15.05.19 

Опубликованы результаты расследования происшествия с самолетом "Белавиа" в БорисполеКомиссия Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами завершила расследование инцидента, произошедшего с самолетом Вoeing-737/500 авиакомпании "Белавиа" при посадке в аэропорту "Борисполь".

Согласно отчету о расследовании,  9-го декабря 2018 года, при выполнении посадки на аэродроме Борисполь, произошло выкатывание самолета В-737/500 EW-290PA ОАО «Авиакомпания «Белавиа» за пределы ВПП.

В 16:10, при выполнении посадки на аэродроме Борисполь, в приборных метеоусловиях, во время пробега, на расстоянии 577 м от входного торца взлетно-посадочной полосы самолет выкатился за пределы искуственной взлетно-посадочной полосы влево, на спланированную часть летной полосы на расстоянии 6-7 м от кромки твердого покрытия ВПП.

Через 208 м движения по грунту ВС вернулось на ИВПП и продолжило движение по ВПП со смещением к оси полосы.

В условиях низкой видимости диспетчер «Вышки» не мог наблюдать выкатывание самолета за пределы полосы, вследствие чего сигнал «Тревога» не объявлялся. Самолет после схода с полосы и движения по грунту вернулось на ВПП и продолжило руление по к месту стоянки. КВС сообщил диспетчеру руления о возможном повреждении огней приблизительно через 2 минуты после приземления («…после посадки, похоже, мы зацепили огни»). 

Вследствие серьезного инцидента самолет получил незначительные повреждения. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

 

Комиссия пришла к следующему заключению:

  • В процессе полета отказов агрегатов и систем выявлено не было. 
  • При выполнении посадки пилотирующим пилотом был КВС, контролирующим – второй пилот. Уровень подготовки КВС и второго пилота соответствовали выполнению полетного задания.
  • Заход на посадку осуществлялся в автоматическом режиме, в темное время суток в сложных метеоусловиях, соответствующих САТ І ИКАО.
  • Отключение автопилота осуществлено на высоте 76 футов, что соответствует установленным ограничениям.
  • До отключения автопилота, ВС находилось в пределах установленных ограничений по допустимым отклонениям от требуемой траектории захода.
  • После отключения автопилота ВС уклонилось влево, имея при этом левый крен 8 градусов. КВС не исправил левый крен, а отклонил штурвал влево.
  • Касание ИВПП произошло колесами левой основной стойкой шасси ВС с боковым отклонением от оси ВПП 25,4 м и с левым креном 8,4 градуса.
  • После касания, воздушное судно вышло влево за пределы ВПП с последующим возвратом на полосу.
  • После отключения автопилота посадка производилась визуально, в приборных метеорологических условиях, при низкой видимости, тумане, вероятно, КВС принял левые боковые огни ВПП за огни осевой линии ВПП, что привело к отклонению ВС левее от оси ВПП.

Наиболее вероятной причиной ухода ВС В-737/500 EW-290PA ОАО «Авиакомпания «Белавиа» левее оси ВПП стало формирование у КВС устойчивой зрительной иллюзии в условиях тумана и восприятие левых боковых огней ВПП за осевые огни ВПП, что привело к отклонению ВС влево и посадке левее от оси ВПП с последующим выкатыванием ВС за пределы ВПП. 

Комиссия рекоментует рассмотреть возможность оборудования ИВПП 18L/36R светосигнальной системой и средствами посадки для точного захода на посадку по ІІ (ІІІ) категории ІСАО с МК 176º.