19.09.18 

ImageКак Винницкий летный состав авиационных подразделений готовят к действиям в экстремальных ситуациях

Что делать экипажу самолета в случае авиакатастрофы в безлюдной местности? Как оказать первую помощь себе и раненому товарищу? Как не утонуть после приводнения и продержаться до прибытия подмоги? Экипажи авиационных бригад Воздушных Сил учатся выживать в экстремальных условиях.

Пилоты потеряли управление самолетом. Авария неизбежна. Экипаж покидает воздушное судно. Прыжок с парашютом. Приземление. Все происходит очень быстро. На многие километры вокруг ни души. И это только начало ...

Даже подготовленный человек в такой ситуации переживает большой стресс. А когда к этому еще добавляется ранение!

Действия летчика в такой экстремальной ситуации надо отработать до автоматизма. Собственно, этим и занимаются специалисты Центра управления поисково-спасательным обеспечением полетов авиации ВС Украины в рамках комплексных курсов по выживанию.

- Неподготовленный человек в такой ситуации нередко впадает в ступор, и ее шансы на выживание приближаются к нулю, - говорит заместитель начальника отдела контроля подготовки поисково-спасательных сил и средств Центра майор Максим Косенко. - Как показывает практика, кроме спецподготовки, летному составу нужна серьезная психологическая подготовка. И только в реальных испытаниях человек может научиться преодолевать психологический стресс. Именно поэтому мы стараемся не только подготовить экипажи к непредсказуемому развитию событий, но и закалить их волю.

Чтобы выжить, летчики должны эффективно использовать все подручные средства. Могут быть полезными смартфоны, планшеты, рация, даже любая мелочь в кармане.

Подготовку осуществляют в составе небольших групп. Это способствует более качественному усвоению приобретенного опыта. Этот подход переняли у своих украинских коллег даже американские спасатели. Продолжительность курса - три дня, интенсивность обучения довольно серьезная. За такое короткое время участники должны овладеть умение объективно оценивать экстремальную ситуацию и действовать хладнокровно.

Оказание первой медицинской помощи, обустройство места ночевки, способы разведения костра, добыча воды и пищи, ориентирование на местности - все действия доводят до «сознательного автоматизма».

- Главное в условиях автономного выживания не сидеть сложа руки. Надо быстро решать и активно действовать, чтобы выжить и добраться до своих, - отметил один из участников курса штурман Евгений.

Для своего «спасения» летчики имеют штатное аварийно-спасательное имущество и снаряжение, в том числе известные среди летчиков НАЗ-7М, с которыми выполняют полеты и катапультируются в случае необходимости.

- НАЗ-7М применяют с 1974 практически во всех военных самолетах. Он содержит средства сигнализации и связи, лагерное снаряжение, минимальный продуктовый запас и аптечку, - рассказывает подполковник Максим Косенко. - Кстати, специалисты нашего центра в сотрудничестве с ГНИИ испытаний и сертификации ВВТ ВС Украины работают над созданием нового НАЗа, что имеет концепцию разгрузочного жилета. То есть минимальный комплект снаряжения, необходимого для автономного существования, всегда будет на летчике. Ведь в экстремальной ситуации может и не быть возможности забрать штатный НАЗ-7М, который крепится к креслу-катапульты.

Демонстрируя комплектацию НАЗа, руководитель курсов обращает внимание на специальное сигнальное зеркальце, которым можно подать сигнал экипажу спасательного самолета. Солнечный зайчик от этого зеркала с прицелом видно в ясную погоду даже за 30 километров!

- Сегодня мы работали на воде, - продолжает майор Косенко. - Впервые за последние три года. Чрезвычайно важна практика. После приземления на воду медлить нельзя ни секунды, надо отработать действия до автоматизма. Чтобы не утонуть, следует немедленно отплыть от парашюта, потому что запутаешься в стропах, как рыба в сетке. Жизненно необходимо освободиться от экипировки, залезть на спасательный плот, выбросить за борт плавучий якорь и специальной губкой выбрать из плота всю воду. Это очень важно, ведь даже в теплой воде тело теряет тепло в 25 раз быстрее, чем на воздухе.

Для наглядности инструктор прыгает в воду, чтобы продемонстрировать возможности аварийных плавсредств, в том числе индивидуального спасательного плота ПСН-1. Другие поступают по примеру инструктора.

- «Оседлать» плот ПСН-1 для неподготовленного человека - еще та морока. Здесь без практики не обойтись, - комментирует один из участников курса. - Обычно первые несколько попыток заканчиваются «подводным сальто».

Бывают ситуации, когда спасатели на вертолете не имеют возможности приземлиться. Тогда человека достают с помощью лебедки. Вертолет зависает над «пострадавшими», а борттехник спускает подвесную систему. Казалось бы, вот оно, спасение! Однако и на этом этапе присутствует серьезная опасность.

- Ни в коем случае нельзя хвататься за него руками, пока он не коснется поверхности воды или земли. К вертлюгу лебедки закреплен так называемый разрядник, который заземляет вертолет. Схватишься слишком рано - получишь разряд статического электричества от подвесной системы, - отмечает инструктор.

Но такими практическими мерами тренировки летчиков не ограничиваются. Спасатели говорят, что особенно полезен обмен опытом выживания в боевых условиях, накопленным с начала войны на Востоке. Речь идет о скрытом перемещения по территории, которую занял противник, обход вражеских блокпостов, минных заграждений, а также об азах тактической медицины и даже запутывание следов, чтобы перехитрить поисковых собак.

Владислав Демьяненко