03.09.19 

Как Украине стать авиационным хабом ЕвропыПассажиропоток в Украине растет вдвое быстрее, чем ВВП. Сколько же нужно аэропортов, чтобы Украина все-таки стала крупным авиационным хабом?

Об этом в статье на Лиге рассказал Георгий Зубко, заместитель гендиректора по коммерческой деятельности и стратегическому развитию ГП МА Борисполь.

Я не устаю повторять, что каждый иностранец, который прилетает в Украину, - это инвестор, и относиться к нему необходимо соответственно. В Украине пассажиропоток растет вдвое быстрее, чем ВВП, этот факт нельзя игнорировать. Другие страны это понимают, они развивают свои туристические направления и вкладывают деньги в свое промо. Они развивают авиацию, инфраструктуру, усиливают конкуренцию. А что же мы?

Поддержать наших

В каждом развитом государстве есть свой национальный перевозчик. Lufthansa в Германии, Air France во Франции, British Airways в Великобритании и тому подобное. Эти страны помогают своим авиакомпаниям развиваться: где-то содержат эксклюзивные маршруты, где-то поддерживают на территории других государств на уровне дипломатического корпуса, а где-то просто защищают их права. Помогают как могут, потому что понимают важность такого подхода.

Хороший пример такого подхода, например, Италия. Их Министерство экономики присоединилось к поиску инвесторов и спасло компанию Alitalia. Национальный перевозчик - необязательно государственная компания. Она может быть частной или частично частной, главное, чтобы была зарегистрирована в соответствующей стране и платила налоги именно там.

В Украине таких компании более 10, но существенно влияют на развитие авиационной отрасли около пяти. Учитывая, что авиакомпаниями пользуется лишь 4% украинцев, - потенциал для роста огромен. Только бы у людей были деньги!

И не только у людей, но и у государства. Потому вызовов хватает: плохие региональные аэропорты, небольшой пассажиропоток, цена топлива, отсутствие инвестиций, необходимость облетать территорию России.

Но критиковать может каждый. Что с этим делать?

Создавать условия для развития национальных авиакомпаний и увеличивать количество игроков на рынке. Потому что каждый перелет украинцев за границу на иностранных авиалиниях - это вывоз валюты и инвестиции в развитие иностранных компаний.

Что сейчас с украинскими аэропортами

В 1991 году в Украине работали 50 аэропортов, сейчас - 20. Две трети из них требуют значительных вливаний средств для реконструкции. На данный момент половина из них принадлежат городам, 15% - государству ( "Борисполь" и "Львов"), а 35% имеют смешанную форму собственности. Для сравнения, в Европе 59% находится в государственной собственности, а 15,8% в частной собственности - и эта цифра растет.

Нам нужно идти этим же путем, поскольку остатки аэропортов с советских времен не позволяют развиваться ни инфраструктуре, ни пассажиропотоку.

Для развития и обновления аэропортов необходимо немалое финансирование. Поэтому одним из возможных и эффективных решений финансирования является государственно-частное партнерство. Как это работает - государство за счет средств бюджета или средств международных финансовых организаций должно обеспечить реконструкцию или строительство стратегической инфраструктуры аэропорта (взлетно-посадочная полоса, перрон) и затем через механизм концессии передать аэропорт потенциальному инвестору, который за свои средства построит всю коммерческую инфраструктуру. Только вот здесь есть риски.

В концессию нужно передавать аэропорты, которые не могут самостоятельно финансировать свою деятельность. Я сейчас говорю преимущественно о региональных аэропортах. Самое важное, что нужно проверять при этом - личность концессионера.

Например, существует компания TAV Airports Holding. Она эксплуатирует множество аэропортов мира: от Анталии до Тбилиси, от Хорватии до Саудовской Аравии. Если мы отдадим им аэропорты Николаева или Херсона, то можем получить перераспределение большинства пассажиров из украинских аэропортов в Стамбул. Тогда о создании украинского авиахаба можно забыть. Мы теряем долю авиарынка и своими руками отдаем предпочтение аэропорту-конкуренту.

И что дальше?

Нужно менять масштабы наших амбиций и смотреть на вызовы не на пять лет, а на 30, и понять, что у нас есть реальная возможность ярче разгореться на мировой карте авиаперевозок. Для этого государству (совместно Кабмину и Верховной Раде) и менеджменту аэропортов нужно сделать достаточно четкие и понятные шаги.

Во-первых, нужно разработать законопроекты о создании специального авиационного фонда, преобразовании аэропорта Борисполь в полноценный хаб с привлечением авиационного, железнодорожного и автотранспорта, необходимо обновить законодательную базу по регулированию рынка авиаперевозок в соответствии с нормами ЕС.

Но, как я уже говорил, самое важное - повышать конкурентоспособность национальных авиакомпаний. Тех, кто зарегистрирован в Украине и платит налоги в наш бюджет. Мы должны мотивировать такие компании развиваться и, например, освобождать внутренние рейсы от уплаты НДС, и таким образом уменьшать их стоимость.

Кроме пассажирских перевозок, нужно не забывать и о грузовых. Программу по их развитию также нужно разрабатывать уже сейчас, когда мировая e-торговля стремительно розвиваается.

Кроме того, нам нужна комплексная и слаженная работа всех на промо Украины. Я говорю о Министерстве инфраструктуры, Министерстве туризма, культуры, информационной политики, руководстве всех аэропортов и других транспортных структур.

Развитие региональных аэропортов, привлечение к ним частного бюджета, создание единой пассажирской транспортной системы, увеличение количества авианаправлений, поддержка национальных перевозчиков - да, работы очень много. Но это все очень понятные инструменты, у нас уже есть план.

Что в итоге? Мы можем поднять туристическую привлекательность Украины на совершенно иной уровень, изменить все ассоциации с брендом нашего государства исключительно на положительные, а к тому же до 2025 года получить в бюджет дополнительные $ 500 млн.

Источник Лига   Автор: Георгий Зубко