01.04.19 

Интервью с гендиректором аэропорта Харьков

ImageВладимир Васильченко о перспективных направлениях из харьковского аэропорта, переговорах с авиакомпаниями и ожидаемом пассажиропотоке в 2019 году.

Международный аэропорт Харьков по итогам 2018 года принял и отправил 962,5 тыс. пассажиров, сохранилась позитивная динамика и в текщем году - в январе и феврале прирост пассажиропотока составил 20% и 23% соответственно. Кроме того, за первые месяцы 2019-го харьковчане получили возможность летать по новым маршрутам - SkyUp открыла рейсы в ОАЭ, а Ernest - в Италию. Самым же громким событием последних дней стало объявление о начале работы на харьковском направлении Ryanair - ирландский лоукостер уже начал продавать билеты на рейсы в Краков и Вильнюс.

О дальнейших планах сотрудничества с крупнейшей авиакомпанией Европы, переговорах с Qatar Airways, "праве первой ночи" Wizz Air и желании открывать скандинавское и средиземноморское направления рассказал генеральный директор аэропорта Харьков Владимир Васильченко.

В 2018 году пассажиропоток аэропорта приблизился к отметке в 1 миллион, продемонстрировав 19% рост. Чему аэропорт обязан таким ростом?

В первую очередь, пассажирам, которые хотят летать. Открыт ряд новых направлений. Большое количество направлений нам предоставил Wizz Air. Загрузка по всем этим направлениям очень хорошая: три города Польши, Дортмунд (Германия) и Вена (Австрия). Последнее направление очень популярное. Оно впервые стартовало из нашего аэропорта более 12 лет назад. Харьков с Веной связывают бизнес-отношения, образование. Буквально за несколько недель после возобновления сообщения мы обратили внимание на то, что загрузка составила почти 100% и сохраняется примерно на этом уровне. Поэтому Wizz Air вскоре после старта полетов по маршруту увеличил частоту с 2 до 3 рейсов в неделю, чтобы удовлетворить спрос.

Кто летает этими рейсами? Студенты, трудовые мигранты, туристы?

К сожалению, мы не имеем возможности четко это отследить. К примеру, мы обратили внимание, что на маршрутах из Лондона около 30-40% прилетало граждан Британии. Кто они? Вопрос интересный.

Что касается Польши, там высокая активность, перемещаются и студенты, и работники, и туристы, особенно в выходные. Я думаю, что это в большей степени туризм и студенчество, но наверняка есть среди этих пассажиров и "заробитчане".

Основной причиной резкого увеличения движения, конечно, стал безвизовый режим и отмена всех ограничений. Поэтому у народа постепенно вырабатывается стереотип свободы. Лично я считаю, что это достижение, которое дает эффект не только для пассажиропотока аэропорта, но и для всей экономики в целом. Масса всяких факторов появляются после осознания, что тебе не надо делать лишних движений, как это связано, например, с Лондоном.

Почему не сложилось с рейсами Wizz Air в Лондон? Из-за сложностей для пассажиров в оформлении визы?

Мы считаем, что да. На самом деле, это достаточно интересное направление - популярное. У нас есть потребность в Лондоне. Но люди, наверное, пугаются, когда представляют всю процедуру получения визы - поездку в визовый центр в Киеве, очередь, собеседование... Все это нервотрепка, деньги. Наверное, это важно. По нашим подсчетам, вся эта затея стоит больше 150 долларов. И их надо прибавить к стоимости поездки.

Однако, я думаю, что нужно время. Возможность, что этот рейс будет загружен, очевидна. Мы надеемся, что мы восстановим это направление.

Кто будет его выполнять? Wizz Air?

Может быть, и Ryanair. Wizz Air, я думаю, тоже не откажется, если увидит изменения. Потому что они уже инвестировали в это направление. Изначально открытие этого рейса - это их достижение. Так что "право первой ночи", наверное, все же у Wizz Air.

Как долго велись переговоры об открытии рейсов Ryanair?

Расскажу вам немного об истории наших "отношений". В 2010 году мы проводили крупнейший мировой авиационный форум Routes - это форум, придуманный англичанами, когда за одним столом переговоров оказываются аэропорт и авиакомпания. Принимающая сторона -  авиакомпания. Соответственно, аэропорт выступает в роли "просителя руки и сердца", общается с перевозчиками. Форум успешно прошел в только что законченном здании терминала А. Именно тогда начались наши отношения с Ryanair. С тех пор мы постоянно находимся в переговорах.

На сегодня заявлено о запуске рейсов авиакомпании из Харькова в Краков и Вильнюс. Какие еще маршруты Ryanair стоит ожидать?

Мы ведем переговоры о новых направлениях с Ryanair. На данный момент обсуждаем возможности открытия рейсов в Германию, Великобританию и страны Средиземноморья.

Какие еще могут быть перспективы на рынке лоукост-авиации?

Нужно сначала этих перевозчиков осилить. Из известных нам лоукостов не у всех есть стратегия входа на украинский рынок. Мы общаемся со всеми, кто работает на Европейском континенте.

Есть ли интерес к аэропорту со стороны арабских авиакомпаний?

До 2014 года, пока в Харьков летал flydubai, у нас был очень популярен рейс в Дубай. Была очень высокая степень загрузки. Вместе с ним в Шарджу летала AirArabia. К сожалению, эти рейсы были приостановлены, и потом последовал запрет на полеты со стороны некоторых авиационных администраций, в частности США, мнение которой важно для арабских авиакомпаний.

Мы очень сильно желаем восстановить эти маршруты. Мы ведем над этим работу. В 2018 году FAA (Федеральное авиационное агентство США) отменило запреты на полеты в наш регион, соответственно, у нас есть повод вернуться к этим разговорам. Мы продолжим совместно с Госавиаслужбой Украины работу по восстановлению полетов. На сегодняшний день мы восстановили часть маршрута, открыв направление на Шарджу вместе с авиакомпанией SkyUp.

Однако основную часть билетов компания продает туроператорам...

Да, но свободная продажа тоже существует. Поэтому сегодня, пока мы убедим не самые быстрые в мире арабские авиакомпании, надеемся, что и собственный перевозчик займет эту нишу и разовьет маршрут.

Также мы участвовали в общении с Qatar Airways вместе со Львовским аэропортом, поэтому надежда есть. Qatar Airways - мощнейшая, популярнейшая мировая авиакомпания с очень высоким статусом, и у нее есть свои планы. Мы надеемся, что она включит в них Харьков. Во всяком случае, есть определенные идеи.

Ранее в интервью ЦТС директор аэропорта Львов Татьяна Романовская говорила, что у Qatar Airways и других арабских гигантов, есть ряд требований, как-то: ночная стоянка, определенная частота рейсов и т. д. Готов ли харьковский аэропорт соответствовать этим требованиям?

В отличие от Львова, мы - частный аэропорт и у нас в этом плане больше возможностей. Мы менее обременены определенными "ритуалами", поэтому, уверен, мы найдем способ удовлетворить их требования.

Какие новые сообщения, по вашему мнению, в данный момент наиболее перспективны из Харькова?

Для нас важно открытие Германии. В разные города - и Берлин, и Франкфурт, и Мюнхен. Мы давно над этим работаем. Wizz Air летает в Дортмунд, но есть еще большие пересадочные узлы, которые могут обеспечить дополнительный пассажиропоток. И потом, мы знаем (тут статистика нам помогает), что поток в Германию достаточно высокий.

Интересны скандинавские направления - балтийские государства, Норвегия. Также интересны маршруты Франции. Мы работаем над этим направлением также и надеемся, что межправительственные соглашения, которые сегодня лимитируют эти направления, изменятся. Париж - очень интересный маршрут, потребность в нем существует.

Хорошее направление - Испания. В частности, Барселона, куда из Харькова с мая начинает полеты SkyUp. Мадрид для нас уже далеко, стоимость перелета будет достаточно дорогой.

На пресс-конференции, посвященной открытию рейсов Ernest, глава авиакомпании Шади Эль Таннир высказал предположение, что часть их пассажиропотока составят пассажиры, которые будут пересаживаться на трансатлантические рейсы в Риме и Милане. Известно ли вам, каким образом выстраиваются маршруты с пересадками для пассажиров, вылетающих из/в Харьков?

Сейчас конструкция стоимости билетов немного изменилась. Раньше пассажиры старались купить билет в обе стороны у одной авиакомпании, потому что единый тариф давал определенные преимущества. Сегодня, учитывая, что на рынке есть масса "разорванных" предложений - например, когда несколько лоукостов встречаются на одном маршруте, - стоимость билета уже не зависит от количества пересадок. Можно купить билеты на разные авиакомпании и получить такую же сумму расходов.

Конечно, купить билет и зарегистрироваться в Харькове, а забрать багаж где-то в Латинской Америке одномоментно было бы удобнее, но мы считаем, что возможность пересадки через Рим, используя лоукост-перевозчика здесь и компанию, которая наиболее удобна, на втором маршруте, откроет нам новые направления. В том числе на Латинскую Америку. Мы знаем, что определенный спрос на этот маршрут существует. В этом контексте пересадка через Рим - это наиболее удобные стыковки и комфортные стоимости. Канада и США - хорошие маршруты, но на них есть конкуренция. Туда выполняет полеты МАУ (со стыковкой в Киеве), также с ними прекрасно справляется LOT (со стыковкой в Варшаве), который от нас летает дважды в день. Там уже есть возможность выбора и комфортная стоимость билета. А вот маршруты Латинской Америки - думаю, это интересно.

Что скажете насчет развития внутренних маршрутов? Летом авиакомпанией SkyUp будет выполняться рейс Харьков-Одесса. Какие еще есть перспективы?

Пока реально никаких, потому что мы не видим той авиакомпании, которая может занять эту нишу. На SkyUp в этом плане мы очень рассчитываем.

Это же только на летний сезон...

Все начинается с малого. Мы уже пробовали запускать маршрут на Одессу. Парадоксально, но он был слабо востребован. Притом, что от Харькова до Одессы добираться непросто, самолетом через Стамбул - самый простой вариант. Невероятно, но это факт.

Наверное, вопрос в цене на билет?

В Киев, например, поездом дешевле. Но места на самолеты в Киев все заняты. Дело в сегменте рынка.

Накладывает ли в данное время какие-либо ограничения на работу аэропорта то, что Харьковская область считается прифронтовой?

Это сказывается на ощущении риска для авиакомпаний, поэтому они учитывают этот фактор. Наличие рядом территории, на которой нет спокойствия, сказывается. Нам приходится убеждать перевозчиков, что у нас безопасно. Но, благодаря определенным действиям нашего государства, в частности, МИУ, областной администрации, постепенно создается ощущение благополучия и спокойствия - которое, на самом деле, у нас в городе и присутствует. Создание такой атмосферы помогает авиакомпаниям принимать решения. Плюс, в подтверждении степени безопасности нам помогают специалисты миссий ОБСЕ, которые часто здесь бывают. И они с радостью идут на этот разговор и даже участвуют в совместных переговорах, где авиакомпании важно объяснить степень рисков, если таковые существуют.

Каким образом на аэропорт повлияло ухудшение отношений с Россией?

Прямой пассажиропоток в сторону Российской Федерации был закрыт, а опосредованный, через Беларусь, значительно ниже. Я думаю, что в обществе идет процесс, вследствие которого теряется интерес, ограничиваются взаимоотношения с РФ, что, конечно, приводит к снижению пассажиропотока. Куда стали летать эти люди? Стали ли они летать на заработки по другим направлениям? Я не уверен. Статистика сложная. Да, достаточно много людей получают трудовые визы в Польском консульстве, мы это знаем, но не только Польша является объектом интереса украинцев. Я вижу, что на запад движется очень много молодежи, студенчества.

Год назад в интервью нашему изданию коммерческий директор аэропорта Владислав Ильин рассказал, что в случае развития Харькова как пересадочного узла (с международных рейсов на внутренние) будет смысл в конвертации ангара под потребности трансферных пассажиров. Однако тогда доля таких пассажиров составляла меньше чем 0,5%. Как сейчас обстоят дела?

Раньше мы имели трансферных пассажиров, сейчас - практически нет. Пока речь об этом не идет, но наш ангар рано или поздно все равно станет терминалом. Вопрос заключается в пассажиропотоке, который у нас будет к тому времени, когда мы решим его конвертировать. Но мы к этому процессу готовимся. Будут в том терминале обслуживаться трансферные пассажиры, или пассажиры прямых рейсов, станет ли он терминалом для внутренних рейсов, или только для лоукостов - зависит от того, как будет развиваться рынок.

Какой пассажиропоток ожидаете в 2019 году?

Думаю, что мы будем иметь 20-25% прироста в этом году. Ориентируемся на 1,2 млн пассажиров. Мы поставили себе такую планку и, будем надеяться, что реализуем. Миллионного пассажира ожидаем в октябре-ноябре. 

Каким Вы видите развитие аэропорта в ближайшие 5 лет? Новые инфраструктурные объекты? Новые сервисы? Планы по расширению?

Это стратегия, которая зависит от пассажиропотока. У нас есть ряд инфраструктурных задач, которые мы должны решить. На сегодняшний день мы занимаемся парковочной системой, которая уже не удовлетворяет наши потребности. Не с точки зрения свободных мест, а с точки зрения логистики, движения на ней. Сейчас мы устанавливаем новое оборудование с новыми сервисами (например, бесконтактных платежей). Плюс, мы хотим в этом году привлечь австрийских проектантов, которые "нарисуют" нам новую схему развития парковки.

Следующий этап - у нас есть база по ремонту самолетов, и мы хотим ее развивать. Мы рассчитываем, что в ближайшее время мы приступим к реализации этого проекта.

Ваш аэропорт находится достаточно близко к жилым районам. Не возникает ли в связи с этим проблем?

Жалобы были, особенно от тех людей, которые незаконно построили дома в районе аэродрома. Но дело в том, что локализация аэропорта в городе всегда вызывает определенные ограничения, и у нас они тоже есть. Мы проводили исследования - и шумовые, и влияния на окружающую среду, - вносили изменения в определенные маршруты движения самолетов, условия взлета и посадки. На сегодня серьезных конфликтов с жителями нет.

Джерело cfts