09.03.19 

ImageС началом военного конфликта на востоке Украины несколько пилотов в Харькове поняли, как они могут быть полезными своей стране.

С использованием исключительно собственных усилий, знаний и с несколькими частными самолетами был создан украинский «Воздушный патруль». Летчики использовали геральдику Украинской Народной Республики, у которой был мощный авиационный отряд в Харькове. Сегодня организация, как авиационная скорая спасает жизни, патрулирует границы и уже имеет свою кадетскую школу.

Общественная организация «Гражданский воздушный патруль» - это объединение профессиональных пилотов, которые добровольно и бескорыстно выполняют свою работу. Основана в Харькове  в 2016 году, сегодня также действует и в других городах. Юрий Покусай, глава организации, считает, что только своими усилиями можно изменить страну к лучшему.

По требованию времени

Юрий решил стать пилотом, никогда до того не летая. Мечта появилась, когда ему было двенадцать лет. Именно тогда он и пошел в харьковскую «Школу юных авиаторов». Там он вместе с другими кружковцами под руководством инструкторов создал сверхлегкий летательный аппарат. Самолет прислали на выставку достижений народного хозяйства в Москве, где он занял третье место.

Летать начал в 1993 году, в аэроклубе. Сначала он учился в Летной академии Национального авиационного университета в Кропивницкому, затем - в Центре авиационной подготовки летного состава в Киеве и в авиационном учебном центре «Ротор Украина» в Харькове. Также работал в различных госучреждениях. Однако на протяжении всех этих лет продолжал управлять самолетами, поэтому имеет стаж работы пилотом более 25 лет.

Юрий рассказывает, что идея создать «Гражданский воздушный патруль» возникла в 2014 году, когда в Украине происходила Революция Достоинства:

- То есть, когда мы увидели, что надо защищать свое государство, надо быть полезным своему государству. В 2014 году все поняли, что вот - это время пришло. Когда просто сидеть в стороне и смотреть не получится - невозможно это. Каждый выбирал для себя, где быть и что делать. Вот мы выбрали такой путь.

Юрий рассказывает, что хотел создать украинский «Воздушный патруль» по американскому образцу. Ведь воздушный патруль в США (Civil Air Patrol of USA) появился в 1941 году, после авиационных ударов Японии по американским военным аэродромам у Перл-Харбор во время Второй мировой войны. Это было добровольное патриотическое объединение пилотов, которые имели частные самолеты. Активисты патрулировали прибрежную территорию океана. Во время Второй мировой войны американский добровольный патруль уничтожил две подлодки нацистов.

Ситуация в Украине в 2014 году мобилизовала и украинских пилотов. Тогда все началось с помощи армии, чтобы защищать регион:

Началось все с евромайдана, а выросло в «Гражданский воздушный патруль». Как это все организовалось в Соединенных Штатах? Точно так же организовалось, как и здесь. То есть люди, которые ну не могут стоять в стороне, когда происходят такие события в стране.

2014-й был самым трудным годом для полетов. Во время военных действий были сбиты два вертолета воздушного патруля, погибли два пилота. Юрий говорит: тогда все поняли, что это война. 

Мужчина объясняет, что их самолеты не оснащены, чтобы противостоять обстрелам. Именно поэтому «Воздушный патруль» использует свою технику в основном для аэромедицинской эвакуации и помощи силовым структурам Украины (Вооруженным Силам Украины, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе, Национальной полиции и Государственной службе чрезвычайных ситуаций). С Государственной пограничной службой «Гражданский воздушный патруль» подписал меморандум о сотрудничестве. Кроме того, организация сотрудничает с Украино-германской медицинской ассоциацией.

Общественную организацию «Гражданский воздушный патруль» Юрий зарегистрировал в 2016 году. Туда вошли как профессиональные пилоты, так и пилоты-любители. Главная цель организации - помощь своей стране:

- Начиналась такая шальная идея с единомышленников. Мы пришли к тому выводу, что надо нам начинать летать по мирной территории на примере Гражданского воздушного патруля США. Эта идея нашла поддержку областной государственной администрации. Ну, и так вот - совместными усилиями власти, общества и неравнодушных граждан мы реализовали этот проект.

Юрий говорит, что сейчас патруль основном занимается аэромедицинской эвакуацией. Механизм прост: потерпевший или свидетель несчастного случая звонит на номер 103, в службу скорой медицинской помощи, и сообщает, что случилось. Работники скорой определяют, нужно ли дополнительно вызвать авиацию, по определенным критериям: если расстояние к потерпевшему более 100 км, есть травмированные дети или телесные повреждения, требующие немедленного вмешательства медиков (черепно-мозговая травма, сильное кровотечение и т.д.). В ситуационном авиационном центре всегда есть дежурный, чтобы принять срочный вызов. Руководство гражданского патруля и центр экстренной медицинской помощи принимают совместное решение о необходимости вылета. Все это длится 5-10 минут.

В каждом районе, куда летает воздушный патруль, авиаторы устроили временные взлетно-посадочные площадки на базе бывших посадочных полос для сельскохозяйственной авиации. По словам Станислава, в каждом районе есть «офицер передового боевого управления». Такой человек сообщает о состоянии полосы и дает разрешение на осуществление посадки.

Юрий рассказывает, что ухаживать за взлетно-посадочными полосами воздушному патрулю помогают некоторые чиновники Харьковской государственной администрации. Если полоса в плохом состоянии, воздушный патруль сообщает об этом чиновникам и те быстро приводят все в порядок.

База воздушного патруля находится на территории Харьковского авиационного завода. Туда же к патрулю приезжает скорая помощь с необходимыми приборами, которые можно поставить в специальном отделении в хвосте самолета. Анестезиолог садится позади пилота. В самолете также есть место, чтобы пациент смог лежать на носилках. На критический случай среди пилотов есть травматолог.

Были такие ситуации, когда люди откровенно спрашивали: «А что вам с этого? А зачем? А сколько? А деньги?» То есть, знаете, к сожалению, сейчас очень многие люди все считают на деньги. Это же неверно ... Я всегда спрашиваю: сколько может стоить жизни человека? А жизнь ребенка? Вот и весь ответ.

На полеты требуется специальное разрешение от Генерального штаба Украины. Летать в восточном направлении пока запрещено, поскольку там идет Операция объединенных сил - комплекс мероприятий военного и организационно-правового характера, направленных на обеспечение национальной безопасности и обороны на востоке Украины. Сейчас патруль может совершить полет в такие населенные пункты, как Лозовая, Кегичевка, Красноград, Зачепиловка, Краснокутск, Волчанск, Великий Бурлук, Сахновщина, Первомайский. Юрий объясняет, что, например, в Лозовую скорая помощь едет из Харькова около 4 часов. В обе стороны - 8 часов. А самолетом туда можно добраться за 40 минут. Каждая минута в таких ситуациях - на вес золота.

Пилот говорит, что реакция на спасение у людей разная. Кто-то очень удивляется, что самолет вообще прилетел:

Как прилетел самолет? Прилетел самолет! - То есть у людей появляется гордость и за наше государство, и за наше общество ... Вот когда мне некоторые оппоненты говорят: «Вот, государство не помогает». Так, знаете, государство - это абстрактная вещь. А что, мы - не государство? Мы все государство. Вот эти единомышленники и есть государство. Вот для меня хорошая страна - это та ситуация, когда я своими действиями кому-то помог.

Трудно сказать, сколько всего патруль осуществляет вылетов в год. Например, в 2018-м был 31 вылет на медицинскую эвакуацию - либо для перевозки пострадавших, или для доставки врачей в отдаленные от Харькова районы.

ImageСамолеты

Станислав Зубарь летает с 2013 года, овладев профессией уже в 51 год. К организации присоединился в 2016-м, когда купил свой самолет. Сейчас он пилот «Воздушного патруля».

Своим самолетом Станислав очень гордится. Говорит, что у его летательного аппарата - хорошие технические характеристики и он может летать даже за границу:

- И таким образом я пытаюсь как-то влиять на развитие легкой авиации в Украине. Распространять вот этот опыт - на частных самолетах летать за границу.

Для этого мужчине нужно было получить сертификат и специальное разрешение в органах гражданско-военной системы организации воздушного движения. Недостаток украинской системы - во время полета пилоту нужно докладывать ряду инстанций о своем передвижении.

Станислав объясняет: важнейший критерий в выборе самолета для пилота - предсказуемость:

- Фактически самолет должен сам себя бы выравнивать. Он должен лететь ровно, бесконечно долго - и вот это называется стабильностью самолета. Если самолет ведет себя таким образом - это хороший самолет. А если он начинает заваливаться на одно крыло или его резко бросает, то это плохой самолет.

На базе «Воздушного патруля» есть самолеты различного назначения. Есть специальный самолет для перевозки пациентов, есть самолет, оборудованный для ночных полетов и тому подобное. Сейчас у «Воздушного патруля» есть самолеты Boeing, Socata, Bristol, Temco Aircraft и др.

Мужчина говорит, что в Боинге сидят два человека. Больше не нужно, ведь самолет оснащен всеми необходимыми для полета приборами. Если во время полета происходят какие-то изменения, машина автоматически сообщает об этом пилоту, выводя данные на экран. Это называется принципом «стеклянной кабины»:

- Надпись появилась, и вы работаете с этим. Принцип «стеклянной кабины» - это когда вы не следите за всеми приборами. Летчик может сам контролировать и выполнять полет.

Станислав утверждает, что вся современная авиация должна перейти на принцип «стеклянной кабины», ведь это значительно уменьшает нагрузку на пилота и экипаж и позволяет больше сосредоточиться на полете. Среди полезных приборов в кабине пилота - запасные батареи, звуковая панель для прослушивания команд диспетчера и прочее. Кроме того, Боинги имеют качественные навигационные приборы, которые не только правильно направляют самолет, но и помогают во время взлетов и посадок. Мол, отечественные самолеты такими качественными приборами, к сожалению, до сих пор не оснащены.

Пилот рассказывает, что в Украине производят самолеты, которые имеют определенные конструктивные и технологические несовершенства. Именно поэтому они не пользуются спросом на авиационном рынке.

По его словам, в Украине многие производители летательных аппаратов. К примеру, Харьковский авиационный завод (ХАЗ) производит маленькие самолеты ХАЗ-30, которые сейчас используют для обучения юных пилотов.

Один из лучших украинских самолетов - «Аэропракт». Однако их у «Воздушного патруля» также нет. Пилот объясняет: -аэропракты - экспериментальные самолеты, они еще не имеют соответствующего сертификата, по которому им можно присвоить регистрационный номер. Поскольку на аэродроме также тренируются кадеты, самолет должен соответствовать всем юридическим нормам.

Существенное отличие между украинским и американским воздушными патрулями заключается в том, что у американцев есть намного больше самолетов, ведь правительство выделяет на это отдельные средства. Однако Станислав также видит и определенные минусы в американской системе. Говорит, что там все «слишком организованно», мол, действительно, это дело требует большей мобильности.

Станислав рассказывает, что в Украине есть несколько объединений пилотов и самое большое - это «Гражданский воздушный патруль». В составе их организации - 4 оперативных командования, которые расположены в Киеве, Одессе, Львове и Харькове.

В Харькове на дежурстве ежедневно стоит 5 самолетов. В Днепре, Киеве и Сумах - по 2 самолета. Кроме того, такие самолеты в Херсоне, Одессе и Николаеве - для экстренных ситуаций. Организация охотно принимает в свои ряды новых членов. Поскольку это не основная работа, рук иногда не хватает.

По словам Юрия, вес и смысла этой работе оказывает спасение людей. Пилот говорит: даже если есть определенный страх перед полетами, он отходит на последнее место, когда речь идет о спасении жизни человека.

Юрий вспоминает свой первый аэромедицинской полет. Тогда пострадал пятилетний ребенок - черепно-мозговая травма: 

Этот подъем, эти эмоции, когда ты спас человеческую жизнь - это просто супер! Это словами не передать. Это классно! Вот поэтому и приходят пилоты, которые нам помогают.

ImageКак рождаются пилоты

Патруль также занимается национально-патриотическим воспитанием молодежи. В их организации функционирует Авиационный кадетский центр в Харькове. Набор на кадетскую программу начинается с 12 лет. Сейчас в патруле около 100 воспитанников:

- Искренне верим, что это будущие пилоты. Потому что уже у нас есть наша добрая история, добрая традиция. У нас уже есть некоторые воспитанники, которые являются курсантами университета Воздушных сил , и некоторые есть уже военные и гражданские летчики. То есть те, которые, когда пришли в кадетский центр, выбрали профессию на всю свою жизнь.

 

Кадеты летают с первого курса обучения. Для них это ознакомительные полеты. За штурвал пока не пускают, однако позволяют сидеть в кабине самолета. Но попасть на практику в «Воздушный патруль» не так просто. Есть условие: оценки в школе должны быть не ниже 7 баллов.

Когда юные пилоты получают необходимые навыки, инструкторы позволяют им самостоятельно осуществлять полет. Тогда инструктор сидит сзади, а кадет - за штурвалом. Пилоты говорят, что первый самостоятельный вылет - это «невероятные ощущения»:

- самостоятельный вылет - это праздник для любого летчика, конечно. Далее у меня было масса таких самолетов, на которых я летал. Но первый свой самостоятельный вылет запоминает летчик на всю свою жизнь. И я запомнил также.

Вспоминая, Юрий говорит, что очень волновался, ведь это был его первый полет не только как пилота - он впервые в жизни поднялся в небо. Этому он обязан своему инструктору Владимиру Гордею.

Во время первого полета Владимир показал парню несколько воздушных фигур. Юрий признается: сам не верил, что может это сделать. Но это дело настолько захватило его, что он начал настойчиво учиться и совершенствовать свои пилотные навыки. Юрий вспоминает, что инструктор не раз делал ему замечания. Парня очень это беспокоило. Но однажды Владимир подошел к нему и спросил: «Самостоятельно готов лететь?». В тот момент Юрий не был уверен, сможет ли сам совершить полет. Но страх перед тем, что его могут выгнать из авиации, был настолько сильным, что юноша решился:

- Это такое вот, знаете, чувство нереальное, что ты достиг чего-то. Вот ты сидишь в самолете, вот ты уже за штурвалом, себя представляешь летчиком ... Оглянулся - нет инструктора! Это настолько такие вот чувства переполняют тебя. То есть ты сам (сам!) Управляешь самолетом. Каждый летчик помнит свой первый вылет! Это когда рождаются пилоты.

Символы

Юрий преподает кадетам историю авиации. Мужчина рассказывает, что в Харькове некогда располагался отдельный Харьковско-Полтавский отряд УНР, который в свое время воевал с большевиками.

Мужчина объясняет, что практика объединения пилотов в тяжелые для Украины времена существует уже давно. В 1914 году украинские пилоты также объединили свои усилия и ресурсы, чтобы поддержать отечественные вооруженные силы. В ХХ в. военные пилоты помогали советской армии во время Второй мировой войны.

Звание в воздушном патруле видно на погонах: пилот, капитан, командир и тому подобное. Форма харьковских патрульных похожа на форму «Гражданского воздушного патруля» США. Однако в форме украинских патрульных эмблема авиации УНР. 

В Харькове также очень много авиаторов было во времена Украинской Народной Республики. Вот мы когда летаем, я говорю: «Вы понимаете, это то же небо в котором летали те же летчики 100 лет назад?». Ну, правда, Харьков немножко изменился. Но историю свою надо помнить, тогда у нас все будет хорошо.

Юрий рассказывает, что первым руководителем Харьковского авиазавода, на территории которого сейчас расположена база «Воздушного патруля», был Константин Калинин - выдающийся авиационный инженер, сконструировал самолеты К-1, К-2, К-5, К-7 (советские самолеты - авт.). В 30-х годах инженер сконструировал самолет (речь идет о К-7 - ред.), который мог поместить на своем борту 128 пассажиров, что для того времени было неслыханно. Однако, поскольку Константин Калинин был офицером ВВС армии УНР и активно воевал с большевиками, его арестовали, осудили «за подрыв советского самолетостроения» и расстреляли.

Историю украинской авиации в «Гражданском воздушном патрули» уважают и стараются сохранить память о выдающихся харьковских авиаторах. Мол, в советское время многие документы были уничтожены.

Есть у «Воздушного патруля» и профессиональный праздник - День авиации. Его празднуют в последнюю субботу сентября. В этот день патруль летает над городом и устраивает пикник на природе. Играют в дартс , общаются с молодежью.

У Юрия есть талисман - маленькая деревянная птичка ручной работы, которая может двигать крыльями:

- Так сказали, что он наш в качестве члена экипажа должен быть. Он тоже летает. Посмотрите, крылышки такие маленькие, а также летает. А детям, которые будут в самолете, я думаю, будет очень интересно увидеть такого «летчика», который к ним прилетел.

У «Воздушного патруля» есть даже собственная страница в Instagram. Там Юрий публикует не только фотографии из жизни своей организации, но и рассказывает об интересных случаях, свидетелем которых он стал. К примеру, как харьковские подростки помогли человеку с инвалидностью отремонтировать коляску. По мнению Юрия, именно такими «маленькими добрыми делами» можно сделать страну лучше.

- Единственное, что я скажу: вся эта работа - она не зря. Поэтому, когда мы видим результат своего труда, своих полетов, мы понимаем смысл жизни. Вы знаете, если сравнивать со своей семьей там, с квартирой, с домом, да? Если ты живешь у себя в доме и говоришь: «Вот у соседа хороший дом и забор у него хороший и все. А у нас все плохо! Все рушится, забор упал». Так надо что-то делать! Надо взять, поднять этот забор, правильно? И будет все классно. Ну, мы меняем этот стереотип, потому что должно быть все по-другому.

Джерело ukrainer