальную обстановку на рабочих местах, понимать специфику задач тех специалистов, которые гарантируют их безопасность в небе, работая на земле. Пилоты и авиадиспетчеры чаще всего не знакомы в жизни, но тесное сотрудничество позволяет узнавать друг друга по голосу, который часто звучит в их наушниках.

Правила обязательно знакомить пилотов с работой авиадиспетчеров придерживается и авиакомпания «Международные авиалинии Украины». Визиты их пилотов в Киевский районный диспетчерский центр Украэроруха стали привычным явлением. 

Недавно в Украэрорухе принимали группу пилотов, которые проходят подготовку, чтобы стать командирами воздушных судов. Гости побывали и в современном тренажерном центре регионального структурного подразделения «Киевцентраэро», и в зале управления воздушным движением. Задавали много вопросов специалистам и отвечали на их. 
Разговор профессионалов, которые хорошо знают свое дело, для рядового слушателя непонятен, потому что усыпан авиационными терминами, сленгом, англоязычными урывками радиопереговоров авиадиспетчера с экипажем.
«Конечно, это не будет 300 - 320, когда происходит изменение решения. Мы работаем над тем, чтобы этих изменений было минимальное количество ». «Мы знаем о вашей тысяче». «А еще when ready». «Важно несколько прояснить у вас по traffic information». «У нас были случаи, когда экипаж принимал level one-four-zero как команду». «Пока нет команды climb or descent, эшелонирования мы не меняем». «Когда ты смотришь на дисплей TCAS, проще искать» ...
На самом деле речь шла о том, насколько корректно и четко пилоты выполняют указания авиадиспетчеров, в частности относительно выдерживания скорости, пролета запрещенных зон, выполнение разворотов. О форс-мажорных ситуациях, которые обусловливают необходимость менять профиль полета. О соотношении минимальной и максимальной скорости, о восприятии информации о воздушном движении, полноте данных и продолжительность голосовой записи метеоинформации и другие важные моменты взаимодействия. 
В зале управления воздушным движением будущие командиры воздушных судов «МАУ» с интересом наблюдали, как работают авиадиспетчеры. 
Андрей Марковский, пилот авиакомпании «МАУ» :
- Летаю давно, но в Украэрорух пришел впервые. Интересно увидеть воочию, как авиадиспетчер работает, как отражается на его экране воздушная обстановка. Мы же видим только себя, но они - весь трафик. Теперь, когда будешь за штурвалом спрашивать спрямление маршрута, будешь понимать, что диспетчер все видит, и его решение мотивировано. И уже подумаешь, «надоедать» ли диспетчеру лишний раз. 
Если оценивать техническую базу тренажерного центра «Киевцентраэро» и сравнивать ее с возможностями Кировоградской академии - разница существенная. Поэтому у меня возникает вопрос: почему бы вам самим не готовить для себя специалистов? 
Александр Лисняк, пилот-инструктор авиакомпании «МАУ» :
- Когда МАУ готовит группу пилотов, которые учатся на командиров воздушных судов, они обязательно знакомятся с работой авиадиспетчеров здесь, в Украэрорухе. Мы стремимся достичь одной цели, поэтому должны сотрудничать. 
Я третий раз в диспетчерском зале, и мне здесь интересно все. Мы работаем в одной сфере, и порой возникают ситуации, в которых мы мало хорошо понимаем особенности работы друг друга. Чтобы все прояснить, и чтобы возникала синергия, надо встречаться, задавать вопросы друг другу и искать ответы. Я выяснял, почему в определенной ситуации диспетчер должен сработать так, а не иначе. Получил ответы о том, как устанавливаются интервалы между воздушными судами при заходе на посадку. Знаю, почему мы получаем иногда ограничения по скорости. Когда ты четко представляешь, как все устроено, тебе проще работать.
Наша авиакомпания развивается, количество полетов увеличивается, поэтому и пилоты, и диспетчеры получают большую нагрузку. Мы обязательно придем к восстановлению интенсивности воздушного движения.

Джерело uksatse