05.10.19 

Восстановление взлетной полосы на военном аэродроме стоит более 500 млн. гривенИменно состояние искусственного покрытия может стать преградой на пути адаптации наших аэродромов к стандартам Альянса

Воздушные Силы стали на шаг ближе на пути приведения сети аэродромов к стандартам НАТО. 

О весомых практических успехах речь пока не идет, но прогресс в контексте наработки и изменения нормативно-правовой базы очевиден.

В течение нескольких последних лет в командовании Воздушных Сил как головной организации по инженерно-аэродромному обеспечения ВС Украины работала рабочая группа по взаимодействию с представителями НАТО. Изучили зарубежный опыт и работали над планом первоочередных мероприятий по всем направлениям. Как следствие - сегодня в инженерно-аэродромной службе тыла логистики имеют полный перечень изменений в Правила определения пригодности к эксплуатации аэродромов и взлетно-посадочных площадок госавиации. Здесь учтено нормативные документы, стандарты и практики как Организации Североатлантического договора, так и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Поэтому сейчас Воздушные Силы - на пороге грандиозного проекта по переоборудованию базовых и оперативных аэродромов. Однако удастся авиаторам в полной мере решить эти задачи, хватит ли сил и средств на их реализацию, и, главное, профинансируют стратегические замыслы Командование из бюджета?

Эти вопросы достаточно остро стоят на повестке дня. Потому военные аэродромы хоть и готовы обеспечивать полеты авиации, все же требуют капитального ремонта.

- Большинство наших аэродромов строились более 50 лет назад, - говорит начальник инженерно-аэродромной службы тыла логистики Командования Воздушных Сил ВС Украины полковник Виталий Застава. - Так только покрытие взлетно-посадочных полос нужно было бы заменить уже не один раз.

Искусственное покрытие аэродромов является одной из наиболее болезненных и наиболее дорогих составляющих на пути адаптации аэропортов. На такие работы до недавнего времени выделялось на уровне 20% ассигнований от годовой потребности, чего аеродромникам хватало разве что балансирование на грани минимальных показателей годности аэродромов.

НЕ исключением является текущий год. И, скорее всего, следующий также не станет прорывным по финансированию аэродромных сетей. Поэтому очевидно, о каких-то быстрые изменениях речь здесь не идет. Специалисты говорят, что начало капремонта искусственного покрытия оттягивается на перспективу.

- Все из-за высокой стоимости таких работ, - рассказывает дальше полковник Виталий Застава. - К примеру, восстановление искусственного покрытия только на одном аэродроме обойдется в более 500 млн. гривен. А это почти семь наших годовых бюджетов. При таком финансировании начало капремонта хотя бы одной ВПП будет означать закрытие аэродрома на несколько лет. Этого мы не можем себе позволить в условиях войны.

Поэтому пока аеродромники вынуждены работать исключительно на поддержку аэропортов в исправном состоянии. Вместе с тем в инженерно-аэродромной службе осознают, что на старых ресурсах аэродромная сеть долго не протянет. Объемы работ и средств с каждым годом будут только расти. И рано или поздно вся сеть начнет сыпаться по принципу домино.

Ситуацию осложняют и показатели бюджетных прогнозов на 2021-2022 годы. В планах - сокращение расходов на эксплуатационные расходы и капремонт аэродромов почти вдвое, что является очень опасной тенденцией. Об этом знают в Генеральном штабе и обещают учесть при формировании следующих бюджетов оборонного ведомства.

По меньшей мере это сводит на нет планы инженерно-аэродромной службы и управления капитального строительства и ремонта Воздушных Сил по реализации уже наработанных неотложных проектов. По крайней мере понятно, что в следующем году авиаторы не смогут начать строительно-монтажные работы по реконструкции искусственного покрытия аэродрома в Озерном.

Над ним специалисты работали около двух лет. Сейчас полностью отработаны проектно-сметную документацию и проведено ее госэкспертизу, что сейчас находится на рассмотрении в Минобороны. Итак, ОЗЕРНЯНСКИЙ военный аэродром должен стать первым на пути адаптации всей сети к стандартам НАТО.

Впрочем, западные стандарты - это не только обновление искусственного покрытия. Это целый комплекс мероприятий, предусматривающий оснащение современными радиолокационными и навигационными средствами, светотехническим оборудованием, внедрение принципиально иного уровня безопасности и многое другое. И здесь определенный прогресс есть.

По крайней мере еще в прошлом году Воздушные Силы начали устанавливать новое светосигнальное оборудование, и сейчас уже есть несколько полностью оборудованных аэродромов. Продолжается и процесс обновления радиолокационных средств. Всего несколько месяцев назад на Луцком военном аэродроме развернули современную радиолокационную систему посадки, полностью адаптирована к стандартам ИКАО и НАТО. Многие аэропортов уже оборудованы новыми комплектами автоматизированного командного диспетчерского пункта. Многое сделано в вопросах безопасности и восстановления аэродромных объектов коммунального хозяйства.

Вместе с тем все прекрасно понимают, что взлетно-посадочная полоса является важнейшим объектом аэродромной инфраструктуры. И когда она непригодна к использованию, то ни один самолет уже не полетит.

Источник armyinform