29.10.19 

ImageВертолет уверенно мчится после успешно выполненного задания. И вдруг - удар, сыплется стекло в кабину, пилот за штурвалом чудом спасает глаза ... Экипаж видит в кабине окровавленного аиста. Становится понятно, что именно птица вызвала инцидент в воздухе. Экстренная посадка борта! Нервы, риск, необходимый ремонт борта ...

Статистика столкновения военных бортов с птицами - не шокирующая, но проблема существует и порой обходится государству в немалые средства. Например, в прошлом году даже двигатель на самолете пришлось заменять после «орнитологического приключения». Чувствительна к повреждениям турбина моментально вышла из строя.

Над тем, чтобы минимизировать контакт с пернатыми, работают специалисты метеослужбы Воздушных Сил. Да и зарубежные специалисты подтверждают важность инвестиции в эту отрасль. Говорят, что один доллар, вложенный в метеослужбу, экономит военной авиации минимум восемь долларов.

Именно сейчас в период начала миграции птиц ситуация в небе непростая. В этом году теплая погода держится относительно долго, и птицы не слишком спешат в теплые края. Это вносит свои коррективы в летные планы. Поэтому специалисты ежедневно тщательно оценивают ситуацию, готовят орнитологические данные, указывают особенности и риски ...

- Столкновение с птицами является общемировой проблемой. Фактор природы, как и сто лет назад, так и теперь воздействует на безопасность полетов. Птицы не спрашивают нас, селятся там, где им удобно, вблизи аэродромов в частности, - рассказывает начальник авиационно-метеорологической службы подполковник Иван Любченко. - Когда я служил в бригаде транспортной авиации, видел, как на распорядок полетов изрядно влияют птицы. Стаи ворон ночевали в конкретном месте, там было теплее, а каждое утро после восхода солнца тянулись на свалку через аэродром. За полчаса до захода солнца они снова возвращались. Поэтому командир знал, что в это время нежелательно принимать самолеты из-за высокой вероятности столкновения.

В командовании рассказывают, что хоть от птиц и может быть много бед, борются с ними на аэродромах исключительно мирно - отпугиванием механическими чучелами, зеркальными шарами, биоакустические установками ... Все это делает территорию непривлекательной для птиц. О жестоких методах, типа ловушек или отстреливаемой, речь не идет.

Иван Любченко рассказывает, что больше столкновений происходит на небольшой высоте при взлете или посадке. Чаще всего птицы «влетают» в технику летом, а также в период осенних-весенних миграций. Буквально на прошлой неделе самолет бригады транспортной авиации поймал пернатого.

- Ведем подробно статистику столкновений самолетов с птицами. Несмотря на рост интенсивности полетов, общее количество инцидентов по годам не увеличивается, - говорит Иван Любченко. - Самыми опасными для наших широт остаются совы, летучие мыши, аисты, кобчики. Конечно, чем больше по размеру птица, тем больше бед она может наделать. Но и маленькие птички, летят большими стаями, достаточно непредсказуемыми. 

И хотя работа специалистов авиационно-метеорологической службы не слишком заметна на первый взгляд, ее важность трудно переоценить. Каждый предупрежденный пилот, который ведет себя осмотрительнее, каждый самолет, что не взлетел во время критической опасности, - дорогого стоят. А вопрос: «Кто в небе хозяин?», похоже, еще долго будет оставаться риторическим ...

Джерело armyinform