07.10.19 

ImageЕще до начала АТО взвод 80-й отдельной аэромобильной (сейчас - десантно-штурмовой) бригады, которой командовал офицер Иван Михайлецкий, в составе подразделения перебросили в Сумскую область, а затем на оборону Луганского аэропорта.

Подразделение молодого командира в то время было одним из немногих в Вооруженных Силах Украины, которое полностью укомплектовано военнослужащими-контрактниками и боеготовым.

Первый бой

- Когда 12 апреля 2014 российские диверсанты захватили Славянск, мы по сигналу «тревоги» в составе роты под командованием старшего лейтенанта (сейчас - майора) Вадима Сухаревского выдвинулись туда. Задача - на БТРах выйти на место встречи для усиления отряда спецназначения МВД «Омега», ведь они своей бронетехники не имели. На рассвете 13 апреля мы остановились на обочине дороги возле села Семеновка, что возле Славянска. Сюда же прибыло руководство СБУ, спецподразделение «Альфа» и командование бригады, общим решением они согласовали дальнейший маршрут движения нашего подразделения, - рассказывает майор Иван Михайлецкий.

Это был еще тот период, когда не было войны и о проведении АТО никто не объявлял. Обсуждение дальнейших действий десантников осуществлялось на обочине автомагистрали. Вдруг легковой автомобиль, который двигался по трассе, остановилась, из него выскочили вооруженные люди и сразу же открыли огонь по сотрудникам СБУ. Одновременно из лесопосадки неподалеку противник также открыл огонь. Погиб один офицер «Альфы» и еще несколько получили тяжелые ранения. Огневой контакт был скоротечным и на короткой дистанции. Диверсанты действовали дерзко, будто знали, что им не дадут отпор. Со стороны «зеленки» противник начал атаку - группа до двух десятков человек начала грамотно, перебежками по двое, передвигаться. Если бы они еще ближе подошли, то могли бы нанести значительный урон, также и десантникам. 

- У нас был приказ «Огонь не открывать», однако, когда на твоих глазах расстреливают собратьев - действовать нужно решительно. Командир роты старший лейтенант Вадим Сухаревской взял всю ответственность на себя. Он сел в БТР на место стрелка и дал команду подчиненным выдвинуться вперед и открыл огонь на поражение по противнику, - вспоминает Иван Михайлецкий. - После первых наших автоматных очередей враг начал отходить, увлекая за собой раненых. Их огонь был полностью подавлен.

БТР Ивана Михайлецкого эвакуировал раненых «альфовцев» в медучреждение, где им оказали квалифицированную помощь.

Это был первый бой, когда украинские военные отбили атаку русской диверсионной группы. В тот же день в Киеве состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, во время которого было принято решение «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранение территориальной целостности Украины». Так началась антитеррористическая операция на территории Луганской и Донецкой областей.

ImageЛАП 

В дальнейшем в течение двух месяцев взвод Ивана Михайлецкого неоднократно под прикрытием бронетехники участвовал в штурме и удержании блокпостов на подступах к Славянску.

- В середине июня 2014 мой взвод военно-транспортным самолетом Ил-76МД перебросили из-под Славянска обратно в Луганский аэропорт, где уже также началось значительное обострение ситуации. Вооруженное противостояние разгорелось за установление контроля над аэродромом ЛАП, который в то время имел стратегическое значение. Мы прилетели первым бортом, а второй, с десантниками 25-й бригады, враг коварно сбил над аэропортом во время приземления. На том борту погибло 49 украинских воинов. Это произошло 14 июня. И это был серьезный удар. После этого туда уже не прилетел ни один самолет. Приходилось экономить пищу, воду и боеприпасы, - говорит Иван.

Ситуация усугублялась с каждым днем. В первые дни пребывания в аэропорту обстрелы были относительно незначительными, однако впоследствии противник начал интенсивно вести огонь по защитникам лапу. Враг использовал тяжелую артиллерию - «Грады», «Смерчи», «Тюльпаны», «Пионы». Во время одного из боев Иван был ранен. Это произошло в середине июля на высоте около аэропорта на подступах к населенным пунктам Хрящеватое и Новосветловка, где взводный и его личный состав удерживали позиции. Осколком от танкового снаряда Ивану посекло ноги, однако он продолжал командовать своими подчиненными и из боя не вышел. 

ImageВ это время защитники ЛАПа уже фактически оказались в осаде. В высшем штабе было принято решение о разблокировании аэропорта. Прорыв осуществляли подразделения под командованием комбрига 80-й отдельной аэромобильной бригады полковника Андрея Ковальчука (ныне - генерал-майора, начальника штаба - первого заместителя командующего ДШВ ВС Украины).

Эффективная тактика дала свои результаты: была освобождена Георгиевка, перерезана стратегически важная трасса Луганск - Красный Луч и создан коридор безопасности, который использовался для блокировки Луганска. В расположении боевиков началась паника. Во второй половине августа Кремль организовал контрнаступление по всем направлениям вблизи Луганска.

31 августа в Луганском аэропорту был ад. На штурм пошли псковские десантники и дагестанские мотострелки. Впервые россияне применили свои новейшие танки «Т-90». Огнем их поддерживали «Пионы» и «Тюльпаны», предназначенные для уничтожения бункеров. К концу дня в аэропорту уже нечего было защищать: все здания и взлетная полоса были полностью разрушены. При таких условиях десантники получили приказ на организованное отступление. 

ImageКогда они уходили из аэропорта, Иван Михайлецкий заметил неподалеку группу украинских безоружных военнослужащих, которых вели под конвоем россияне. Офицер понял, что наши попали в плен. Долго не раздумывая, он выпустил несколько коротких очередей в сторону врага ... Все пленники вместе с десантниками целые и невредимые отошли в безопасное место.

Вскоре состоялась ротация подразделений и офицер вернулся в пункт постоянной дислокации воинской части. Только здесь он узнал, что Указом Президента Украины от 19 июля «... за личное мужество и героизм, проявленные в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, верность военной присяге во время русско-украинской войны» он награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени.

ImageУже во Львове, во время обследования в военном медицинском учреждении, врачи сообщили Ивану, что по состоянию здоровья (по ранению) он больше не пригоден к службе в ВДВ, хотя годен к военной службе. Так началась новая страница военной жизни майора Ивана Михайлецкого - теперь в военном комиссариате.

Джерело armyinform